Совершенствование субъектного состава Российской Федерации представляет собой одну из серьезных проблем долгосрочной стратегии развития российского федерализма, со всей ясностью демонстрирующей весь массив противоречий, накопившихся в государственном устройстве за последние годы. Не случайно проблема изменения субъектного состава всякий раз начинала активно обсуждаться при выборе той или иной парадигмы развития Федерации: в 1992 году (во время подписания Федеративного договора), в 1993 году (при принятии Конституции РФ13), и, наконец, на рубеже тысячелетий, когда в очередной раз назрели предпосылки для реформирования федеративной структуры государства.
Предусмотренный ст. 65 Конституции РФ субъектный состав Российской Федерации стал своеобразной платой федерального центра за компромисс, за стабилизацию федеративных отношений, ибо речь в 1993 году шла не столько о совершенствовании федерализма, сколько о сохранении государственного единства, недопущении распада России. Формирование современного субъектного состава Федерации происходило в на фоне процессов суверенизации, которые затронули не только республики, но и субъекты, образованные по территориальному принципу с преобладанием в них русскоязычного населения, что выразилось в т.н. “республиканизации” (т.е. в проектах создания Уральской, Вологодской, Дальневосточной, Южнорусской республик и др. 14). Нельзя не вспомнить и т.н. “ультиматум тридцати двух”, в котором края и области требовали соблюдения равноправия субъектов РФ, которое, по их мнению, заключалось в предоставлении им статуса республик со всеми вытекающими отсюда последствиями (“государственным” статусом, долей “суверенных” полномочий и т. д. 15).
На этом фоне и происходило формирование современного субъектного состава. Оттуда же берут начало его проблемы, среди которых и слишком большое количество субъектов, и “пестрота” их статуса, позволяющая говорить о неравноправии, и неопределенность в правовом положении отдельных субъектов. Впрочем, существующий субъектный состав в равной мере можно рассматривать и как “реликт” советского государственного строительства, с его неактуальной сегодня административной и национальной архаикой. Однако любая попытка кардинального изменения субъектного состава неизбежно вызовет коренную перестройку всех федеративных отношений, что рано или поздно может привести к необходимости пересмотра Конституции РФ. Готово ли к такой перестройке российское общество?
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
На мой взгляд, укрупнение субъектов Федерации необходимо, но происходить оно должно с учетом всей #####упности факторов, оказывающих влияние на данный процесс. Новые субъекты должны характеризоваться стабильными демократическими режимами, ибо ни их населению, ни Федерации в целом невыгодно растаскивание страны на куски, раздираемые политической и социально-экономической нестабильностью, национальными и религиозными конфликтами. Практика показала, что лучший способ контроля за властными элитами субъектов федерации – это не постоянная неусыпная слежка за ними со стороны федерального центра (зарубежные тенденции развития федерализма говорят как раз о стремлении к минимализации данного способа контроля), а контроль со стороны гражданского общества самих субъектов Федерации. Поэтому само по себе укрупнение не решит поставленных перед ним задач, если в новых субъектах Федерации не будет создано развитого гражданского общества со всеми его атрибутами (разделение властей, местное самоуправление и др.).