Избрание именно Собянина на должность Мэра Москвы наводит на некоторые мысли о скорбных путях русского либерализма. То, что Собянин идеологически исповедует классическую форму либерализма ни у кого, я думаю, не вызывает сомнения, поэтому его руководство Москвой будет рассматриваться всей политической элитой России как модель для подражания. Насколько я понял, его главной задачей будет придание русскому либерализму человеческого лица с гримасой социальной справедливости. Для этого борьба с московской коррупцией будет не на уничтожение, как мечтают наивные москвичи, а на уменьшение ее до среднего общероссийского уровня, так как для русского либерала бескоррупционная система управления это некая философская абстракция, которой в природе не существует.
Другими словами, лужковская система власти в Москве будет не уничтожена, а только модернизирована. В процессе этой модернизации ее постараются очистить от наиболее вопиющих мерзостей несправедливости по отношению к простым москвичам и постараются придать ей псевдоевропейский вид. Но со временем лужковская модернизированная система власти во главе с Собяниным неминуемо вернется в свое первоначальное криминально-коррупционное состояние, так как таковы закономерности развития российской либеральной власти. Этим и кончится (то есть, ничем) такое эпохальное событие 2010-го года, как взятие Москвы федералами в лице нового Мэра. И в этом нет чьей-то злой воли, просто такова природа русского либерализма.
После того, как Россия четверть века (постсоветский либерализм у нас начался с Горбачева) прожила под властью российских либералов и в состоянии тотального доминирования западной идеологии, только слепой или безумный будет отвергать тот факт, что Россия не Европа и никогда ею не будет. Уже очевидно, что мы никогда не будем полностью, в отличие от Восточной Европы, интегрированы в европейскую либерально-демократическую цивилизацию. Хотя и визы отменят и легально работать разрешат россиянам во многих европейских странах и даже не исключен военный союз, но граница останется, а ментально и культурно мы все дальше и дальше будем отдаляться от европейцев. Это будет естественная реакция национального самосознания на те страшные последствия для экономики, государственности, правопорядка и мироощущения жителей России, которые мы получили в результате идеологического эксперимента по хирургическому внедрению в ткань нашей национальной жизни принципов классического либерализма.
Под национальным я понимаю не этнические или расовые особенности русского народа, а национальную культуру и историю России, которые мировоззренчески объединяют всех жителей нашей многонациональной страны. С точки зрения культуры и бытового поведения мы все, живущие в России, независимо от этнической принадлежности, являемся русскими. Тот, кто культурно и ментально не ощущает себя русским, жить здесь не может и либо умирает, либо покидает Россию. Идеология создания и роста империи московского царизма такова, что этнический национализм русского народа, как политическое явление невозможен и поэтому страхи по поводу возможной победы русского национализма (или, как принято называть в либеральных СМИ, фашизма) беспочвенны. А вот культурный национализм, как осознание онтологических особенностей российской жизни и специфики российского мировоззрения, будет крепнуть не только в среде интеллектуальной элиты, но и в среде российского среднего класса, и неминуемо вступит в идеологическую борьбу с идеологией западного либерализма, которая доминирует сегодня в России.
Классическая форма западного либерализма обречена в России на скорую деградацию, так как оказалось, что на нашей почве она дает совсем не те всходы, что ожидалось. Те принципы либерально-демократической цивилизации, которые хорошо работают на Западе и которые создали неплохие моральные и материальные условия жизни для западных людей, внедренные в России, дали необузданную коррупцию, развал экономики и государственности, катастрофическое падение нравственного уровня населения, рост беспризорности и бездомности, повышенную смертность и многое другое.
Когда смотришь на эти цветы зла, выросшие из семян либеральной идеологии, думаешь, насколько же надо быть тупым, безнравственным и циничным, чтобы продолжать говорить, что либерально-демократический путь это лучший и единственный путь для России. Какой-то нечистый дух разрушения и небытия гложет наших либералов, который толкает их на путь национального самоубийства.
Кстати, я не утверждаю, что либерализм в принципе плох, нет, он вполне нормально работает на своей духовной Родине, то есть на Западе, но у нас в России последствия применения его принципов ужасны и омерзительны. Известно, что одно и то же растение или вещество может быть и лекарством и ядом, в зависимости от того, как вы его применяете. Так вот оказалось, что та идеология, которая для Европы была лекарственной и стимулирующей ее развитие, для России оказалась сильнодействующим ядом, который чуть не убил ее в 90-е гг. прошлого века и сегодня продолжает отравлять нашу жизнь. Причина столь несхожих последствий лежит в базовых различиях наших исторических, религиозных и культурных корней и, соответственно, принципиального различия мировоззрения и ментальности русского и западного человека.
Запад с его католической и протестантской культурой вышел из Римской Империи, идеология которой базировалась на культе государства и права. Поэтому дисциплина и добровольное соблюдение правопорядка в крови современного западного человека и как следствие проявления его воли в свободном состоянии самоограничиваются культурными нормами. Наши же исторические и культурные корни лежат в Православной Византии, где своеволие человека ограничивалось не формальным правом, как в Риме, а силой государственной власти и внутренними этическими нормами Православия, которыми руководствовалось население. Свобода у нас понималась и понимается, как состояние души, которая у русского человека слишком широка и вмещает такие полярные состояния, как святость и звероподобность. То есть свобода в русском понимание – это проявление никем (в том числе и собой) не ограниченной воли. Именно поэтому власть в России всегда вынуждена была проявлять силу и жестокость, чтобы ограничить душевные порывы русских людей, которые очень часто в свободном состоянии впадали в скотство и озверение. Когда же династия Романовых ослабела и не могла уже проявлять традиционную силу власти, а Православная вера в народе также ослабла, произошла революция со всеми последующими прелестями русской анархической свободы.
В традиционной русской культуре нет уважения к формальному праву, которое воспитывает самодисциплину, какое есть в культуре и ментальности западного человека, чьи предки прошли не только через правовую выучку Римской Империи, но и через феодализм и рыцарство с их культом индивидуализма, чести и ответственности. Западный человек был подготовлен всем историческим процессом к тем новым формам существования и деятельности, которые ему предложила либеральная идеология в Х1Х веке. Формальная свобода, которую дал либерализм западному человеку, была уравновешена чувством ответственности перед обществом, самодисциплиной и культом правопорядка, которые уже были в его душе. Поэтому либерализм на Западе дал столь благотворные и впечатляющие плоды.
Но в России все оказало иначе, так как в душе русского человека живут, помимо скотства, доброта и христианская любовь (это в идеале), но в ней нет такого понятия как чувство ответственности перед другими людьми. А без этой внутренней ответственности, формальные права и свободы, которые дарует либерализм, превращаются в разгул своеволия частных эгоизмов, которые, вступая в конкуренцию друг с другом, начинают непроизвольно разрушать нормальную государственную и общественную жизнь. Начинается криминализация жизни и война всех против всех, которую мы и наблюдаем в России в течении последних 20-ти лет. Либерализм у нас в последнее десятилетие приобрел мерзкое лицо, которое персонифицируется в порочных физиономиях нашей гламурной элиты и зажравшегося чиновничества.
Но не будем отчаиваться, ибо так будет не всегда и Россия, отравившись идеологией и практикой либерализма, в конце концов, откажется от навязчивых услуг западных идеологических лекарей и начнет искать свой путь к свободе и национальному выздоровлению.
Андрей Покидышев г. Москва
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!