5 февраля вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов на ключевой рынок — Евросоюз, на который приходилось более 40% продаж. РБК разбирался, как оно отразится на переработке и экспорте нефти в России.
В воскресенье, 5 февраля, вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов (бензина, дизеля, керосина, нафта и мазута) в Евросоюз, на который приходилось 42% от общего экспорта этого сырья из России. Исторически они занимали примерно столько же — около 40% — импорта в ЕС.
По оценкам Международного энергетического агентства, экспорт нефтепродуктов из России в 2022 году составил 2,85 млн барр. в сутки (около 142 млн т за весь год), из них на ЕС приходилось 1,2 млн барр. в сутки.
Два месяца назад, 5 декабря 2022 года, вступило в силу эмбарго на поставки российской нефти в ЕС (33% российского экспорта по итогам 2021 года). Одновременно с ним Евросоюз и G7 (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония) установили потолок цен на российскую нефть, поставляемую в третьи страны, на уровне $60 за баррель. Аналогичный потолок был определен и для нефтепродуктов: для премиальных (нафта, дизеля, бензина и керосина) на уровне $100, а на продукцию, которая продается с дисконтом (мазут), — $45. Эта мера включает запрет для страхования и финансирования танкеров, перевозящих российскую нефть по цене выше согласованного потолка цен.
«Вместе с G7 мы вводим потолок цен в отношении этой продукции, лишая Россию доходов, но обеспечивая стабильность глобальных энергетических рынков», — заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Индия увеличила закупки Urals с нуля в начале года до более 40% к началу осени, а Турция — с менее чем 5 до 21%. По данным Bloomberg, к декабрю 2022 года доля Азии в закупках российской нефти почти удвоилась, превысив 80%.
Но в отличие от поставок сырой нефти России не удастся так быстро переориентировать поставки нефтепродуктов, говорит старший аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин. В 2022 году экспорт нефтепродуктов постепенно перестраивался. Так, по данным Comtrade, например, в ноябре 2022 года Индия увеличила их закупки в пять раз, до 983,5 тыс. т, Китай — в три раза (до 677 тыс. т), а Бразилия, которая ранее почти не покупала такие товары в России, приобрела 151,7 тыс. т. Но все равно это значительно меньше, чем поставлялось в ЕС (3,08 млн т в ноябре).
К тому же танкерного флота для перевозки нефтепродуктов разного вида на новые рынки может быть недостаточно, замечает Бахтин (для них требуются танкеры меньшего размера, чем для перевозки нефти, и рынки в непосредственной близости). Основой российского рынка экспорта нефтепродуктов являются мазут и дизель, и ключевая проблема — найти необходимое количество среднетоннажных и малотоннажных судов, приспособленных для экспорта именно нефтепродуктов, ведь нефтяные танкеры для этого не подойдут, соглашается инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин. Он предполагает, что сейчас такие суда покупаются в срочном порядке (компании это не комментируют), но никто точно не знает, хватит ли их. «Если судов хватит, то второе препятствие — это поиск рынков, ведь нужно уговорить зарубежных покупателей приобретать у нас теперь нефтепродукты, а не сырую нефть, а ведь второй вариант для них всегда был выгоднее», — предупреждает эксперт.
По оценкам «Синары», около половины объемов нефтепродуктов, которые российские компании поставляли в Евросоюз (0,6 млн из 1,2 млн барр. в сутки), не найдет новых рынков сбыта из-за инфраструктурных ограничений. В итоге банк прогнозирует снижение экспорта нефтепродуктов из России на 20% в 2023 году. «Специфика торговли нефтепродуктами, прежде всего в части их транспортировки, контрастирует с рынком сырой нефти, а география спроса на них более ограничена», — соглашается партнер Kept Максим Малков. По его словам, из-за этого общее падение добычи нефти может быть даже больше 15%
В 2022 году производство нефтепродуктов в России выросло на 3%, до 272 млн т. В этом году, по оценкам российских властей, оно снизится более чем на 15%, до 230 млн т, сообщало агентство Reuters со ссылкой на официальные данные. Западные санкции окажут значительное влияние на экспорт нефтепродуктов и, следовательно, приведут к снижению их производства примерно на 15%, говорил агентству высокопоставленный российский чиновник. Но это, вероятно, приведет к увеличению экспорта сырой нефти, добавлял он.
«Дефицит рынков сбыта может привести к тому, что мазут и дизель сначала заполнят наши собственные хранилища, а потом переизбыток может теоретически привести к снижению производства бензина и дизеля (так как мазут образуется при производстве этих двух видов топлива), — рассуждает Веревкин. По его словам, увеличение экспорта высвобождаемой нефти, которая не пойдет на переработку, “имеет ограничения”: не все мощности нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) можно просто перенаправить или остановить.
Бахтин также считает, что возможно перераспределение объемов экспорта с нефтепродуктов на сырую нефть, что «смягчит» снижение добычи. В январе 2023 года экспорт нефти в Китай вырос лишь с 0,8 млн барр. до 0,9 млн барр. в сутки, но лидерами роста стали Индия и другие азиатские страны (с 0,5 млн барр. до 1,4 млн барр. в сутки). «Для российских нефтяников во главе угла не сам физический объем экспорта, сколько выручка, которой могут помочь рост цен в связи с дефицитом нефтепродуктов и потенциально более высокий экспорт сырой нефти», — объясняет он.
Россия надеется восстановить экспорт нефтепродуктов со второй половины 2023 года за счет создания новых логистических цепочек, говорил источник Reuters в правительстве. РБК направил запросы представителям Минэнерго и вице-премьера Александра Новака.
На фоне европейского эмбарго и ограничения цен на российские нефтепродукты наиболее защищенными выглядят ЛУКОЙЛ и «Газпром-нефть», которые продают их большую часть на территории России, говорится в отчете «Синары». Исторически эти две компании были более активны на внутреннем рынке. Так, доля экспорта нефтепродуктов в страны дальнего зарубежья в общей выручке в 2021 году составила у ЛУКОЙЛа 8%, у «Газпром нефти» — 12%. У «Роснефти» — 18%, отмечает Бахтин."Сургутнефтегаз", получавший 30% совокупной выручки от экспорта нефтепродуктов, будет наиболее чувствителен к эмбарго, если высокие цены на продукцию НПЗ не смогут компенсировать потерю экспортных объемов, указано в отчете. РБК направил запросы в пресс-службы «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти».
Но аналитики уверены, что сегмент переработки, скорее всего, продолжит извлекать выгоду из существенной разницы между стоимостью нефтяного сырья и ценами на нефтепродукты, поскольку без «адекватных инвестиций» мировые мощности НПЗ в последнее время сократились (например, в Евросоюзе на 0,7 млн барр. в сутки в 2021 году).
ЕС долгое время в значительной мере зависел от импорта российских нефтепродуктов, говорится в январском отчете банк HSBC. В 2021—2022 годах около половины европейского импорта дизельного топлива обеспечивала Россия. Перед вступлением в силу эмбарго компании ЕС нарастили закупки, стремясь пополнить запасы. В декабре 2022 года импорт дизтоплива ЕС из России достиг максимума в 0,7 млн барр. в день, указывает HSBC. Теперь Европе предстоит как-то заместить эти объемы. По мнению банка, среди потенциальных опций — Китай, Ближний Восток и США. Например, ОАЭ планирует увеличить поставки дизеля во Францию и Германию на 100 тыс. барр. в сутки в 2023 году, а Кувейт — на 50 тыс. барр., а также удвоить экспорт авиационного топлива, отмечает Bloomberg. Тем не менее, учитывая более длинные маршруты таких замещающих поставок стоимость этого вида топлива для европейцев может вырасти, предупреждают аналитики HSBC.