Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация

«Утомленные солнцем — 2»: Добро пожаловать в грязь

avenarius
12 728 09:01 19.09.2021
   Рейтинг темы: +1
  avenarius
avenarius


Сообщений: 27894
В одном из своих интервью, предшествующих премьере «Утомленных солнцем — 2: Предстояние», режиссер, сценарист, продюсер и исполнитель главной роли в фильме (уф-ф!) Никита Михалков сказал, что «историческая правда здесь меня не так интересует. Мало того, она и молодежь не так интересует». О том, что интересует молодежь, Михалков, понятное дело, высказался со своей колокольни, с которой, кроме его личного мнения, больше ничего не видно, — свидетельством тому именно реакция молодежной аудитории, брезгливо вылавливающей в ленте легионы «исторических» блох. А главное — эта реплика плохо вяжется с высказываниями самого Михалкова о том, что при написании сценария перелопатили кучу документов, в том числе и секретных (отметим на полях, что архивы — прямо какой-то неиссякаемый колодезь: черпают из него «правдолюбы», черпают, доказывают каждый раз разное, а он все полон).


Но даже если сделать усилие и закрыть глаза на нагромождение этих ляпов — можно ли счесть «несильную заинтересованность» в исторической правде поводом, достаточным для нагромождения чуши?





Зомби на марше

Финал «Утомленных солнцем» говорил четко и ясно: комбриг Котов мертв, жена Котова погибла в лагерях, а сотрудник сами-знаете-чего Арсентьев покончил с собой. То есть зрителя пичкали этакой смесью обличительного пафоса (конечно, в адрес «кровавого режима», с причмокиванием пожравшего честного вояку), второсортной морали и искупительного покаяния (через самоубийство Арсеньева).
Темы были модные, самые что ни на есть актуальные — как же, середина 90-х, накал разоблачений! Потому удалось и внимание зрителей привлечь, и призы взять международные. Казалось бы, все довольны.

Однако аппетит, как известно, приходит во время еды — ну вот он и пришел, и расположился по-хозяйски: в самом-то деле, мало у кого в киномире не разыграется аппетит при виде 50 миллионов долларов!
Да и традиционное желание получить золотые статуэтки, ветви, медведей и прочую флору-фауну никуда не делось. Так что утомленных солнцем героев фильма — смертельно утомленных! — решили вернуть к жизни, благо что задача казалась несложной: кино же.
Дунул, плюнул, и готово (тут, конечно, нельзя не отметить, что сам выход фильма на экраны сопровождался тоже своего рода магическим ритуалом: с премьерой «великого кино» 9 мая на Красной площади не вышло, так давайте выпустим фильм 22 апреля).

Впрочем, фокус с оживлением погибших персонажей, который в кино и в самом деле частенько получается, в данном случае не удался — уж и неясно, по традиционной ли для неудавшихся фокусов причине или по какой-то иной.
Несмотря на все ухищрения колдунов вуду — ну, то есть сценаристов, — пытающихся вдохнуть искру жизни в мертвых персонажей, оживать последние категорически отказались. Так и ходят по экрану мертвые, совершают глупости.

Нет, конечно, в фильме есть и удачные актерские работы. Еще бы: к участию в «Утомленных солнцем — 2» привлечена, пожалуй, вся тяжелая — да местами и легкая — артиллерия отечественного кинематографа.
И порой актеры прямо-таки вызывают сочувствие своими попытками если уж не спасти фильм (это вряд ли под силу актерам, занятым в эпизодах), то хотя бы полностью реализовать потенциал своей роли. У некоторых — Миронова, Маковецкого — получается.

При взгляде же на других грешным делом вспоминается михалковская же лента «12»: например, совершенно не изменились типажи Гафта, Петренко, Адабашьяна. А ведь даже далеко не каждый анекдот стоит рассказывать дважды — чего уж там говорить о ролях с претензией на драматичность.





Гости из прошлого

И в общем совсем неудивительно, что следом за собой мертвые персонажи утаскивают в Аид и весь фильм.
Дело в том, что темы, которые сохраняли бодрящую остроту в 90-х, — разоблачения сталинизма, страшилки про застенки НКВД и безвинно репрессированных (и мало кого заботило, что «безвинно репрессированные» в большой своей массе получали срок за вполне реальные преступления), — ко дню сегодняшнему безвозвратно протухли.

Рассуждениями об ужасах прошлого сегодня не удивишь: спасибо, накушались по горлышко.
Да и вообще на фоне сомнительных прелестей нынешней жизни всякие разоблачения событий семидесятилетней давности не столь актуальны — и рядовой зритель вполне закономерно может задаться неудобным вопросом вроде: «Что вы мне про ужасы ГУЛАГа двадцать лет рассказываете, если я сам эти двадцать лет с хлеба на воду перебиваюсь и за работу получаю гроши?»

А режиссер «Предстояния», кажется, и не заметил, что миновала целая эпоха — не только в истории страны, в настроениях человеческих миновала. Он все так же самозабвенно продолжает раскрашивать книжку страшилок: вот палачи из НКВД пугают простых советских граждан до мокрых штанов, вот людей бросают на танки с саперными лопатками…

Этот разоблачительный пафос дважды достигает пика — причем оба момента приходятся на первый час экранного времени. Первая сцена — это обед на даче Котова, во время которого «легендарный комбриг» вжимает Сталина лицом в торт с портретом самого вождя.
Тут все абсурдно, нарочито. И пузатый рябой Сталин, уже сам вид которого недвусмысленно намекает на источник михалковского вдохновения: кто не помнит, как «властители дум», сами в большинстве своем далеко не аполлоны, отпускали издевательские комментарии по поводу внешности Сталина (безудержно завираясь, кстати)?
И «живые» музыканты, играющие на заднем плане: само собой, кровавый тиран просто не мог удовольствоваться радиоприемником или патефоном.
И то, что все присутствующие — Буденный, Ворошилов, а также сам Котов (вот тебе и «несгибаемый»!) и его жена — стоят перед вождем в буквальном смысле на задних лапках. И предложение «съесть товарища Сталина», сделанное самим вождем после появления торта с его портретом, — желающие могут поискать тут смысловые отсылки к заговорам, благо копать придется неглубоко.
И так далее, и так далее.
Однако ситуация сама по себе более чем двусмысленная — будучи заведомо антисоветским конструктом, эпизод невольно вызывает только лишь брезгливое отвращение к «честному комбригу», который на деле ненавистной ему власти лизоблюдски прислуживает.

Во второй сцене — в пионерском лагере, где подруга дочери Котова на эту самую дочь написала донос и звонким пионерским голосом зачитывает его незнакомому ей человеку с ромбиками в петличках, — все разыгрывается в лучших традициях все тех же антисоветских агиток.
Тут и запугивание, и клятвы в верности, и предательство, и мокрые штаны, и даже тридцать сребреников в виде путевки в Артек.
Ну, а сам лагерь, конечно же, носит имя Павлика Морозова — фигуры, еще в конце 80-х донельзя ошельмованной.

Что в первом, что во втором случае манипуляция настолько толста и примитивна, настолько лишена всякой художественности, что кажется, будто зрителя бьют молотком по голове.
Впрочем, на этом злоключения зрителей не заканчиваются — ведь впереди еще почти два часа хронометража и не менее удивительные сюжетные находки.





Борьба по-михалковски

Совершенно очевидно, что главная цель, которую ставил перед собой Михалков-режиссер, — «изменить привычный взгляд на войну». «Предстояние» — это своего рода противопоставление ура-патриотическим, «однозначным» лентам о Великой Отечественной войне, которых наш кинематограф и в самом деле произвел множество (кстати, произвел во многом силами все тех же режиссеров, сценаристов и актеров, которые ныне поливают прошлое грязью так же «искренне», как прежде восхваляли). Но «борьба по-михалковски» — это в чистом виде махание кулаками после драки.
Это следование модной тенденции, причем следование ей тогда, когда это может принести только дивиденды. Ведь советская литература и советский кинематограф невозможно сводить только к ура-патриотическим агиткам, они отнюдь не замалчивали сложных вопросов, связанных с войной, — находили отражение в произведениях и темы отступления, и оккупации, и предательства, и сотрудничества с врагом.
И даже в потоке постсоветских фильмов-агиток — но уже, само собой, с совершенно иным идеологическим зарядом — порой нет-нет да и попадались фильмы, в которых войну старались показать без прикрас, но и без бессмысленного самозабвенного очернительства (вспомним хотя бы очень непростой фильм Дмитрия Месхиева «Свои»).

Сам Михалков в выступлениях неоднократно говорил о том, что стремился показать, сколь страшна была война для мирного населения, — потому-то, наверное, на экране практически и нет регулярных войск. Михалкова не интересуют те, кто сжигал себя в самоубийственных контратаках, стремясь замедлить продвижение врага, не интересуют те, кто до последнего патрона сражался в «котлах», а потом поднимался в самоубийственную штыковую.
Впрочем, один раз красноармейцы на экране появляются, — это дезертиры, бегущие от наступающего врага.
И такое было, конечно, как была и сдача в плен, — но были и дневниковые записи немецких генералов о том, что нигде прежде им не встречалось столь ожесточенного и самоотверженного сопротивления, как на советской земле.
Однако герои Михалкова не интересуют: против врага сражаются штрафники, кремлевские курсанты и, ясное дело, сам Котов.

Однако — вот парадокс — гражданское население Михалкова, похоже, интересует ничуть не больше военных. Вообще все смерти — это лишь фон, на котором можно крупными планами показать лицо самого Михалкова-Котова, его дочери и сына (семейный подряд, столь привычный в нашем новом кино, снова в действии).
Не люди гибнут — так, мрут людишки. Это расходный материал, необходимый для того, чтобы снова и снова реанимировать образчики самой натуральной геббельсовской пропаганды.

И хотя Михалков говорит о том, что стремился «показать трагедию», никакой трагедии в происходящем на экране не видно.

И вот от этого как раз и делается страшно.





Получается, что трагична не война и не массовые смерти: трагично само неумение, неспособность накал этой драмы показать. Ибо для этого нужно нечто иное, чем бесконечное смакование смерти, чем копание в грязи и трупах.
Но этого «другого» нет, и потому даже когда экран в пять слоев завален мясом, в душе зрителя ничего не ворохнется, — да и откуда взяться состраданию у зрителя, если нет его и у создателей фильма?
Даже потенциально сильная сцена нацистских бесчинств в безымянной деревушке сведена к пустому морализаторству, причем более чем неоднозначному: мол, это людей Бог наказал за то, что они дочке Котова двери не открыли.
А Надю Котову, конечно, Бог спас.
Но только ее — видать, десяти праведников в деревне не нашлось, а одного праведника оказалось маловато.

Религиозная тема, кстати, является в «Предстоянии» одной из сквозных — вот только обыгрывается она так же неуклюже, нарочито, напоказ, как и все остальное. Тут и скороспелое крещение комсомолки Нади, которое просто невозможно воспринимать иначе как насмешкой над таинством, и молитвы, от которых вражеские самолеты с неба сыплются, и нетронутые иконы на руинах церкви.

В целом же никакого катарсиса, никакого пронзительного ощущения того, что горние силы были на стороне нашего народа, не возникает — напротив, сама собой приходит на ум странная аналогия, что крещение дочки комбрига в кино, по сути, равноценно включению жульнического чит-кода в компьютерной игре: нацепил крестик на шею — включился «режим бога», и вот ты неуязвим для врага, пусть вокруг хоть все горит синим пламенем. Это теперь наше кино так за веру агитирует?
Топорная работа.

Как, впрочем, и почти все остальное.

Все, что сегодня зритель ждет от отечественных режиссеров, — это хорошего кино.

А уж если речь идет о фильме про войну, тем более выходящем в год 65-летия Великой Победы, — то авторы фильма вдвойне должны сознавать ответственность, которая ложится на их плечи при обращении к столь сложной, острой и до сих пор болезненной теме.
Однако зрителю подсунули еще один посредственный (однако чрезвычайно дорогостоящий) комплект давно прогнивших идеологических штампов.

И что, кто-то хочет, чтобы после этого кино в душах проснулись патриотизм и гордость за своих предков, которые сломали хребет самому страшному врагу?

Владимир Ярцев


Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Ruby Ludwig Valentin
Mad_and_crazy


Сообщений: 40084
09:09 19.09.2021
Наш пострел везде поспел.
И в окопах и на передовой.
Вжился в образ.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Борей
36945


Сообщений: 28619
09:15 19.09.2021
Во-первых фильм Утомлённые солнцем -1 был в мире подан как вселенский шедевр.
Это как Солженицына, которого подавали как равного Толстому Достоевскому...

Мировое общество активно разогрели. В Нью-Йорке стояли очереди в кинотеатры на его просмотр.
Фильм был внесён в пантеон самых великих....

Говоря прямо --Никиту просто покупали таким образом, пытаясь из него сделать кинематографического Солженицына.

.....Не продался...Остальное в том числе и фильм -2 --никакого значения не имеют.

Эт если мы про политическую составляющую фильма. Последователи потом эксплуатировали дальше темы про пьющую из горла водяру. ползающих потом на четырёх и хрюкающих русских в лице Серебренникова
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Baltik
Talvi


Сообщений: 11928
09:25 19.09.2021
Борей (36945) писал (а) в ответ на сообщение:
> ..Не продался
quoted1
Продался, только другим.
Нравится: avenarius
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Борей
36945


Сообщений: 28619
09:37 19.09.2021
Baltik (Talvi) писал (а) в ответ на сообщение:
> Продался, только другим.
quoted1
Он гражданин России. где всегда жил и живёт.

А то, что ваше воспалённое воображение придумывает сидя за бугром --это ваши личные тараканы
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Baltik
Talvi


Сообщений: 11928
09:57 19.09.2021


Борей (36945) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> А то, что ваше воспалённое воображение придумывает сидя за бугром --это ваши личные тараканы
>
quoted1
какой-то бред не в тему... Читай внимательно на что отвечаешь и что пишешь.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Борей
36945


Сообщений: 28619
10:37 19.09.2021
Baltik (Talvi) писал (а) в ответ на сообщение:
> какой-то бред не в тему... Читай внимательно на что отвечаешь и что пишешь.
quoted1
В тему в тему. Вы пока тут учите правильной забугорной жизни уже не только без портов ж-дорог заводов и фабрик остались, Но и без штанов скоро будете ....
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Provans
Provans


Сообщений: 45706
10:41 19.09.2021
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> Темы были модные, самые что ни на есть актуальные — как же, середина 90-х, накал разоблачений! Потому удалось и внимание зрителей привлечь, и призы взять международные. Казалось бы, все довольны.
quoted1
Не могу ничего сказать, не смотрел - с первых кадров - тягомотина, как и большинство фильмов Михалкова
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Provans
Provans


Сообщений: 45706
10:43 19.09.2021
Борей (36945) писал (а) в ответ на сообщение:
> ….Не продался.
quoted1
Да, Березовский его раньше успел купить
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Борей
36945


Сообщений: 28619
10:55 19.09.2021
По поводу Марии Шукшиной на награждении...
Просто дура.. Театральный бомонд вообще выпал из реальной жизни страны и заигрался во властителей дум народа.

И при этом за бабками регулярно приходят брать из казны. На свои харчи давно пора перевести. Зажрались просто и берега потеряли
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Karabas_il
Karabas_il


Сообщений: 28345
11:17 19.09.2021
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> (и мало кого заботило, что «безвинно репрессированные» в большой своей массе получали срок за вполне реальные преступления)
quoted1
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Karabas_il
Karabas_il


Сообщений: 28345
11:24 19.09.2021
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> «Утомленные солнцем — 2»
quoted1

Не смотрел - сказать нечего.

Не люблю Михалкова как человека - мерзкая натура.
Сужу по интервью и прочим сюжетам про него.
Однако как режиссёр - гений.
Как не странно, такое часто встречается когда человек гений в какой-то области, тогда как сам по себе - "говно" !
Почему так - мне не очень понятно.
Нравится: avenarius
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Baltik
Talvi


Сообщений: 11928
11:29 19.09.2021
Борей (36945) писал (а) в ответ на сообщение:
> В тему в тему. Вы пока тут учите правильной забугорной жизни уже не только без портов ж-дорог заводов и фабрик остались, Но и без штанов скоро будете ...
quoted1
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    «Утомленные солнцем — 2»: Добро пожаловать в грязь
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия