Правила форума | ЧаВо | Группы

Страницы истории

Войти | Регистрация

Николай Гулаев. Сталинский сокол. Воевал 2 года, показал высочайшую эффективность. Вспыльчивый по характеру, имел в полку прозвище «Колобок».

avenarius
2 208 07:13 23.12.2021
   Рейтинг темы: +1
  avenarius
avenarius


Сообщений: 27894
Родился будущий летчик-ас 26 февраля 1918 года в казачьей станице Аксайская Ростовской области в семье рабочего. В детстве был очень хулиганистый, курил и даже пробовал спиртные напитки. Никогда не избегал юношеских драк, порой сам был их инициатором, но всегда держал слово и был готов до конца стоять за справедливость.


Дважды Герой Советского Союзва Н.Д.Гулаев (1918−1985).

Как и многие другие подростки того времени, выросшие на волне повального увлечения авиацией, после окончания школы-семилетки и школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), Николай пошел работать на завод, параллельно посещая авиаклуб.
Это ему пошло на пользу и после призыва в армию в 1938 году, Гулаева отправили учиться в Сталинградское летное училище, которое он окончил в 1940 году и по распределению попал в авиацию ПВО.
Пишут, что характер Гулаева проявлялся и во время учебы — он отличался несдержанностью, резкостью, поэтому и попал в ПВО и, к тому же, в глубокий тыл. Полк, в котором служил Гулаев, обеспечивал защиту промышленного района в Сталинграде. Там он в течение двух лет совершенствовал свои летные навыки.

В июне 1941 года Сталинград был расположен довольно далеко от линии фронта, по этой причине боевой дебют летчика-истребителя Гулаева был отложен до августа 1942 года. К тому времени многие будущие советские легенды истребительной авиации уже имели и боевой опыт, и сбитые самолеты противника на своем счету.

Первая звездочка на борту истребителя Гулаева появилась 3 августа 1942 года. Свой первый самолет он сбил в стиле своего дерзкого характера.

Гулаев, не имевший на тот момент допуска к совершению полетов в темное время суток, самовольно поднял свой истребитель в ночное небо, где сбил немецкий бомбардировщик Heinkel-111.
Рассказывают, что Николая к вылету подтолкнул механик, как сейчас говорят — «подколол».
Когда была получена информация о немецких самолетах, в небо поднялись уже опытные летчики, а Гулаев остался на земле.
И тут механик якобы ему сказал — «- А ты чего ждешь? Самолет готов, лети!» Гулаев сразу завелся и решил доказать, что он — совсем не хуже других, которые уже с опытом, вскочил в кабину и взлетел. И в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов (а это было, напомню, в темное время суток), уничтожил свой первый самолет — немецкий бомбардировщик.
Когда Николай вернулся на аэродром, прибывший генерал якобы сказал — «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде».
К концу года на счету Гулаева было всего лишь два сбитых самолета гитлеровцев.

Слава к Гулаеву, как и ко многим другим летчикам, пришла во время Курской битвы. В воздушных боях он уничтожил 15 самолетов врага лично и еще 4 в группе.
Здесь произошло несколько сверхудачных боев с участием Николая.
14 мая 1943 года, отражая налет противника, Гулаев в одиночку вступил в бой с тремя пикирующими бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 4 истребителя Me-109.
Николай приблизился к ведущему бомбардировщику на малой высоте и первой же очередью сбил его, стрелок второго бомбардировщика успел открыть огонь, но Гулаев сбил и его. После этого он пытался атаковать третий «Юнкерс», но у него закончились боеприпасы, поэтому Гулаев решился на таран. Левым крылом своего «Як-1» Николай ударил по правой плоскости Ju-87, тот стал рассыпаться.
От удара же гулаевский «Як» вошел в штопор. Летчику с трудом удалось вернуть самолету управляемость практически у самой земли и посадить прямо возле переднего края нашей стрелковой дивизии.
Вернувшись обратно в полк с этого вылета, в котором Николай сбил три бомбардировщика, Гулаев снова вылетел на задание, но уже на другом самолете.
За этот подвиг Николай Гулаев был награжден орденом «Красного Знамени».

В июле 1943 года четверка истребителей, возглавляемая Гулаевым, провела очень смелую атаку на большую группу самолетов противника. Расстроив боевые порядки врага, летчики-истребители смогли сбить 4 бомбардировщика и 2 истребителя, после чего все четверо благополучно вернулись на свой аэродром.
В тот же день звено Гулаева совершило еще несколько боевых вылетов, сбив в общей сложности 16 самолетов противника.

9 июля 1943 года Гулаев совершает свой второй воздушный таран. Правда, после него ему пришлось покинуть самолет на парашюте.

Вообще, июль 1943 года оказался очень высокопродуктивным для Николая Гулаева.
За этот месяц были зафиксированы: 5 июля — 6 боевых вылетов, 4 сбитых самолета противника; 6 июля — сбит «Фокке-Вульф 190»; 7 июля — в составе группы сбито 3 самолета противника; 8 июля — сбит «Ме-109»; 12 июля — сбиты два бомбардировщика «Ю-87».

А затем у Николая Гулаева возникла пауза в пополнении своего победного счета — аж до октября 1943 года. Дело в том, что его отправили учиться — осваивать новый для себя истребитель, американский Bell P-39 «Airacobrа».



Гулаев и его «Аэрокобра». Фото из открытого доступа
А 28 сентября 1943 года Николаю Гулаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
К тому моменту он уже лично сбил 18 самолетов противника и еще 2 в группе.



Боевые успехи Николая Гулаева до перехода на Bell P-39 «Airacobrа». Изображение из открытого доступа

Ну, а освоив новый самолет, в первом же полете 21 октября 1943 года Гулаев сбивает немецкий бомбардировщик Ju-87, а буквально через два дня еще один Ju-87 и Ме-109 в довесок.

Уже тогда стало видно, что список побед Гулаева не совсем характерен для большинства летчиков фронтовой авиации. Их список сбитых состоял главным образом из истребителей противника.
При этом Гулаев практически никогда не находился в режиме так называемой «свободной охоты», которая при должном мастерстве летчиков позволяла существенно увеличить счет воздушных побед.
Боевые же задачи Гулаева заключались в прикрытии наземных целей — аэродромов, железнодорожных узлов, мостов, переправ и т. д.

До конца 1943 года Николай Гулаев собьет еще 11 самолетов противника: 5 — Ме-109; 2 — Ju-87; 1- Ju-88; 1- He-111; 1- FW-189 (знаменитая «рама»); 1 — FW-190.




Боевые успехи Николая Гулаева до конца 1943 года. Изображение из открытого доступа
В начале 1944 года Николай Гулаев уже командует эскадрильей. Вместе со своими летчиками он принимает участие в боях по освобождению Правобережной Украины.

В марте 1944 года гвардии капитану Гулаеву был предоставлен отпуск для поездки на Родину. Мать и сестра пережили оккупацию, а вот его отца, такого всегда тихого, всегда занятого хозяйством, фашисты повесили…
Мрачным и неразговорчивым вернулся в часть прежде веселый и озорной комэск Гулаев.

25 апреля 1944 года он проводит результативный воздушный бой. В небе над Румынией Николай Гулаев во главе шестерки истребителей P-39 «Аэрокобра» атакует большую группу бомбардировщиков противника — 27 самолетов, шедших в сопровождении 8 истребителей.
За четыре минуты боя советские летчики сбили 11 самолетов противника, из них 4 лично сбил Николай Гулаев.

30 мая 1944 года Николай снова сбивает 4 самолета противника за один день, при этом бомбардировщик «Ю-87» и истребитель «Ме-109» он сбивает в одном бою.

В этом же бою советский летчик был тяжело ранен в правую руку. Сконцентрировав всю силу воли, Гулаев сумел довести истребитель до своего аэродрома, посадил и уже тут потерял сознание. В себя пришел в госпитале, где ему была сделана операция.

1 июля 1944 года гвардии капитан Николай Гулаев был удостоен второй звезды Героя Советского Союза.



Гулаев у самолета. Фото из открытого доступа.
Кстати — любопытное фото. Когда опубликовал статью про Речкалова, в комментариях мне высказали претензии — Мол, советские летчики не говорили про «победы», говорили — «сбитые».
Ну, пожалуйста тогда — оцените фото с Гулаевым и прочтите, что написано.

Боевую работу на фронте прославленный ас закончил 12 августа 1944 года, когда его, несмотря на все протесты, отправили на учебу в академию. Вероятно, с учетом характера, можно представить, что Гулаев протестовал жестко, но все было безрезультатно.

Интересная подробность — Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боев, Покрышкину — 650 боевых вылетов и 156 воздушных боев.

Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боев.



В Москве. Сталинские соколы. Слева направо — летчики-герои Труд, Покрышкин, Речкалов, Гулаев. Фото из открытого доступа
Можно только представить, сколько бы еще Гулаев наколотил немецких самолетов, останься он на фронте еще 9 месяцев — до мая 1945 года…



Боевые успехи Николая Гулаева за 1944 год. Изображение из открытого доступа
Всего Николаем Гулаевым было сбито самолетов противника — 55 (+ 5 в группе); боевых вылетов было совершено — 250; воздушных боев проведено — 69.

По словам его ведомого — Семена Зиновьевича Букчина — еще порядка 10 самолетов Гулаеву незасчитали. Но есть мнение, что у невысокого и несколько полноватого Николая Гулаева, известного в полку под прозвищем «Колобок», число побед могло быть и под 80, если не больше. Он частенько записывал сбитые самолеты на счета своих сослуживцев, помогая им получить награды и — что очень немаловажно — существенные денежные надбавки, благодаря которым выживали их семьи в тылу. Это все якобы по словам сослуживцев, но на практике подтвердить и проверить это невозможно.

Гулаев не боялся рисковать собой в боях. Он, образно говоря, в бою был похож на такого лихого «Стеньку Разина» — такой рисковый, где-то авантюрный, где-то бесшабашный.

Летом 1944 года советское руководство принимает решение отозвать с фронта группу из лучших советских летчиков. Война идет к победному концу, руководство СССР начинает думать о будущем.

Те, кто хорошо проявил себя в Великой Отечественной, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы занять руководящие посты в ВВС и ПВО. Руководство страны, которое хотело сохранить цвет нашей авиации, а также дать офицерам-героям возможность получить образование в Военно-воздушной академии.

Хулиганистость и дерзкость Гулаева, как считается, не позволили получить ему третью Звезду Героя. Есть несколько версий этого.

По официальной версии — за избиение тогда уже союзников-румын, неодобрительно отозвавшихся о наших летчиках в московском ресторане. Якобы Гулаев зашел в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-летчики, ресторан был переполнен, администратор заявил — «Товарищ, для вас места нет!». Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило. А еще тут, на беду, ему попались на глаза румынские военные, в тот момент находившиеся в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны бывшая союзницей Гитлера, перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Разгневанный Гулаев громко сказал — «Это что, мне — Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?». Слова летчика услышали румыны, один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду Николай оказался возле румына и смачно, от души врезал ему по физиономии. Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими летчиками. Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты дружно отлупили членов официальной военной делегации Румынии…
Скандал дошел до наркома иностранных дел Молотова, был отдан приказ разобраться главкому ВВС маршалу авиации А.А.Новикову. А тот заявил Гулаеву — «Пока я жив, третью звезду не получишь!». И отправил Гулаева учиться в академию.

По второй версии — по воспоминаниям того же ведомого Букчина — за то, что находясь в гостинице, выпив за встречу с другими летчиками, сцепились, отлупили и выкинули из своего номера двух каких-то мужчин в фесках. Это тоже оказались члены какой-то иностранной делегации…
А случилось просто недоразумение — Гулаев с товарищами перепутали этаж и зайдя в чужой номер, как в свой, обнаружили там иностранцев со всем отсюда вытекающим. Вот и наваляли им. Опять скандал дошел до Наркомата иностранных дел, снова разбирательство…

Словом, какая версия правильная, было это или нет вообще, но трижды Героем Советского Союза Николай Гулаев так и не стал, хотя явно этого заслуживал.

Это не помешало летчику-герою окончить Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, а в 1960 году — Военную академию Генерального штаба.

В послевоенные годы Гулаев одним из первых освоил управление реактивным истребителем. Дважды Герой Советского Союза до 1967 года летал на МИГ-21, пока ему не запретил это главком ПВО персональным приказом.

Он стал генерал-майором авиации (1959 год), генерал-лейтенантом авиации (1968), генерал-полковником авиации (1972 год).
Боевые успехи Николая Гулаева за 1944 год. Изображение из открытого доступа
Всего Николаем Гулаевым было сбито самолетов противника — 55 (+ 5 в группе); боевых вылетов было совершено — 250; воздушных боев проведено — 69.

По словам его ведомого — Семена Зиновьевича Букчина — еще порядка 10 самолетов Гулаеву незасчитали. Но есть мнение, что у невысокого и несколько полноватого Николая Гулаева, известного в полку под прозвищем «Колобок», число побед могло быть и под 80, если не больше. Он частенько записывал сбитые самолеты на счета своих сослуживцев, помогая им получить награды и — что очень немаловажно — существенные денежные надбавки, благодаря которым выживали их семьи в тылу. Это все якобы по словам сослуживцев, но на практике подтвердить и проверить это невозможно.

Гулаев не боялся рисковать собой в боях. Он, образно говоря, в бою был похож на такого лихого «Стеньку Разина» — такой рисковый, где-то авантюрный, где-то бесшабашный.

Летом 1944 года советское руководство принимает решение отозвать с фронта группу из лучших советских летчиков. Война идет к победному концу, руководство СССР начинает думать о будущем.

Те, кто хорошо проявил себя в Великой Отечественной, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы занять руководящие посты в ВВС и ПВО. Руководство страны, которое хотело сохранить цвет нашей авиации, а также дать офицерам-героям возможность получить образование в Военно-воздушной академии.

Хулиганистость и дерзкость Гулаева, как считается, не позволили получить ему третью Звезду Героя. Есть несколько версий этого.

По официальной версии — за избиение тогда уже союзников-румын, неодобрительно отозвавшихся о наших летчиках в московском ресторане. Якобы Гулаев зашел в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-летчики, ресторан был переполнен, администратор заявил — «Товарищ, для вас места нет!». Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило. А еще тут, на беду, ему попались на глаза румынские военные, в тот момент находившиеся в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны бывшая союзницей Гитлера, перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Разгневанный Гулаев громко сказал — «Это что, мне — Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?». Слова летчика услышали румыны, один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду Николай оказался возле румына и смачно, от души врезал ему по физиономии. Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими летчиками. Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты дружно отлупили членов официальной военной делегации Румынии…
Скандал дошел до наркома иностранных дел Молотова, был отдан приказ разобраться главкому ВВС маршалу авиации А.А.Новикову. А тот заявил Гулаеву — «Пока я жив, третью звезду не получишь!». И отправил Гулаева учиться в академию.

По второй версии — по воспоминаниям того же ведомого Букчина — за то, что находясь в гостинице, выпив за встречу с другими летчиками, сцепились, отлупили и выкинули из своего номера двух каких-то мужчин в фесках. Это тоже оказались члены какой-то иностранной делегации…
А случилось просто недоразумение — Гулаев с товарищами перепутали этаж и зайдя в чужой номер, как в свой, обнаружили там иностранцев со всем отсюда вытекающим. Вот и наваляли им. Опять скандал дошел до Наркомата иностранных дел, снова разбирательство…

Словом, какая версия правильная, было это или нет вообще, но трижды Героем Советского Союза Николай Гулаев так и не стал, хотя явно этого заслуживал.

Это не помешало летчику-герою окончить Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, а в 1960 году — Военную академию Генерального штаба.

В послевоенные годы Гулаев одним из первых освоил управление реактивным истребителем. Дважды Герой Советского Союза до 1967 года летал на МИГ-21, пока ему не запретил это главком ПВО персональным приказом.

Он стал генерал-майором авиации (1959 год), генерал-лейтенантом авиации (1968), генерал-полковником авиации (1972 год).
Боевые успехи Николая Гулаева за 1944 год. Изображение из открытого доступа
Всего Николаем Гулаевым было сбито самолетов противника — 55 (+ 5 в группе); боевых вылетов было совершено — 250; воздушных боев проведено — 69.

По словам его ведомого — Семена Зиновьевича Букчина — еще порядка 10 самолетов Гулаеву незасчитали. Но есть мнение, что у невысокого и несколько полноватого Николая Гулаева, известного в полку под прозвищем «Колобок», число побед могло быть и под 80, если не больше. Он частенько записывал сбитые самолеты на счета своих сослуживцев, помогая им получить награды и — что очень немаловажно — существенные денежные надбавки, благодаря которым выживали их семьи в тылу. Это все якобы по словам сослуживцев, но на практике подтвердить и проверить это невозможно.

Гулаев не боялся рисковать собой в боях. Он, образно говоря, в бою был похож на такого лихого «Стеньку Разина» — такой рисковый, где-то авантюрный, где-то бесшабашный.

Летом 1944 года советское руководство принимает решение отозвать с фронта группу из лучших советских летчиков. Война идет к победному концу, руководство СССР начинает думать о будущем.

Те, кто хорошо проявил себя в Великой Отечественной, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы занять руководящие посты в ВВС и ПВО. Руководство страны, которое хотело сохранить цвет нашей авиации, а также дать офицерам-героям возможность получить образование в Военно-воздушной академии.

Хулиганистость и дерзкость Гулаева, как считается, не позволили получить ему третью Звезду Героя. Есть несколько версий этого.

По официальной версии — за избиение тогда уже союзников-румын, неодобрительно отозвавшихся о наших летчиках в московском ресторане. Якобы Гулаев зашел в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-летчики, ресторан был переполнен, администратор заявил — «Товарищ, для вас места нет!». Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило. А еще тут, на беду, ему попались на глаза румынские военные, в тот момент находившиеся в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны бывшая союзницей Гитлера, перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Разгневанный Гулаев громко сказал — «Это что, мне — Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?». Слова летчика услышали румыны, один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду Николай оказался возле румына и смачно, от души врезал ему по физиономии. Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими летчиками. Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты дружно отлупили членов официальной военной делегации Румынии…
Скандал дошел до наркома иностранных дел Молотова, был отдан приказ разобраться главкому ВВС маршалу авиации А.А.Новикову. А тот заявил Гулаеву — «Пока я жив, третью звезду не получишь!». И отправил Гулаева учиться в академию.

По второй версии — по воспоминаниям того же ведомого Букчина — за то, что находясь в гостинице, выпив за встречу с другими летчиками, сцепились, отлупили и выкинули из своего номера двух каких-то мужчин в фесках. Это тоже оказались члены какой-то иностранной делегации…
А случилось просто недоразумение — Гулаев с товарищами перепутали этаж и зайдя в чужой номер, как в свой, обнаружили там иностранцев со всем отсюда вытекающим. Вот и наваляли им. Опять скандал дошел до Наркомата иностранных дел, снова разбирательство…

Словом, какая версия правильная, было это или нет вообще, но трижды Героем Советского Союза Николай Гулаев так и не стал, хотя явно этого заслуживал.

Это не помешало летчику-герою окончить Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, а в 1960 году — Военную академию Генерального штаба.

В послевоенные годы Гулаев одним из первых освоил управление реактивным истребителем. Дважды Герой Советского Союза до 1967 года летал на МИГ-21, пока ему не запретил это главком ПВО персональным приказом.

Он стал генерал-майором авиации (1959 год), генерал-лейтенантом авиации (1968), генерал-полковником авиации (1972 год).



генерал-полковник авиации Н.Д.Гулаев. Фото из открытого доступа
После завершения Великой Отечественной Николай Гулаев в разное время командовал авиационной дивизией, а затем был командующим 10-й армии ПВО.

Сослуживцы по 10-й армии ПВО вспоминали, что генерал не воспринимал свою жизнь на севере страны, как какую-то ссылку. Он всегда целиком отдавался военной службе.
Правда, по воспоминаниям сослуживцев, среди офицеров его армии все-таки ходили слухи о том, что у Гулаева в Москве имелись весьма высокопоставленные недоброжелатели, которые делали все, чтобы тормозить его карьерный рост.

Гулаев вполне мог стать главнокомандующим войсками ПВО, но…. Возможно, играли свою роль его фронтовая прямолинейность и нежелание пресмыкаться перед старшими по званию.

Бывший офицер штаба 10-й армии ПВО полковник Георгий Мадлицкий вспоминал — «Гулаев имел высочайший авторитет, хотя не любил рассказывать о своих военных подвигах. С одной стороны он был очень требовательным и жестким офицером, который на дух не переносил в армии бездельников и разгильдяев.
С другой стороны он с большим вниманием относился к людям, стараясь всеми способами помочь им, улучшить условия жизни и прохождения службы.
Только представьте себе — в 1968 году он лично пригласил в нашу „деревню“ Владимира Высоцкого, который выступил в Доме офицеров, это было большое и запоминающееся событие».

Гулаев пригласил Высоцкого, игнорируя протесты местного партийного начальства. Кстати, отсюда возникла версия, что некоторые песни Высоцкого о летчиках родились после его встреч с Николаем Гулаевым.

В 1974 году Гулаев был назначен на должность начальника управления боевой подготовки войск ПВО страны. Формально это можно было считать повышением, но фактически — почетную отставку генерала.

Этому предшествовал неприятный эпизод. В 1973 году норвежские экологи обратились в Москву, сообщив, что личный состав 10-й армии занимается браконьерством и отстреливает белых медведей.
На самом деле, по словам полковника Мадлицкого, Гулаев дал распоряжение отстреливать медведей при их приближении к частям после двух случаев нападения белых медведей на солдат.

Но в результате норвежской жалобы Гулаева вызвали для разбора в Москву, на парткомиссию, где генерал снова продемонстрировал свой жесткий и бескопромиссный характер. Когда ему начали предъявлять обвинения, он встал и сказал — «Прошу встать тех, кто был на фронте». Поднялись единицы…
А остальные молча согласились строго не наказывать командарма, готового пожертвовать карьерой ради жизней своих солдат.

У Николая Дмитриевича была замечательная семья, он обожал свою внучку Ирочку, был страстным рыбаком, любил угощать гостей лично засоленными арбузами.



Николай Гулаев с женой и дочкой. Фото из открытого доступа

Гулаев часто посещал пионерские лагеря, выступал перед молодежью, рассказывал о своих подвигах, участвовал в различных ветеранских мероприятиях.
Но, как отмечали его сослуживцы-ветераны — оставалось какое-то ощущение, что наверху есть указание, говоря современным языком, не слишком пиарить персону дважды Героя.

В отставку генерал-полковник Гулаев ушел в 1979 году. Отставка плохо повлияла на его здоровье, здоровье летчика, не мыслившего себя без военной службы, которой было посвящена вся жизнь.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Николай Дмитриевич Гулаев скончался 27 сентября 1985 года в Москве, в возрасте 67 лет.
Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.



Могила дважды героя Советского Союза Н.Д.Гулаева на Кунцевском кладбище г. Москвы. Фото из открытого доступа

Его сослуживец, Герой Советского Союза Федор Архипенко, писал о Гулаеве — «Это был лётчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание им наших войск. Был очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нем порой чувствовался настоящий азарт охотника».

Словом — уникальный был летчик Николай Дмитриевич Гулаев!
Сталинский сокол…
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  avenarius
avenarius


Сообщений: 27894
07:14 23.12.2021
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Торульф
Торульф


Сообщений: 19426
09:32 23.12.2021
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> Родился будущий летчик-ас 26 февраля 1918 года в казачьей станице Аксайская Ростовской области в
quoted1
теме плюс, это самый результативный ас, на количество вылетов количество сбитых.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Николай Гулаев. Сталинский сокол. Воевал 2 года, показал высочайшую эффективность. Вспыльчивый по характеру, имел в полку прозвище «Колобок».
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия