1970-й год, советская Одесса. За несколько дней до начавшейся летом эпидемии холеры в старый еврейский дом к родителям съезжаются со всех уголков Союза 2 дочери с мужьями и детьми, а также зять третьей дочери — корреспондент «Известий» Борис (Е. Цыганов) с сыном Валеркой (Тодоровский мл. в детстве) из Москвы. Поскольку выехать обратно нет возможности, разворачивается непростое сосуществование близких людей с взаимными упреками, завистью, проблемами «пятой графы» в паспорте, квартирным вопросом, скелетами в шкафах и краткой историей отца семейства (Ярмольник) — когда-то «неблагонадежного», но ныне убежденного советского гражданина и авторитетного в городе человека.
В фильме две линии поведения людей тактично противопоставляемые режиссером одна другой. Первая о том, что подавляющая часть советских людей увы склонна, так или иначе, к сделкам с совестью, ради обеспечения гарантированного будущего, ради спокойной жизни в целом: либо в непростых и двуличных советских нравах, либо за границей. Вторая — люди идеалисты, готовые в своей приватной жизни поступать хотя бы по совести.
И вот тут то, по второй линии возникает самобытный романтический (для меня поразительно свежий) треугольник между отцом, сынишкой и 15-летней гарной дивчиной, полугречанкой-полуукраинкой Иркой из соседского через двор домика, куда первых двух заботливые родственники отправляют на холерный карантин, как новоприбывших.
Для Валерки Ирка — просто желанная чумовая старшая сестра, а для Бориса она не просто желанная «целочка», но и свет, и образ проявления жизни души по сравнению с тем, что у него было (и еще будет!) в неискренние и постылые московские будни. Несмотря на первый властный затяжной поцелуй с его стороны, и серию взаимных притяжений по инициативе Иры, Борис почти до конца не решается ставить запятую в вопросе: «Любить нельзя мечтать». Ну, а Валерка демонстрирует детскую непосредственность и мальчишеское целомудрие, просматривая журнал Плей-Бой в гостях у упакованной леди, решившейся стать для него проводником в будущую взрослую жизнь, показав все свои прелести.
Фильм настолько хорош, а выкрики Цыганова в сторону валютной советской проститутки в сцене на корабле под песню «Для меня нет тебя прекрасней» настока трогают нежнейшие струны мужской души, что посмотрев фильм до конца, я зарядил его сначала.
8/10
Добавлю. Фильм атмосферный. Хорошая музыка (написана дочкой Соловьева и Друбич). Одесские домики и дворики реконструировали на Мосфильме. Ну, а улочки снимали в Таганроге или Ростове — в Одессу ключевых актеров не пустили. Фильм снят при поддержке Романа Абрамовича, Михаила Прохорова, Елены Батуриной и Министерства Культуры РФ.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Фильм хороший.... актеры великолепны.... но не шедевр....
Что-то как-то какая-то неуклюжесть есть в фильмах Валерия Тодоровского.... (в отличие от его отца).....
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ задумка и исполнение фильма Стиляги тоже как-то смазаны этой неуклюжестью.... нарочитой антислащавостью.... извращенной политкорректностью....
> > Фильм хороший.... актеры великолепны.... но не шедевр.... > > Что-то как-то какая-то неуклюжесть есть в фильмах Валерия Тодоровского.... (в отличие от его отца)..... >
> ВЕЛИКОЛЕПНАЯ задумка и исполнение фильма Стиляги тоже как-то смазаны этой неуклюжестью.... нарочитой антислащавостью.... извращенной политкорректностью.... > > А жаль.... я рассчитывал на бОльшее от него.... quoted1
Согласен (8 из 10, не более) Шедевры вообще редкИ.
Не смотрел никогда его фильмов, не приходилось. Но послеживать теперь буду. Снимает он редко.