Правила форума | ЧаВо | Группы

Внешняя политика России

Войти | Регистрация

Аналитическая записка по Латвийской ПЦ

JohnWulter07
0 133 18:57 19.09.2022
   Рейтинг темы: +0
  JohnWulter07
JohnWulter07


Сообщений: 139
Президент Латвии внес на рассмотрение республиканского Сейма законо-проект, предполагающий автокефализацию ЛПЦ: обеспечение её самостоя-тельности и независимости от Москвы. В спешном порядке Сейм Латвии уже на заседании 8 сентября в оконча-тельном чтении утвердил поданные президентом Эгилом Левитсом поправки к закону о Латвийской православной церкви, которые предусматривают измене-ние статуса ЛПЦ, «чтобы она действовала полностью самостоятельно и независимо». По словам Левитса, поправки «восстановят исторический статус ЛПЦ и исключат любую власть Московского патриархата над Латвийской церко-вью». Закон предусматривает, что ЛПЦ со всеми ее епархиями, приходами и учреждениями является полностью самостоятельной и не зависит от власти ка-кой-либо церкви за пределами Латвии. Также предусмотрено, что церковь будет письменно информировать канце-лярию президента о назначении или освобождении от должности церковных глав, митрополитов, архиепископов и епископов. После этого канцелярия пре-зидента объявит об этих изменениях в должностях в официальном издании, а также направит эту информацию в учреждение, ответственное за регистрацию религиозных организаций и их учреждений. В аннотации к законопроекту поясняется, что такое регулирование даст возможность проверить, соответствует ли избранное на должность лицо всем требованиям нормативных актов и интересам национальной безопасности. До 1 октября церковь должна уведомить канцелярию президента о действующем главе церкви, митрополитах, архиепископах и епископах. Предусмотрено, что до 31 октября ЛПЦ должна привести свой устав в соот-ветствие с поправками к закону о статусе церкви, внеся в него необходимые изменения.

Справка по положению ЛПЦ в Латвии.
***
На протяжении многих лет ЛПЦ удавалось сохранить единство и канониче-ские связи с Московской патриархией в основном благодаря личным усилиям ее предстоятеля – митрополита Александра (Кудряшова).
Tомос, полученный от Московского патриарха Алексия II в 1992 году, воз-вратил ситуацию в Церкви ко временам постановления патриарха Тихона от 1921 года, когда ЛПЦ стала автономной в составе РПЦ. Он предоставлял выс-шую законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Церкви Ее Собору, а его решения уже должен был утверждать патри-арх Московский. Именно такой порядок предусматривался и для избрания пра-вящего архиерея, которому (наряду с Синодом) предоставлялось управление церковью.
В 1995 году Латвией был принят Закон о религиозных организациях. Со-гласно ему, среди учредителей прихода/общины должно быть не менее 25 со-вершеннолетних граждан Латвийской Республики, избираться в выборные цер-ковные учреждения могут тоже только граждане (это не касается священно-служителей). Согласно еще одной норме, религиозные организации действуют согласно каноническим правилам и уставам конфессий – то есть, если приход, входящий в некую Церковь, хочет отделиться от нее, это возможно только в том случае, когда канонические правила это позволяют. В 2019 году Конститу-ционный суд отменил норму «одна конфессия – одна церковь» и обязательную десятилетнюю перерегистрацию.
В 2008 году был принят новый закон, исключительно о Православной Церкви. Он предоставил ЛПЦ исключительное право на название «Латвийская православная церковь». Полномочия церкви выведены за пределы государ-ственного правового поля: ее решения по каноническим вопросам не подлежат обжалованию в светских учреждениях. Глава, единолично представляющий церковь в отношениях с государством, обладает эксклюзивной властью, осо-бенно в сфере недвижимого имущества. Закон разрешает ЛПЦ руководство-ваться при найме работников религиозной принадлежностью кандидата, выводя религиозную составляющую за рамки трудового кодекса. Приобретение, от-чуждение и обременение недвижимости, принадлежащей ЛПЦ, возможно только с письменного согласия Предстоятеля, в то время как его действия или сделки не требуют одобрения Синода. Полномочия правящего архиерея в за-коне оказались даже шире, чем в Уставе ЛПЦ 2000 года. Связь с Русской пра-вославной церковью в нем не отражена.
По данным латвийского Министерства юстиции в 2019 году в ЛПЦ было 128 приходов, 250 тысяч верующих и 91 священник, уступая количественно РКЦ и Лютеранской. Однако, согласно отчетам самой ЛПЦ, поданным в ве-домство в 2017 году, при меньшем числе приходов (123) численность верую-щих составляла 370 тысяч человек, причем эти данные не менялись с 2009 года, а в отчете за 2018 год уже фигурируют 118 тысяч. По мнению экспертов, эти цифры более правдоподобны.
По социологическим опросам, сейчас в Латвии православные – самая мно-гочисленная конфессия. В июне 2018 года таковыми себя считали примерно 26% опрошенных, при этом католиками назвали себя около 20%, а лютеранами – примерно 17%. Причем число католиков и лютеран имеет тенденцию к сни-жению, а православных как минимум стабильно.
В ЛПЦ бoльшая часть служб проходит на церковнославянском, но имеются и около 30 латышскоязычных приходов, в основном в сельской местности. В 2006 году митрополит Александр говорил, что латыши составляют одну пятую часть его паствы и, как правило, входят в общины приходов, где богослужение целиком ведется на латышском языке. На латышском могут проповедовать и большинство русских священников, а в выборе языка они руководствуются пожеланиями верующих. В выборе прихода верующие редко руководствуются языком службы.
Предстоятель Латвийской православной церкви, митрополит Александр (Кудряшов), является гражданином Латвии по праву рождения – он родился в 1939 году (в период Первой республики) в селе Рудзаты Прейльского района Латвии. В 1990-м по согласованию с республиканским руководством стал епи-скопом Рижским и всея Латвии. Общественная позиция Предстоятеля опреде-ляет место ЛПЦ в государстве. Политологи даже говорят о «факторе митропо-лита Александра». Такая позиция порождена почти взаимоисключающими необходимостями: с одной стороны, поддерживать каноническую связь с Мос-ковским Патриархатом, с другой, – проявлять лояльность латвийским властям и стараться не отпугнуть латышскоязычную часть паствы. До сих пор митро-политу удавалось балансировать, сохраняя практически полную аполитичность. Владыка не высказывается по политически значимым вопросам. С середины 1990-х клирикам и иерархам ЛПЦ запрещено заниматься политикой.
Русскоязычные верующие часто выражают обиду из-за отказа митрополита вступиться за их права и интересы. В 2004 году, когда организации, представ-ляющие русскоязычную общину, боролись против перевода среднего образо-вания меньшинств на латышский язык, он «увильнул» от того, чтобы поставить свое имя под обращением латышской и русской интеллигенции в защиту рус-ских школ. В 2012 году, перед референдумом о придании русскому языку ста-туса второго государственного, признав, что русский в Латвии должен иметь общественную значимость, вопрос о статусе обошел. Примечательно, что Лат-вийская Древлеправославная поморская церковь (старообрядцы) выступила в защиту русского языка и отстаивала школы. Это дало повод власти и СМИ для обвинений староверов во вмешательстве во внутреннюю политику государства и в поддержке российской пропаганды.
Не нанесло урон репутации митрополита Александра и информация о его сотрудничестве в советские годы с КГБ. В декабре 2018 года в Латвии была обнародована картотека агентов КГБ ЛССР, в которой обнаружилась карточка и на Александра Кудряшова. Нашлись и его донесения в базе оперативных данных «Дельта». Но не только его одного - в упомянутой картотеке жители Латвии нашли иерархов и клириков всех основных религий и конфессий. На этом фоне ажиотаж был сбит.
Священник ЛПЦ вообще не имеет права высказывать своих политических взглядов. Это карается лишением сана. В ЛПЦ священнослужители вообще ни-где публично ни о чем не говорят – ни «за» ни «против» (русских, России, Пу-тина). Стараниями Митрополита Александра в ЛПЦ порицается не только от-крытое объявление взглядов на этническую политику государства и отношения с Россией, но и любое публичное политическое высказывание в принципе. Ни один священник не может высказаться без благословения митрополита.
Официальную позицию более точно отражает мнение политолога и эксперта по безопасности, исполнительного директора Центра исследований восточ-ноевропейской политики и члена Внешнеполитического экспертного совета при МИД Латвии Андиса Кудорса. Он пишет: «В случае Латвийской православной церкви мы не можем однозначно утверждать, что она позволяет ис-пользовать себя в качестве инструмента российской внешней политики во всех ситуациях. Ситуация не черно-белая, скорее она многоцветная и зависит от разных факторов, в том числе от сдержанной и часто нейтральной пози-ции в политических вопросах митрополита Александра. [...] Глава Латвийской православной церкви избегает конфронтации в общении с властями и активного участия в политике России в отношении соотечественников». При этом эксперт делает оговорку, что позицию митрополита разделяют далеко не все латвийские православные, и прогнозирует, что ситуация может измениться в будущем, когда у ЛПЦ будет другой лидер.
В июне 2019 года Сейм принял поправку к закону о Православной Церкви, согласно которой ее иерархами могут быть только граждане Латвии, прожив-шие в республике не менее 10 лет. Поправки были разработаны с одобрения ЛПЦ и приняты в срочном порядке. Синод ЛПЦ также отправил в Москву письмо с просьбой добавить к определению статуса ЛПЦ слово «независимая». В настоящий момент речь может идти о двух возможных преемниках, посколь-ку в Латвии всего два епископа: епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр (Матренин) считается кандидатом митрополита, а власти скорее всего предпочли бы видеть во главе ЛПЦ этнического латыша – епископа Ел-гавского Иоанна (Сичевского).
24 октября 2019 года была учреждена религиозная организация «Латвийская православная автономная церковь юрисдикции Константинопольского патриархата» (ЛПАЦ). Именно их стараниями в 2018-м удалось оспорить в суде норму «одна конфессия – одна церковь» и обязательную десятилетнюю пе-ререгистрацию. ЛПАЦ стремится получить признание ее преемницей той «ма-тери-церкви», которая была зарегистрирована в МВД Латвийской Республики в 1936 году и находилась под омофором Вселенского Патриархата. Вопросы правопреемства решаются в суде общей юрисдикции в особом порядке. Эта за-дача теоретически выполнима: суд однажды уже пришел к выводу, что закон о Латвийской Православной Церкви не регулирует передачу прав и обязанностей, а также не утверждает, что ЛПЦ их наследует. Наследование имущества регулирует закон о возврате собственности религиозным организациям.
Официально в 2019 году ЛПАЦ заявляла, что насчитывает одиннадцать приходов и 7 тысяч верующих. В реальности же ЛПАЦ насчитывает только 220 постоянных прихожан и всего два прихода, а, кроме «предстоятеля», в церкви служат еще шесть «иеромонахов».
Поскольку, Вселенский Патриархат от этой маргинальной группы само-званцев вполне благоразумно дистанцируется, захват религиозной ситуации под свой контроль со стороны Константинополя по примеру Украины малове-роятен.
***
Касательно новых поправок к Закону.
Прежде всего, если мы говорим об «автокефалии», то это не есть вопрос подведомственный Сейму, как реальность канонического (церковного), а не гражданского права. Автокефалию может дать Мать-Церковь, каковой для ЛПЦ является РПЦ, но никак не светское государство, от которого Церковь отделена статьями Конституции.
Второе. Внешне ситуация похожа на историю с расколом на Украине, но внутренние события отличаются кардинально: с самой ЛПЦ государство не находится в конфронтации; все поправки в законопроекты принимаются после совместных совещаний; не проглядывается ставка на альтернативную органи-зацию, в отличие от Киевского Патриархата в Украине.
Но, согласно поправкам к закону, сама ЛПЦ обязана привести свои церков-ные нормативные документы в соответствие с государственными до 31 октября. Таким образом мы видим, что через Латвийские власти ЛПЦ была поставлена в положение выбора: поскольку она должна стать «автокефальной», эту самую автокефалию она может получить либо от Москвы, либо от Константинополя. Конечно же дикость, что светское государство своим законом диктует ЛПЦ в срочном порядке эту автокефалию «получать». Но тут возникают вопросы к ОВЦС МП и самой ЛПЦ – почему на стадии подготовки этих поправок не предпринималось превентивных мер – как по линии церковной, так и поли-тической? В отличие от данной ситуации, Митрополит Киевский Онуфрий не-однократно предупреждал МП о происходящей ситуации и о пути ее решения – действовать на упреждение Константинополя.
Теперь же, в создавшейся ситуации, единственно правильный выход, на мой взгляд, лежит в крайне непопулярном решении: ЛПЦ не остается ничего иного, как обратиться к РПЦ о даровании Ей статуса Автокефальной Церкви. А сама РПЦ должна его удовлетворить. В противном случае Вселенский Патриархат не откажется от этой возможности, тем более, что Латвия, как и Украина была до образования Московской Патриархии в составе Вселенского Патриархата. И, как и в случае с Украиной, Константинополь это припомнит.
В случае автокефалии от РПЦ мы получаем: а) репутационные приобретения в среде Поместных Церквей; б) по каноническим правилам Константинополю крыть будет нечем; в) финансово не теряется ничего – ЛПЦ и так не является финансирующей стороной для МП.
***
Схожая ситуация и с Литовской Православной Церковью Московского Патриархата.
В конце апреля Литвой была организована «передача» соответствующего «коллективного» письма, написанного некоторыми священниками ЛитПЦ, ко-торое было передано послом Литвы в Турции патриарху Константинопольскому Варфоломею с просьбой принять их под свой омофор и восстановить дея-тельность приходов Константинопольского патриархата в Литве. Сразу после этого митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев) заявил, что абсолютное большинство православных мирян и священнослужителей сохра-няют верность канонической юрисдикции Московского Патриархата, и не по-мышляют о переходе в другие автокефальные Церкви. Около 10 клириков епархии были лишены священного сана за действия по созданию в Литве па-раллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского патри-архата. Литовская Церковь стала действовать на упреждение раскола: Виленско-Литовская епархия запросила у РПЦ статус самоуправляемой Церкви. Но, вместо решения Священный Синод РПЦ 27 мая «постановил создать комис-сию под руководством патриарха Московского и всея Руси Кирилла для рас-смотрения вопроса», которая начала работу 6 июля.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 128
    Пользователи:
    Другие форумы
    Аналитическая записка по Латвийской ПЦ
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия