Министры иностранных дел и транспорта Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции согласовали принципы работы Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) на ближайшие пять лет. Об этом со ссылкой на пресс-служба казахстанского МИД сообщает РИА Новости.
Этот маршрут позволит увеличить поставки товаров из Казахстана в обход России до десяти миллионов тонн в год, то есть более чем в пять раз, уже к 2025 году. Ради этой цели стороны договорились синхронно устранять узкие места, а также утвердили конкретные проекты с точными параметрами, сроками реализации и ответственными исполнителями. Министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев указал, что за первые десять месяце этого года через морские порты Актау и Курык по ТМТМ перевезено около 1,5 миллиона тонн грузов, что в два раза больше, чем год назад.
Членами ассоциации ТМТМ остаются 20 компаний, в том числе железнодорожные администрации, порты, судоходные и логистические компании из восьми стран. Маршрут предусматривает в том числе поставки нефти из Казахстана, значительная часть которой в настоящее время идет через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) по территории России.
Ранее президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил нарастить поставки нефти через порты на Каспийском море Актау и Курык до 20 миллионов тонн в год. По его словам, нынешняя геополитическая ситуация делает развитие Транскаспийского маршрута особенно важным.
В обход России нынче принято делать всё. Пора бы уже и из ООН исключить Россию. По крайней мере лишить права вето. Ну Какое вето может быть от спонсора терроризма?
Все-таки Казахстан понял, что это не оборудование виновато (якобы вышедшее из строя) в срыве поставок казахской нефти на рынок ЕС (через Россию), а РФ этой диверсией весной этого года отработало чисто свои российские интересы, при этом подставив под убытки своего союзника Казахстан. Поэтому развитие обходного пути, пусть и чуть более затратного по своей себестоимости, чем путь через Россию, но стабильного, предсказуемого и надёжного — это нынешний выбор Казахстана. А там видно будет, возможно, через какое-то время Россия станет предсказуемым, открытым и честным партнёром.
> А что раньше мешало увеличить транспортировку нефти?
> И добычу, вроде не увеличивали. Откуда излишки? > > Ей богу, как дети. quoted1
Инциденты на КТК (Каспийский Трубопроводный Консорциум) посыпались, как из рога изобилия, с началом так называемой СВО (Специальной Военной Операции) России в Украине.
Много казахской нефти там, хоть и другая, та же российская тоже есть, вот ее транспортировкой, погрузкой и занимаются россияне.
С марта-месяца сего года прямо злой рок обрушился на КТК, ни одного месяца без проишествий, то разлив нефти в результате шторма, то потери Казахстана до 325 млн долл. из-за невозможности отгрузки его нефти, то приостановление деятельности КТК по прошению Ространснадзора, то морские причалы чего-то сломались и нельзя нефть в ту же Европу отгружать, надо ремонтировать, то суды российские и штрафы от бдительных российских госучереждений.
Токаеву такие игры не по нраву, он официально заявил о необходимости диверсификации маршрутов поставок нефти из Казахстана Началась работа. ТМТМ.
Кстати, россияне заявили, что КТК по состоянию на 12-е ноября сего года полностью готов к своей работе и даже не против нарастить транспортировку нефти в 2023-м году. Типа, всё-всё-всё, давайте жить и работать дальше дружно и вместе, все проблемы с маршрутом устранены.
Думаю, что Казахстан будет и по КТК работать сейчас, внимательно следя за происходящим на маршруте, но и ТМТМ развивать тоже, который в отличии от КТК не контролируется вами, россиянами.