Наше тело - это то, что мы едим и пьем. А наша душа - это то, что мы с самого рождения видим, слышим, читаем, смотрим. От колыбельных песенок и первых сказок - до романов Достоевского. Или до свежего детектива Дарьи Донцовой - это уж как получится. Нашу душу с пеленок формирует культура того народа, частицей которого нам довелось родиться. Культура окружает человека повсюду - если он человек, а не потерянный в лесу "маугли". Даже там, где человек оторван от культурной среды трагическими обстоятельствами, возникают ее суррогаты - вроде блатных песен и воровских баек, которыми скрашивают свою жизнь заключенные. Без культуры попросту нет человека.
Казалось бы - ну о какой культурной войне тут может быть речь? Культура - это тишина музеев и библиотек, а выстрелы и взрывы если и слышны, то только в кинозале. Тем не менее, война идет, и ее мишенью является сердце каждого из нас. Разрушь или измени до неузнаваемости культурное ядро народа, содержащее в себе его основные жизненные ценности - и народа нет. Есть невнятное население, которое можно брать теплым и вести куда угодно, словно стадо баранов.
Иногда оружие культурной войны (или войны с культурой) действует медленно, исподволь, словно боевой вирус или тонкий яд, а иногда взрывается. как бомба. Так случилось с фильмами "Интердевочка" и "Маленькая Вера", после которых старшеклассницы вдруг на полном серьезе стали мечтать о карьере валютных путан. А фильм Абуладзе "Покаяние". в котором сын выбрасывает из могилы тело отца, в немалой степени способствовал тому, что безумие перестройки и отречения о своего прошлого под видом "покаяния" овладело умами на срок, достаточный для политического разгрома нашей страны. Или совсем свежий пример - фильм "Сталинград", вколачивавший с мозг зрителей идею, что служение Державе - без разницы, какой, Советской или немецко-фашистской - одинаково калечит человека, а сочувствия и защиты достойно только маленькое личное счастье. Или современные артхаусные фильмы, представляющие жизнь в стране как серую, унылую, замызганную помойку, населенную деградирующими людьми.
Вообще кинофильмы - это наиболее мощное оружие культурной войны, так как они воздействуют одновременно на многие чувства и создают эффект присутствия в картинке. Мощное воздействие способен оказывать театр. Но не менее сильное оружие - музей. Как будто бы тихое хранилище исторических ценностей и произведений искусства, но от подбора экспонатов, их расположение, подписи под ними и комментарии экскурсоводов способны "зарядить" одни и те же молчаливые свидетельства совершенно по-разному.
Так называемое "современное" искусство - тоже крайне опасный инструмент не только разрушения народной идентичности, но и расчеловечивания вообще. В постмодернистком ультраавангардистском угаре произведением искусства объявляется все, что угодно - пляски голых оторв, сексуальная оргия в музее, нарисованный на питерском мосту член или приколоченные к брусчатке Красной площади вполне реальные гениталии. Рушатся все табу и представления о приличиях - и все это под знаменем искусства, новейшего культуртрегерства. Заразу эту разносят по всей России с невероятным упорством "продвинутые" галеристы, ярчайшим представителем которых является Марат Гельман
А литературная, художественная и кинокритика? Если потенциальному зрителю и читателю "объяснить", какие книги читать и какие фильмы смотреть должен "продвинутый", "современный" человек, находящийся "в теме", то стремящийся прослыть таковым читатель и зритель будет через отвращение, ломая себя. находить прекрасное в отвратительном и уродливом, пока оно не станет частью его внутреннего мира, не изменит его изнутри.
Стоит вспомнить и то, какую роль сыграли художники и музыканты, вставшие на сторону Майдана, в разгуле неонацистской бесовщины и насилия, как поддержали фашистский режим либеральные деятели культуры в России - а другие деятели культуры дали им отпор. Украинские события, пожалуй, наиболее наглядно показали. что культура - вовсе не высокая башня из слоновой кости, оторванная от политической действительности.
Культурная война нераздельно связана с другими войнами - информационно-психологической, метафизической, касающейся духовно-философских основ нашей жизни, с войной против истории. Если, к примеру, религиозные фанатики разрушают древний памятник искусства, то здесь можно увидеть пример всех этих войн сразу. Иначе и быть не может, ибо мир - чрезвычайно сложный организм и все, происходящее в нем и с нами, переплетено и соткано воедино множеством связей.
Понимать и любить культуру народа - многонационального советского - отражать нападки на эту культуру и атаки на нее при помощи культурных и иных средств, включая административные и экономические - жизненно важная задача для тех, кто действительно хочет возрождения нашей великой Родины, что озабочен судьбой Человечества в целом. Без культуры нет человека. Если культура будет заменена анткультурным гнилостным месивом, люди превратятся в тупых животных, одержимых всеми страстями и разрушительными инстинктами. Для того, чтобы поставить заслон обескультуриванию, необходимо бережно хранить, изучать родную культуру, пропускать ее через сво душу, жадно впитывать и перенимать ее сокровища и прививать любовь к ней своим детям с самого раннего возраста. Задумайтесь: если бы не сказки Арины Родионовны, у России, скорее всего, не было бы Пушкина.