Правила форума | ЧаВо | Группы

Украина

Войти | Регистрация

На независимость Украины

Малютка
14 742 00:54 28.07.2014
   Рейтинг темы: +4
  Малютка
Малютка


Сообщений: 2223
Иосиф Бродский

На независимость Украины (1994)

Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
Слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
Время покажет "кузькину мать", руины,
Кость посмертной радости с привкусом Украины.

То не зеленок – виден, траченный изотопом,
Жовто-блакытный Ленин над Конотопом,
Скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но хохлам не надо.

Горькой вошни карбованец, семечки в полной жмене.
Не нам, #####ам их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
С сальными глазами жили как каторжане.

Скажем им, звонкой матерью паузы метя строго:
Скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.
Ступайте от нас в жупане, не говоря – в мундире,
По адресу на три буквы, на стороны все четыре.

Пусть теперь в мазанке хором гансы
С ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть, так сообща, суп выбирая в чаще,
А курицу из борща грызть в одиночку слаще.

Прощевайте, хохлы, пожили вместе – хватит!
Плюнуть, что ли, в Днепро, может, он вспять покатит.
Брезгуя гордо нами, как оскомой битком набиты,
Отторгнутыми углами и вековой обидой.

Не поминайте лихом, вашего хлеба, неба
Нам, подавись вы жмыхом, не подолгом не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду,
Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.

Что ковыряться зря в рваных корнях покопом.
Вас родила земля, грунт, чернозем с подзомбом,
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Эта земля не дает, вам, калунам, покоя.

Ой, ты левада, степь, краля, баштан, вареник,
Больше, поди, теряли – больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза
Нет на нее указа, ждать до другого раза.

С Богом, орлы и казаки, гетьманы, вертухаи,
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
Будете вы хрипеть, царапая край матраса,
Строчки из Александра, а не брехню Тараса
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  KontrR
KontrR


Сообщений: 60618
00:58 28.07.2014
Ой, да какая ж ты умничка... И где ж ты это откопала то...?
20 лет назад написано, а как в тему...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Олеська
23872


Сообщений: 357
08:23 28.07.2014
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Хочу Харчо
хочухарчо


Сообщений: 19507
08:27 28.07.2014
Прямо в точку!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Alex Мiler
20310


Сообщений: 671
08:35 28.07.2014
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Белая береза
20642


Сообщений: 1908
08:39 28.07.2014
Малютка писал(а) в ответ на сообщение:
> Иосиф Бродский
>
> На независимость Украины (1994)
quoted1

Стихотворение конечно неплохое, но Бродскому оно не принадлежит

http://iosif-brodskiy.ru/po-godam/stikhotvoreni...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Хочу Харчо
хочухарчо


Сообщений: 19507
08:42 28.07.2014
а кто это тогда написал?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Малютка
Малютка


Сообщений: 2223
09:47 28.07.2014
Белая береза писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
>
> http://iosif-brodskiy.ru/po-godam/stikhotvoreni...
quoted1

Вы сами-то по ссылке ходили?

Стихотворение отсутствует в СИБ и, видимо, неопубликовано; было несколько раз прочитано Бродским в начале 1990-х годов.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  39Rus
39Rus


Сообщений: 4529
09:52 28.07.2014
Малютка писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Вы сами-то по ссылке ходили?
>
> Стихотворение отсутствует в СИБ и, видимо, неопубликовано; было несколько раз прочитано Бродским в начале 1990-х годов.
quoted1
в Стокгольме он его читал со сцены. а в сборники оно не вошло, и напечатано не было
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Белая береза
20642


Сообщений: 1908
10:28 28.07.2014
Малютка писал(а) в ответ на сообщение:
> Вы сами-то по ссылке ходили?
quoted1

Иначе как бы я ее вам привела.
___________

А это я нашла самое, если можно так сказать, официальное. Больше фактов подтверждающих авторство отыскать не смогла.

Стихотворение отсутствует в СИБ и, видимо, неопубликовано; было несколько раз прочитано Бродским в начале 1990-х годов. Я нашел два интернет-источника с существенными расхождениями – очевидно, ошибками расшифровки звуковой записи. Стихотворение дается по третьему источнику – тексту, присланному мне Алексеем Голицыным, с отмеченными расхождениями со вторым (более поздним) интернет-источником («вариант 2») и с более-менее произвольной пунктуацией. – С. В.

Комментарий к первому источнику (украинский веб-сайт): "(Прочитано 28.02.1994 року, Квiнсi-коледж, вечiр. С магнiтна стрiчка цього вечора). Цей текст iз коментарiiм було оприлюднено у газетi «Вечiрнiй Киiв» 14 листопада 1996 року.

Комментарий ко второму источнику (сетевой журнал «:ЛЕНИН:» под ред. М. Вербицкого): «Прочитано Иосифом Бродским 28 февраля 1994 года на вечеринке в Квинси-коледж (США). Существует магнитофонная запись этой вечеринки. Републикация из газеты „Голос громадянина“ N 3, 1996 год.»

Комментарий к третьему источнику: «Текст транскрибирован с видеокассеты. <Запись 25 августа 1992 г., Стокгольм.> Отвечаю за все, кроме орфографии. – Алексей Голицын». Запись начинается словами Бродского: «Сейчас я прочту стихотворение, которое может вам сильно не понравиться, но тем не менее... Стихи называются...»
___________

Может вы и правы.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Galina 28999
28999


Сообщений: 1
15:29 12.04.2015
Белая береза (20642) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> http://iosif-brodskiy.ru/po-godam/stikhotvoreni...
>
quoted1

Загляните сюда! Бродский сам читает его!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Белая береза
20642


Сообщений: 1908
17:32 12.04.2015
Galina 28999 (28999) писал(а) в ответ на сообщение:
> Загляните сюда! Бродский сам читает его!
quoted1

Спасибо!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  LION-1 NVRSK
26637


Сообщений: 8499
18:16 12.04.2015
«Никогда мы не будем братьями…»?

«Никогда мы не будем братьями…»?«Никогда мы не будем братьями…», - написала украинская поэтесса Анастасия Дмитрук. Братьями – с кем? С русскими, живущими в России? Или с русскими, живущими на Украине? Или со всеми русскими, украинцами, белорусами, кто не поддерживает придуманные за два десятилетия исторические сказки про украинство? Или с теми, кто прервал украинский сон о скором европейском будущем?

Прочел где-то, что национализм на Украине возник в правление Щербицкого. Это не так. Напротив, Щербицкий во время пребывания на посту первого секретаря ЦК Компартии Украины преследовал и диссидентов, и носителей национальной идеи.

Другое дело, предшественник Щербицкого Петр Шелест, который не только защищал от обвинения в национализме литераторов-диссидентов Николая Винграновского и Ивана Драча, но и сам выпустил книгу «Україно наша Радянська», за которую и поплатился должностью. Как писали тогда партийные критики, «…в последние годы в нашей литературе появился ряд книг (Р. Иваничука, С. Плачинды, И. Билыка), для которых характерна идеализация патриархальщины. Украшая прошлое, такие авторы противопоставляют его современности. Книга «Україно наша Радянська» не только не помогает развенчивать подобные явления, а, наоборот, ограничивает возможности критики антиисторических тенденций в освещении прошлого украинского народа в художественных и научных изданиях».

Не из той ли книги растут нынешние «исторические» тенденции в Киеве?

Национализм на Украине существовал еще в советское время, но был скорее болезнью, присущей в основном творческой интеллигенции. Никто тогда предположить не мог, что вскоре он эпидемией распространится по всей республике.
Но тревожные звоночки уже были.

В ту пору я работал в Донецкой молодежке, затем собкором «Комсомольской правды» по Донбассу и Харькову. Так вот, в 80-х годах в закрытых письмах ЦК КПУ говорилось, что после многих лет лагерей, ссылок и спецпоселений на Западную Украину возвращаются бандеровцы. Причем, возвращаются при больших деньгах, заработанных на колымских стройках и якутских приисках. Они с размахом обустраиваются, посмеиваясь над земляками, не нажившими при советской власти ни капиталов, ни палат каменных, живущих нередко, как в довоенные годы, в хатках с земляными полами. И это было сильнее всякой пропаганды.

Тогда казалось, что опасность касается лишь Западной Украины, а никак не всей республики. С развалом СССР выяснилось, что это не так.

В начале 90-х годов уже сформированные и экипированные части УНА/УНСО расквартировывались по всей Украине, в том числе и под Донецком. Их боевые отряды однажды парадным маршем прошли по центральной улице города – улице Артема. Но тогда в Донбассе было сильное и хорошо организованное шахтерское движение. Их лидеры – Михаил Крылов и Николай Волынко (с ними вместе я прошагал от первых шахтерских стачек до организации нового независимого профсоюза горняков) пригласили лидеров националистов и сказали: «Ребята, поезд на Львов уходит в 6 часов вечера. До этого времени мы вас бить не будем».

И что они?

После шести вечера никого из них в городе не осталось.

Так просто разрешались в ту пору национальные споры.

Был у меня еще один забавный случай. В 1993 году я работал уже в Москве, но приехал в Донецк на очередную шахтерскую забастовку, поселился в гостинице. И вот звонят местные телевизионщики, говорят, что со мной хочет встретиться киевский журналист.

– Только, видишь ли, - замялись телевизионщики, – он – националист.

– Да хоть кто. Мы же не политические дискуссии будем вести.

Но тот был настроен именно на дискуссию. Причем, тональность спора становилась все безапелляционней и агрессивней. Ох, узнаю ее сейчас в телевизионных политических шоу, на которые приглашаются представители Киева.
Я уже хотел было выставить гостя за дверь, но тот, видимо, почувствовав остроту момента, выставил на стол бутылку горилки и выложил пачку сигарет «Прилуки». Окно моего номера выходило на площадку перед рестораном. Я вышел в окно и вернулся в номер с бутылкой армянского коньяка и пачкой «Мальборо». Гость, видимо, не ожидая того, вдруг с грустью признался, что он таких трат себе позволить не может. Все. Этим национальная тема была закрыта.

Кажется, в тот же год случился и парад бандеровцев в Донецке.

– Под галичину мы никогда не ляжем, - убеждал меня Волынко. – Никогда!

– Но они же вооружены и хорошо организованы.

– Мы тоже организованы. И оружие у нас есть, - утверждал Николай.

Сколько времени с тех пор прошло? Чуть больше двадцати лет? Сегодня Николай Николаевич Волынко, успевший побывать депутатом Украинской Рады от партии Юлии Тимошенко, мыслит уже по другому.

«Я горжусь тем, что я украинец, что я бандеровец!», – восклицает он.

Во какой поворот!

По его словам, многие члены НПГД (независимый профсоюз горняков Донбасса – А.К.) воюют в батальонах за Украину.

– Вместе с НПГУ (независимый профсоюз горняков Украины – А.К.) мы подписали совместное заявление и обратились к Минэнерго с просьбой выделять бытовой уголь на блокпосты. И сейчас помогаем нашим бойцам от Счастья до Мариуполя. Комбаты связываются напрямую со мной, я – с генеральными директорами предприятий. И решаем проблемы.

Дальше – больше.

– Хотите жить в России? Чемодан, вокзал, Россия! Мы будем строить новую Украину. Местная власть боится люстрации. Боится. А мы хотим жить. Народ стоял на Майдане. На Майдане стояли налогоплательщики, и много наших членов профсоюза были на Майдане. Мы защищали себя, свои семьи и хотим жить в нормальном государстве.

Таков сейчас Коля Волынко, который когда-то не только клялся, что никогда не ляжет под галичину, но и предупреждал, что, по его информации, меня заказали московским бандитам донецкие мафиози. Действительно, я был тогда изрядно побит, но не знал, по чьему заказу. Спасибо Коле, прояснил.

Сегодня, судя по его высказываниям, он принадлежит киевской партии войны. Потому что, как и Ярош, против всяких мирных переговоров и готов сражаться за идеалы майдана до последнего шахтера. Но уже за другие идеалы, нежели те, которые отстаивал чуть более двадцати лет назад.
– Хотелось бы спросить у доморощенных «миротворцев», с кем они собираются садиться «за стол переговоров»? – спрашивает он. – С кучкой отморозков из так называемых ДНР и ЛНР, которые вот уже три месяца откровенно занимаются мародерством и терроризмом на территории Донбасса, похищают и убивают мирных граждан, используют женщин и детей в виде «живого щита» в противостоянии с подразделениями Вооруженных сил Украины? Или с чеченскими боевиками и российскими диверсантами, которых Кремль активно забрасывает на нашу землю с целью дальнейшей дестабилизации ситуации? Нет смысла садиться за «стол переговоров» и с местной властью, которая фактически отсутствует в зоне вооруженного противостояния. Которая сама способствовала разжиганию сепаратистских настроений в нашем Донбассе.

Но его другой товарищ и бывший соратник Миша Крылов, то ли потому, что живет все-таки в Донбассе, а не в Киеве, то ли потому, что не побывал в кресле народного депутата от блока Юлии Тимошенко, говорит и думает иначе.

По его словам, шахтеры воюют не в украинских батальонах, а с украинскими батальонами. И поставляют им не уголь на блокпосты, а огонь из всех видов вооружений.
На Донбассе, по его словам, сформированы две шахтерские дивизии, которые сражались под флагом ДНР, и в каждую из них записывались по 15–20 человек в день, а иногда и больше.

И – тоже от имени Независимого профсоюза горняков Донбасса – пишет письмо шахтерам Германии, в котором пытается донести до европейского пролетариата позицию пролетариата Донбасса.

«…На Донбассе идет настоящая война, в которой гибнут мирные люди: старики, женщины, дети, – говорится в нем. – Вам нагло врут о том, что война идет между Украиной и Россией. Но это не так! Война идет между народом и кучкой олигархов при поддержке властей ЕС и США. Беда Украины в том, что подонкам, находящимся у власти, удалось заразить фашистскими идеями определенные массы людей. Мы, жители Донбасса, боремся против любых проявлений нацизма и фашизма. Мы боремся с оружием в руках за свою жизнь и жизнь своих близких. Нам некуда отступать - это наша земля! Мы обращаемся к вам, рабочим европейских стран, с просьбой о солидарной помощи: помогите нам разбить оплот фашизма в Украине. Это будет наша общая Победа!»

Два лидера. Два недавних соратника. Два взгляда на происходящее. Кстати, Крылов до того, как возглавил шахтерское движение Донбасса, работал на шахте «Октябрьской», которая находилась на окраине Куйбышевского района Донецка, в самой горячей точке – между поселком Пески и аэропортом. Я тоже там одно время жил на улице Лузина, потом на улице Вахрушева. Там до сих пор живут наши друзья. Вернее, жили. Кто-то погиб по время обстрелов. Кто-то ушел в ополчение. Многие покинули свои дома. Этот микрорайон назывался поселком Северный. Или поселком шахты «Октябрьской». Шахта нынче разбита так, что, говорят, восстановлению не подлежит. Поселка тоже фактически уже не существует.

Когда Мише напоминают о его недавней дружбе с Волынко и говорят о линии размежевания, которая прошла и через Независимый профсоюз горняков Донбасса, он жестко отвечает:

– Я бы не назвал это размежеванием. Те, у кого есть голова на плечах, уже давно поняли, кому можно верить, а кому – нет. Да, есть отдельные лица... Тот же Волынко. Но от него ушли почти все. Люди над ним просто смеются.

«Никогда мы не будем братьями…».

Подобная линия размежевания пролегла не только между западными и восточными областями Украины, не только через шахтерский профсоюз. Она пролегла между моими бывшими коллегами-журналистами, работающими в Киеве и работающими в Донецке, даже между теми, кто живет в Донецке. Между самими украинцами, живущими в России и живущими на незалежной. Даже между бывшими одноклассниками-однокурсниками, между друзьями и родственниками.

Обе стороны считают друг друга зомбированными – одни российской, другие – украинской пропагандой.
Беда еще в том, что исторические сказки об украинстве были подкреплены сказками о светлом европейском будущем. Эта последняя сказка грела умы не только носителей национальной идеи.

За пару месяцев до майдана мы сидели в одном из донецких кафе с приятелем, человеком, казалось бы, неглупым, имеющим свой небольшой бизнес, и я спрашивал, что он лично ждет от евроинтеграции?

– У нас будут европейские пенсии, европейские зарплаты….

– Откуда? При разваленной-то экономике и политической нестабильности?

– Ну, не сразу, лет через пятьдесят или сто. Европа нам поможет. Зато мы сразу после подписания соглашения сможем свободно ездить в страны Евросоюза.

Сейчас он действительно живет в Евросоюзе. В Праге у сына. Жена его перебралась к родственникам в другой украинский город, расположенный на территории, контролируемой силовиками. В Донецке осталась старенькая мать.

Сколько людей на Украине мечтали вот так же «свободно ездить». И эта мечта превратилась в право свободно убегать. От войны, нищеты, от призыва в армию.
«Никогда мы не будем братьями…».

Человечество давно поняло те истины, что в гражданской войне не бывает победителей. Что всякая революция оборачивается большой кровью. Что цели и лозунги, заявленные ее вождями, со временем превращаются в свою противоположность. Что революция пожирает своих детей.

Этим путем прошла в свое время Франция, за ней Россия. Теперь вот Украина. Сегодня она пьяна от происходящего. Но, кажется, уже наступает похмелье.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Белая береза
20642


Сообщений: 1908
18:21 13.04.2015
Из книги О.И. Глазуновой "Иосиф Бродский: Американский дневник" (2005 г., с. 72-73):


«…после того, как Украина стала участником программы НАТО "Партнерство ради мира", Бродский пишет стихотворение "На независимость Украины", которое взорвало представления о нем как о поэте-эмигранте, навсегда порвавшем с Россией и со своим прошлым.

Можно по-разному относиться к стихотворению Бродского, как, впрочем, и к "Клеветникам России" Пушкина. Но нельзя не отметить в стихах гнев человека и гражданина страны, по отношению к которой был совершен поступок, поставивший под сомнения историю взаимодействия двух стран, все дружеские отношения в прошлом. Почему же сотрудничество с НАТО Украины, а не Грузии или, например, Узбекистана вызвало столь гневную отповедь Бродского?

Ответ очевиден: поведение близкого человека (в данном случае представителя славянского содружества) всегда ранит глубже и воспринимается на более эмоциональном уровне. Легкость, с которой Украина была готова пожертвовать отношениями с Россией ради соображений сиюминутной выгоды (военной угрозы в отношении ее не было и быть не могло) взорвала поэта, придав его словам особую жесткость:
Дорогой Карл XII, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
"время покажет Кузькину мать", руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.

То не зелено-квитный, траченный изотопом,–
жовто-блакытный реет над Конотопом,
скроенный из холста, знать, припасла Канада.
Даром что без креста, но ####ам не надо.
Гой ты, рушник, карбованец, семечки в полной жмене!
Не нам, #####ам их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
с залитыми глазами жили, как при Тарзане.
Скажем им, звонкой матерью паузы медля строго:
скатертью вам, ####ы и рушником дорога!

Ступайте от нас в жупане, не говоря –в мундире,
по адресу на три буквы, на все четыре
стороны. Пусть теперь в мазанке хором гансы
с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.

Как в петлю лезть –так сообща, путь выбирая в чаще,
а курицу из борща грызть в одиночку слаще.
Прощевайте, ####ы пожили вместе – хватит!
Плюнуть, что ли, в Днипро, может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
кожаными углами и вековой обидой.

Не поминайте лихом. Вашего хлеба, неба,
нам, подавись мы жмыхом и колобом, не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коль и была промежду.
Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом?
Вас родила земля, грунт, чернозем с подзолом.

Полно качать права, шить нам одно, другое.
Это земля не дает вам, кавунам, покоя.
Ой да Левада-степь, краля, баштан, вареник!
Больше, поди, теряли – больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза –
нет на нее указа, ждать до другого раза.

С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса.

Стихотворение, прочитанное 28 февраля 1994 года на вечере в Квинси-Колледже (США) и опубликованное в 1996 году в газете "Вечерний Киев", вызвало на Украине бурю негодования. По этическим, вероятно, соображениям, оно не было включено в собрание "Сочинений Иосифа Бродского" (СПб., 2001) и в настоящее время доступно только в интернет-версии. Хотя, по большому счету, не понятно, чем руководствовались в этом случае составители сборника и почему стихотворения Бродского, в которых дается негативное описание российской действительности ("Пятая годовщина", "Набросок", "Представление"), в нем присутствуют. Неужели ущемление чувств "чужого" народа нас заботит больше, чем своего собственного?

Нельзя забывать об одном немаловажном факте: хотя формально стихотворение Бродского называется "На независимость Украины", написано оно было не в связи с обретением страной государственного статуса, а по случаю поспешного желания ее лидеров примкнуть к своему еще недавно общему с Россией противнику. Стремление Украины стать членом НАТО фактически явилось заявлением о том, что теперь в любой момент она может выступить против России — своего бывшего партнера и союзника. Именно этот шаг украинских лидеров не только Бродский, но и многие его соотечественники восприняли как удар в спину. Вероятно, поэтому тема предательства звучит у поэта на протяжении всего стихотворения.

В начале стихотворения поэт вспоминает трагические для России события Северной войны (1700.1721), когда украинские войска неожиданно перешли на сторону шведского короля Карла XII ("Дорогой Карл XII, / сражение под Полтавой, / слава Богу, проиграно. / Как говорил картавый, / время покажет "кузькину мать."), и сравнивает поведение украинского гетмана с заявлениями Ленина ("картавого"), который в ходе первой мировой войны призывал к поражению своей страны на том основании, что эта война велась империалистическим правительством. Упоминание "кузькиной матери" свидетельствует о печальной преемственности в поведении коммунистических лидеров, которые в стремлении удержать власть или в своих узконационалистических пристрастиях часто пренебрегали интересами страны. Знаменитое обещание Хрущева показать "кузькину мать" Америке на деле обернулось ущемлением территориальных прав России и передачей Украине Крымского полуострова в 1954 году.

Следующая строка стихотворения "жовто-блакытный реет над Конотопом", с одной стороны, продолжает тему предательства Мазепы (желто-синие государственные цвета Украина взяла у Швеции, после того как в ходе Северной войны ее войска перешли на сторону противника), а с другой, — отсылает читателей к событиям еще более далекого прошлого.

В середине XVII века война с Польшей, которая началась так удачно для Богдана Хмельницкого (запорожские казаки несколько раз разгромили польские войска), закончилась поражением Украины в битве при Берестечке (1651) и обращением гетмана к России с просьбой присоединить Малороссию к Московскому государству. После долгих колебаний Москва дала положительный ответ на просьбу гетмана. Колебания же были вызваны тем, что за принятием решения о присоединении Украины для России неизбежно следовала войной с Польшей, что и произошло: в 1654 году Украина вошла в состав Московского государства, с 1654 по 1656 год Россия вела войну с Польшей за освобождение украинских земель.

После смерти Богдана Хмельницкого ситуация на Украине изменилась. Преемник Хмельницкого гетман Выговский был сторонником Польши; заключив соглашение с Крымским ханом, он выступил против Москвы, результатом чего стало жестокое поражение русских под Конотопом, о котором Бродский упоминает в стихотворении. Об этом сражении С.М.Соловьев писал:
"Цвет московской конницы, совершившей счастливые походы 54 и 55 годов, сгиб в один день; пленных досталось победителям тысяч пять; несчастных вывели на открытое место и резали как баранов: так уговорились между собою союзники — хан крымский и гетман Войска Запорожского!".

В "Курсе русской истории" В.О.Ключевского так описываются события под Конотопом: "Малороссия втянула Москву и в первое прямое столкновение с Турцией. По смерти Богдана началась открытая борьба казацкой старшины с чернью. Преемник его Выговский передался королю и с татарами под Конотопом уничтожил лучшее войско царя Алексея (1659). Ободренные этим и освободившись от шведов с помощью Москвы, поляки не хотели уступать ей ничего из ее завоеваний. Началась вторая война с Польшей, сопровождавшаяся для Москвы двумя страшными неудачами, поражением князя Хованского в Белоруссии и капитуляцией Шереметева под Чудновом на Волыни вследствие казацкой измены. Литва и Белоруссия были потеряны".

За несколькими строчками стихотворения Бродского скрывается полная драматизма история взаимоотношений двух стран. И хотя не все в этой истории было гладко и безупречно, но хорошее все же преобладало над плохим, и это хорошее, в представлении поэта, было перечеркнуто желанием новых украинских лидеров открыто стать на сторону НАТО, своего еще недавно общего с Россией противника.

В задачи данной книги не входит подробное исследование взаимоотношений Украины и России, но если мы изучаем творчество поэта, вполне естественно постараться понять причины, побудившие его к тем или иным действиям. Нельзя довольствоваться соображениями одной из сторон, в данном случае "обиженной" Украины, следует рассмотреть и противоположную точку зрения. И здесь без обращения к истории не обойтись, а история эта, к сожалению, далека от идиллии. Тот факт, что мнение Бродского было облечено в крайне эмоциональную форму, тоже можно понять, — ведь и поступок Украины, который послужил поводом для написания стихотворения, выходил за рамки исторически сложившихся морально-этических принципов взаимодействия между дружественными странами.

На протяжении длительного периода истории Россия строила свои отношения с Украиной, исходя из идеи славянского содружества, часто в ущерб своим собственным интересам, не говоря уже о том, что потенциальным врагам территории не раздаривают. Возможно, и не на Украину был направлен отрицательный заряд стихотворения Бродского, а на себя самого, наивного, воспринимавшего эту страну как ближайшего друга и союзника, на которого в любой момент можно положиться.

Терять друзей, равно как и свои иллюзии, всегда тяжело, вряд ли кому-нибудь в подобной ситуации удается сохранить беспристрастный тон повествования и безупречно взвешенную позицию наблюдателя».
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Belarus
dun777


Сообщений: 5869
18:59 13.04.2015
"Еще не вмерла Украина." Почему эти слова стали гимном?
Не содержится ли в них тайный смысл. Государство с таким устройством не может просуществовать долго, но сегодня еще живо?
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    На независимость Украины
    . Joseph Brodsky

    On the independence of Ukraine (1994)

    Dear Karl XII, ...

    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия