Правила форума | ЧаВо | Группы

Все обо всем

Войти | Регистрация

К вопросу о природе таланта и гениальности

kamenskiy
0 1718 23:33 02.02.2010
   Рейтинг темы: +0
  kamenskiy
kamenskiy


Сообщений: 579
К вопросу о природе таланта и гениальности
(или от Homo Sapiens к Homo Faber, Humanus et Moralis)

Предыстория вопроса

Проблема выяснения природы таланта и гениальности заботила мыслителей с давних вре¬мен. Однако, их интерес оставался в основном умозрительным или, как сказали бы сейчас, академическим - отсутствовали сколько-нибудь достоверные данные о работе мозга и психике человека в целом. Получение значимых результатов стало возможным лишь с конца Х1Х в., с развитием физиологии высшей нервной деятельности и выделением психологии из философии в самостоятельную отрасль человековедения. На сегодняшний день ее бурно развивающиеся пограничные области, прежде всего, нейропсихология и нейрофизиология, а также работы по моделированию психики и созданию искусственного интеллекта позволяют серьезно продвинуться в этом направлении. Если, конечно, не забывать о философии, которая по определению обобщает выводы всех частных наук. Подчеркну только, что по свидетельству практики и твердому убеждению автора, лучше всего для этого подходит материалистический монизм

Главное – точное определение исходных понятий

Понятие таланта на сегодня можно считать определенным - с достаточной для практики сегодняшнего дня точностью. Различные авторы - философы, писатели, психологи, учёные различ-ного профиля определяют его по-разному, но в целом нечто среднее, результирующее вывести можно. Вот что говорят толковые словари : Талант от греческого talanton - первоначально вес, мера, потом в переносном значении - высокий уровень развития способностей, прежде всего, специальных (или, другими словами, совокупность высокоразвитых психофизиологических свойств личности). Именно они обеспечивают достижение высоких результатов в определенной сфере деятельности. Эти результаты, в свою очередь, отличаются оригинальностью замысла, новизной и высокой социальной оценкой.
Определение суховатое, зато максимально точное и взвешенное. Оно отражает обе грани таланта. Это феноменология, т. е. видимые проявления - как со стороны деятельности (творчества) и его конкретного продукта. И сущность - со стороны психической сферы личности, осуществляющей эту деятельность. Хорошо известно также, что у человека может проявляться талант к нескольким, совершенно различным занятиям.
Подчеркнём, что понятие таланта допускает, хотя и весьма ориентировочную, градацию в ко-личественном отношении: небольшой - большой - огромный, уникальный. Кстати, это под-тверждает принципиальную возможность его развития.
Выявление и прогнозирование таланта может с высокой достоверностью осуществляться посредством батарей (наборов) различных тестов. Кроме того, существует тесная корреляция (взаимозависимость) уровней развития способностей и творческих достижений талантов.

В отличие от таланта, чрезвычайно редкое - всего за время цивилизации, по разным оценкам, жили от 400 до 1000 гениев, - и в каждом случае неповторимое явление гениальности не нашло до сих пор удовлетворительного, непротиворечивого обьяснения. И это несмотря на огромный массив феноменологических (описательных) данных, накопленных в письменной истории!
Если прочитать определения, даваемые толковыми словарями, получается, что гений – это тот же талант, только гораздо больший и редкий. Именно поэтому понятия гениальности и таланта во многих случаях используются произвольно, в зависимости от контекста (особенностей конкретной ситуации). Кроме того, большинство людей так привыкли к обыденному употреблению этого слова, что это еще больше запутывает дело.

И совсем сбивают с толку появляющиеся время от времени сообщения, подаваемые как оче-редная сенсация – например, что учеными выявлен ген гениальности. И т.д. и т.п. А года четыре назад прессу буквально захлестнули статьи об идиотах (в медицинском понимании), среди которых очень много людей с феноменальными способностями. Их в свое время называли идиотами-гениями и даже утверждали, что, дескать, гении – это их прямые родственники… Вспомнили снова подзабытого Ч.Ломброзо, установившего множественные связи между гени-ем и помешательством. Причем документально подтвержденные.

Сначала мне непонятно было, где же тут, после десятилетий полного забвения этой темы, как говаривал незабвенный Михаил Сергеевич, собака зарыта. Оказалось, весь этот ажиотаж неспроста - под него подведена научная база. Двое австралийских нейрофизиологов, вооружен-ных новейшими методами компьютерной томографии, исследовали достаточно большую груп-пу людей – от младенцев до взрослых, в т. ч., и доступных им «идиотов-гениев». И. установив в целом характер работы и взаимодействия различных частей их мозга, пришли к главному выводу: основное препятствие на пути к гениальности для нормального человека - это цензура сознания. А ее-то у младенцев и у «идиотов-гениев нет. И, скорее всего, у гениев тоже. Попытались это проверить на препарате мозга А.Эйнштейна – убедились только, что определенные участки его мозга развиты намного больше нормы. А прямой эксперимент на работающем гениальном мозге, понятно, провести сложновато: гениями при жизни людей называют очень редко – это обычно почетная, хоть и запоздалая обязанность потомков. После того, как те пройдут испытание самым надежным судом, временем…

В общем, много эти исследования породили плодов человеческой фантазии – самых причудливых, а некоторых и за гранью здравомыслия. Один автор предположил даже такое: чтобы стать гением. нужно иметь подагру (одна из наследственных болезней, присущая многим из них), отца-алкоголика и, впридачу, мать-шизофреничку (это чтобы имелась свойственная столь же многим из них предрасположенность к психическим патологиям) – или наоборот. Вот такие жизнерадостные выводы. Теперь вот разворачивается похожий нездоровый ажиотаж вокруг «детей-индиго»....

Как был туман, так и остался

Как видим, ясности в этой проблеме, поставленной еще Гельвецием триста лет назад, не приба-вилось. Действительно как найти общий знаменатель для Лао-Цзы, Софокла, Микеланджело, Ломоносова, Шекспира, Баха, Наполеона, Пушкина, Гойи…И в качестве его не годятся ни идиоты, ни сумасшедшие – от них ведь проку мало. Ведь главным и универсальным критерием остается масштаб свершений и ценность того, что гении делами своими оставляют потомкам.

И есть здесь еще один момент чисто практический, для дня сегодняшнего.Ведь гении – это хотя и немногочисленные и многоликие, но очень наглядные примеры тех, хотя и запредельных, но реальных возможностей, которыми располагает Человек Разумный. В качестве жизненных, реальных моделей они могут служить для проверки и уточнения, наряду с экспериментом, теоретических концепций о работе человеческого мышления и психики в целом. Кроме того – и для более осмысленной постановки новых исследований. Очень полезным был бы ответ на этот вопрос для разработчиков компьютерной техники новых поколений. И, конечно, для педагогики - при выборе оптимальных методик обучения и воспитания, соответствующих сложности проблем, которые будут возникать перед чело-вечеством ХХ1 века.

Однако, вернемся к существу вопроса. С пониманием природы таланта, как видим, больших проблем практически нет. Поэтому сузим область поиска - в чем же первопричины или сущность гениальности?

На что можно опереться
Оценим сначала, что на сегодняшний день достаточно точно известно. Понятие гениальности, как свидетельствует живой язык, является целостным и не допускает количественных градаций. Или гений – или нет. Сурово, но такая практика закрепилась историей. Правда, считают тоже совершенно по-разному – вот и получается где-то от 400 до 2000. Ну и на том спасибо, хоть ясен порядок величин – все равно очень редкое это явление.

При этом, основная сложность в надежной идентификации гения или гениальности состоит вот в чем. Не удается установить (как для таланта) более или менее стабильной зависимости между продуктивностью и качеством результата деятельности от уровня творческих способностей. Ну, например, от всем знакомого показателя интеллектуального развития IQ. Действительно, представим себе диаграмму зависимости результатов от IQ: это будет более или менее плавная возрастающая кривая. Но где-то в области выше IQ=110-130, что отвечает таланту в разных его градациях – резкий взлет вверх в совсем уже заоблачные выси. В область шедевров, вечных творений, вообще неизмеримых никакими известными мерками. В область «нетленки», как говорят на литературных тусовках. Таким образом, при переходе от таланта к гению налицо перерыв постепенности или качественный скачок невыясненной пока природы. Диалектика (строго по в Ф.Г. Гегелю) очевидна, но какова ее природа?

Как же пыталась обьяснить это наука? Известны четыре группы теорий гениальности, исходящих из принципиально различных концептуальных оснований. Это патологическая, психоана-литическая, качественных и количественных отличий мозга гения.
Анализируя определенную совокупность реальных фактов или данных, полученных не только путем жизненных наблюдений, но и в экспериментальных и клинических исследованиях, эти теории приходят, как правило, к полярным, практически несовместимым выводам.
Очевидно, что дальнейший, как угодно тщательный и масштабный анализ в русле любой из указанных теорий не решает проблемы. Действительно, в результате получается какая-то новая совокупность данных, которые крайне трудно согласовать с обширным и разнородным массивом уже имеющихся.

Где же искать выход?

Прояснение проблемы может быть стронуто с места только новыми подходами, в основе которых – синтез уже известного и нового. Синтез, деликатно и всесторонне обьединяющий и фокусирующий гуманитарное и естественнонаучное знание, относящееся к проблеме творческой деятельности в целом.
С этой целью в анализ проблемы, ограниченной существующими понятиями гения и гениальности, вводятся в явном виде два дополнительных аспекта: гносеологический (относящийся к теории познания) и нейрофизиологический. Другими словами, мы действуем в духе теорем К. Геделя, выходя за рамки рассматриваемой проблемы – на более широкий оперативный простор.

Какие же проблемы под силу гениям?

С помощью первого аспекта можно выявить наиболее характерные особенности проблем, решение которых, как показывает практика, является прерогативой (т.е., естественной обязанностью) гениев.
Они, эти проблемы, во-первых, очень нечетко проявляются в обшественном сознании. Поэтому их обнаружение в обьективной реальности на фоне уже известного и привычного, а впоследствие и достаточно четкое осознание чрезвычайно трудны – по нашим обыденным меркам. Ведь это требуют несоизмеримо больших, по сравнению с нормой, открытости и чувствительности психики. Несопоставимо высокой должна быть также дифференцировочная способность мозга гения, который одновременно - субьект познания и действия.
Во-вторых, эти проблемы характеризуются высокой трудностью постановки на их основе воз-можных задач и оценки реальности их решения.
В третьих, процесс решения задач имеет чрезвычайно высокий уровень неопределенности или сложности.

В качестве обобщенной характеристики указанных проблем использован критерий уровня их сложности, апробированный уже 60-летней практикой применения теории решения изобретательских задач, ТРИЗ. Показано, что эти проблемы относятся к IV и V уровням сложности, для которых эффективные апробированные методики их решения отсутствуют. Анализ продолжен выявлением, с позиций психологии мышления, особенностей того, как на практике осуществляется поиск нового. На языке науки это именуется поисково-исследовательской активностью в многомерном и целостном процессе высокопродуктивного творчества. Причем, в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.
Что касается собственно процесса работы мозга гения, то анализ этого, несомненно главного, аспекта проблемы, опирается на полученные в последние полвека данные нейрофизиологии. Это преимущественно труды отечественных научных школ, например, учения о функциональных системах, доминанте, механизмах долговременной памяти, полифункциональности нейро-нальных образований мозга и т.д. . Кроме того, он дополнен данными экспериментальных и клинических исследований различных патологий высшей нервной деятельности, имеющих очевидную взаимосвязь со значительной частью проявлений гениальности (в основном это труды Н.П. Бехтеревой).
В рамках введенных в проблему новых аспектов, сделан ретроспективный анализ уже известного на сегодня феноменологического материала. В результате удалось вычленить все конст-руктивное, содержащееся в указанных теориях гениальности. Это послужило той призмой, через которую удалось взглянуть на хорошо известные факты и научные данные под другим уг-лом зрения, как бы из исторической перспективы. Только так можно попытаться отделить зерна от плевел. Другими словами, способствовать их целесообразному и непротиворечивому упорядочению на единой концептуальной основе материалистического монизма.

Мозг гения. Что важнее: анатомия или физиология?

На основании выполненного исследования сделан вывод о том, что отличия в мозговом суб-страте (морфологии мозга) состоящие, например, в очень сильном развитии лобных долей у незначительной части гениальных личностей, не могут быть определяющими, как считалось ранее. А вот предположения о значимости степени развития других участков и зон мозга, аргументированные в настоящей работе, требуют, естественно, опытного подтверждения. Здесь, конечно, не имеются ввиду системы, специфические для конкретных видов творческой деятельности – живопись, музыка, ручные ремесла и т.д. – и, прежде всего, третичные зоны коры. Но ведь точно так же обстоит дело во всех подобных сложных случаях.
Однако, вероятнее всего, решающее значение имеет коренное отличие от «нормы» самой структурно-функциональной организации мозга гения. Это, похоже, и обеспечивает высочай-шие уровень и продуктивность творчества, наблюдаемые на практике.

В связи с этим выдвинута следующая рабочая гипотеза:
Естественным условием гениальности, конечно, является достаточное развитие мозгового субстрата или, что то же, достаточно высокое общее развитие психики личности. Но исходным этапом и основой зарождения и становления гениальности является формирование большой гетерогенной (разнородной) функциональной системы или гиперсистемы. Именно она служит нервным аппаратом самоорганизации и саморегуляции целостного процесса высокопродуктивной творческой деятельности. При этом, здесь напрямую действуют законы диалектики: уже с самого начала, с первых попыток творческой деятельности, формирование и развитие такой гиперсистемы является и предпосылкой и результатом этой деятельности. Это своеобразный процесс наиболее целесообразной самоорганизации сложного из более простых частей. Именно этим, а не только величиной, гиперсистема отличается от формируемых в норме для выполнения любых функций функциональных систем организма.

Мозг гения в зарождении и в действии

При каких же условиях это становится возможным? Во-первых, в мозгу должна образоваться мощная и устойчивая доминанта (очаг возбуждения), которую множество доказанных фактов позволяют считать ультрастабильной. Это происходит в результате очень сильного психического воздействия (импрессинга), как правило, в раннем детстве и поэтому не всегда отчетливо фиксируется даже ближайшим окружением данной личности. Это может быть какая-то идея, впечатление от увиденного, услышанного - хорошо известных примеров здесь очень много. У одних это может происходить внезапно, одномоментно; другие «созревают» постепенно. Но в любом случае это овладевает всеми помыслами будущего творца и, как показывает история, становится делом всей его жизни.

А как же собственно действует доминанта? Согласно законам физиологии, она вызывает мощ-ный и длительный эмоциональный разряд, резко увеличивающий проводимость нервных пу-тей в мозгу; он становится чрезвычайно «проницаемым». Это способствует их гораздо более тесному, чем в норме, взаимодействию - при явно выраженных психических патологиях именно это и происходит при кризисах, которые очень часто не минуют и гениев. В результате, происходит окончательное формирование гиперсистемы и запуск ее в работу – и с этого времени весь мозг начинает работать в форсированном режиме.

Но ведь еще со времен Павлова хорошо известно, что под действием доминанты большинство других функций мозга существенно тормозятся. Отсюда и те повсеместно отмечаемые «рассеянность», «отрешенность» и т.п. странности высокоодаренных личностей, особенно в периоды интенсивного творчества – до полного забвения всего вокруг. Но на самом деле это естествен-ный, неизбежный результат предельной концентрации на предмете творчества, по определению требующий вовлечения в работу и фокусировки практически всех ресурсов мозга.

Под действием описанного разряда происходит еще одно, пожалуй, самое драматическое явление. Проводимость нервных путей между корой и подкоркой становится настолько высокой, что подсознание и сознание, обычно разделенные психологической защитой (ПЗ), - вспомним «цензуру» сознания,. открытую еще Фрейдом), - подключаются друг к другу практически «без-интерфейсно», напрямую. Такая деактивация (снятие) ПЗ для нормального, нетренированного для работы в режиме форсажа мозга чревата высокой вероятностью полной дезорганизации сознания и психическим расстройством. Что хорошо видно на пациентах психоневрологических диспансеров. У многих же гениев это неизбежная плата за высочайшие и длительные периоды вдохновения.

Но, кроме того, по тем же принципам, происходит деактивация и внешнего рубежа психологи-ческой или личностной защиты. Говоря по-простому, на большинство высокоодаренных лич-ностей перестает распространяться действие общечеловеческого закона «чужая душа – потемки». Их психика становится практически открытой окружающему миру – такую открытость, простоту, бесхитростность отмечают практически все наблюдатели. Но главное, «прямая включенность» в обьективную реальность – познает ли он ее, отображает или преобразует – неизмеримо повышает, по сравнению с нормой, практическую результативность творчества.

Внимание: включен форсаж!
Все описанное многократно наблюдалось на практике, в жизни многих гениев. А какова же при этом роль гиперсистемы? Закономерно, она и производит реорганизацию, перестройку функциональных систем обеспечения интеллектуальных функций, используемых в обычном режиме работы мозга. Для обеспечения главной целевой функции (решения сложных проблем или, в общем случае, создания чего-то принципиально нового), в ходе формирования гиперсистемы задействуются или мобилизуются все необходимые и достаточные для этого зоны и участки мозга. Она как бы организует, настраивает и дирижирует всем этим сложнейшим мозговым оркестром. А конкретно, характер, параметры работы и взаимодействия отдельных блоков мозга определяются интегральными свойствами и общим критерием эффективности гиперсистемы. Этим критерием является достижение полезного результата: нахождения искомого, неизвестного. Другими словами, это постижение сущности явлений и обьектов действительности или создание такого творческого продукта, который эту сущность выявляет.

К новому пониманию гениальности

Исходя из изложенной комплексной гипотезы, правомерно предложить новую, «операциональную» формулировку понятия гениальности. Она органически дополняет и развивает используемые в настоящее время. Но ее преимущество в том, что она в принципе верифицируема, т.е. поддается опытной проверке.

Гениальность – это высшая степень творческой одаренности личности, включая способность ее мозга при решении сложных проблем (с числом случайных переборов порядка сотен тысяч и более), под действием ультрастабильной доминанты и контролируемого, устойчивого и про-должительного эмоционального разряда и при деактивации психологической защиты, форми-ровать большую гетерогенную функциональную систему или гиперсистему. Практическими результатами ее работы является познание определенных сторон сущности явлений и обьек-тов действительности или их преобразование с целью оптимальной реализации выявленной сущности. Эти результаты или плоды, актуализируемые в предметной или духовной сферах творческой деятельности, образуют «точки роста» и составляют эпоху в жизни и культуре общества и развитии человечества.

Гении среди нас

Большинство людей настолько привыкли к этому слову, не имеющему точного содержа-ния, что само его повсеместное широкое употребление ещё более затрудняет попытки познания заключённой в нём сущности. В древности с этим было проще. Их тогда называли мудрецами, софосами - как в Греции, или совершенномудрыми - как в Китае, и всё было понятно. Они были фактически “чистыми мыслителями”, обучающими правилам человеческого общежития и немногому из-вестному в то время о законах природы своих немногочисленных учеников.
Но уже в новой истории гении должны были воплощать свою мудрость в конкретных делах, включаясь, вольно или невольно, в один из кругов человеческой жизни. И приносить в каждый из них всё свое уникальное своеобразие, отмечая всё сделанное своей особой печатью. В этом смысле используемые в обиходной речи выражения: гениальный поэт, писатель, композитор, учёный и т. д. или музыкальный, военный, финансовый сценический и т. д., гений - с учётом приведенных в данной работе определений в научном смысле не вполне корректны.
Действительно, оболочка зримой, предметной деятельности маскирует, - в каждом случае по-своему, - их “родовые” свойства, общую для всех их сущность.
Всё сказанное выше даёт основания утверждать что это “родовое” свойство состоит в их способности познавать “суть вещей”, как писал Шекспир с тем, чтобы обратить это новое знание во благо людям.

Действительно, если речь идёт о явлениях природы или всём многообразии человече-ских дел и гений познаёт их сущность путём открытия управляющих ими законов и движущих ими сил - перед нами гениальный учёный или научный гений.
Познавший природу человека и научившийся проникать в сущность слов, за скрываю-щую её оболочку и делать зримыми движения человеческой души - гениальный писатель, поэт или драматург.
Связавший познанные им законы гармонии с миром природы и людских страстей и ов-ладевший умением выразить все это в звуках, пластических формах или зрительных образах - гениальный композитор, музыкант, скульптор или живописец.
Познавший законы военного искусства, природу людей и научившийся ими управлять - гениальный полководец..

Долгим может быть этот список, да нет в нем особой нужды. Ведь не о том речь, кого поставить на первое место, кого - на двадцатое..Наши привычные, сугубо житейские мерки здесь явно не подходят. Гении живут среди людей. Разговаривают на том же, понятном им языке; разве что очень часто то, что они говорят, представляется малопонятным или странным, не имеющим никакого отношения к реальной жизни. Не больше отличаются от других людей, чем большинство живущих рядом с ними; по меньшей мере, пока мы не свыклись - не с ними, а с их образами, запечатленными в камне, бронзе или на полотне; разве что манеры у, них несколько странные, да и живут как-то не так как все...
Живут они вроде совсем рядом, но большую часть времени проводят совсем в другом мире. В мире сущности или объективной истины, скрытом глубоко под поверхностью видимого воочию и расстояние от них до людей, живущих обычными своими житейскими радостями и горестями, так же велико, как глубина той пропасти, в которой, если верить Демокриту, и нахо-дится истина.. Или можно представить их в виде звезд, до которых, кажется, совсем рядом, подать рукой. И только глядя в телескоп, начинаешь понимать всю невообразимость глубин космоса. Но точно так же, как самые дальние звезды продолжают светить нам, даже давно погаснув, дела и творения гениев остаются с нами долгие века после того, как их не стало. Не напрасно, видимо, и дали им древние имя этой вечной и неуловимой субстанции – духа, что и значит по латыни гений. И в отличие от Человека мыслящего назвали его Человек творящий, гуманный и моральный.

P.S. Комментарий автора через 5 лет:
Основным движущим мотивом для того, чтобы заняться всерьез этой проблемой, стало в какой-то момент четкое осознание того, каково приходится большим талантам и особенно гениям среди нормальных людей. По справедливо горькому выводу А. Шопенгауэра, гении, как правило, не встречали понимания и не получали признания у своих современников - при жизни. Как мы говорим сейчас, отсутствовало положительное эмоциональное подкрепление по результатам труда со стороны окружащих. Не говоря уже о том, что многие из них терпели в течении многих лет и просто нужду – как и миллионы своих сограждан, простых тружеников. При таких условиях любой труд, даже высокотворческий, становится вдвойне трудным. И даже несгибаемая воля и стойкость перед невзгодами не могут при этом уберечь от срывов и падений. Об этом убедительно говорит и многовековой опыт невропатологии и психиатрии.
Отсюда и возникло чисто человеческое желание снять тавро близкого родства с психически больными людьми с подавляющего большинства из них, заслуживших эти высокие звания. И с полной ответственностью могу утверждать, что проведенные исследования это подтвердили. Так появилась эта статья. Есть и ее исходный, полный научный вариант еще 2002 года – да немного находится охочих его читать …

Каменский Сергей Иванович, к.т.н 01.2007
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    К вопросу о природе таланта и гениальности
    . The nature of talent and genius
    (or Homo Sapiens to Homo Faber, Humanus et ...

    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия