Прочитайте, не сочтите за излишний труд. Известный первоисточник.
ВИНЦЕНТИЙ КАДЛУБЕК (1150-1223)
ПОЛЬСКАЯ ХРОНИКА
CHRONICA POLONORUM
Книга II, глава 12
Опасаюсь я, что не смогу постичь умом деяний Болеслава (992-1025), перед которыми и немой становится красноречивым, а красноречие славнейших немеет. Ибо всё его богатство возрастало из духовных дарований и блистало доблестью оружия. С помощью этих достоинств, подчинив своему влиянию Селевкию, Поморье, Пруссию, Русь, Моравию, Богемию, оставил их Болеслав для своих потомков данниками; город Прагу сделал второй столицей своего королевства. Подчинил своей власти гуннов или венгров, хорватов и сильный народ мардов. Даже неукротимых саксов так укротил, что на реке Сала поставил железный столп, как бы некую мету, ограничив пределы своей империи с запада. А на востоке оставил другую мету на Золотых воротах Киева, когда, захватив город, частыми ударами меча высек на Золотых воротах знак зависимости. Поставил там королём какого-то своего родственника, причём самого короля русских он одолел даже не в сражении, а лишь повергнув в жалкий страх. Ведь тому сообщили, что Болеслав угрожает, когда он забавлялся рыбной ловлей, тот бросил удочку и королевство со словами: «Мы попались на удочку тому, кто не учился ловить сомов». Едва произнёс эти слова, как тут же со страхом обратился в бегство, будучи более удачливым в бегстве, чем в боевой схватке. Когда же Болеслав после долгожданного триумфа над врагами возвращался, а войско его было почти распущено, этот самый беглец тайно напал на него с тыла, собрав многочисленное ополчение….
Как только они показались, Болеслав сказал своим воинам: «Друзья, этих прогонит от лагеря даже пыль, поднятая копытами скота; эти ничтожные лентяи ещё до смерти валятся на землю, ещё до нападения покоряются. Следует вырвать летучее жало мух, ибо в борьбе против трусливых бременем оборачивается бездействие, а трусость - позором. Пусть вас не пугает войско, увеличенное за счёт всякого сброда, для немногих и путь свободнее, и смелость очевиднее; побеждающее большинство не намного славнее побеждённого меньшинства. Так, поскольку с поклажей никто легко не выплывает, следует отбросить груз добычи. Право же, приятнее похваляться славой победы, чем тяготиться разбойничьей наживой».
Те ему ответили: «Для жаждущей души даже сама быстрота - промедление; у кого есть время, пусть считают головы вражеских легионов, наши мечи между тем малость посчитают срезанные головы русов!» Они врываются в сомкнутые ряды, скашивают мечами железные маковки; ненасытная львиная ярость не насыщается до тех пор, пока не катится последний труп, пока не загустевает река Буг от крови. Спустя некоторое время Болеслав снова решает напасть враждебно на Русь, а русский король - на Польшу, и, разделённые рекой, которая означала границу и того и другого королевства, они ставят лагери друг против друга. Когда сей варвар, нерасчётливо презрев войско поляков за малочисленность, пересчитал огромное число своих, то преисполнился тщеславным чувством собственного превосходства и возомнил, что никто не может с ним тягаться, в хвастливом безумии чванливо обратился к Болеславу. «Кабан, попавший в засаду, свинья, застигнутая в грязной луже, мечется в наших сетях, значит, нужно её употребить для натаскивания наших щенков и позабавиться этим зрелищем». Тот ему отвечает: «Напрасно муж возвеличивается в надменности и, подобно дикому ослёнку, считает себя вольно рождённым, называя меня кабаном и свиньёй. И не ошибается он: ведь этот необыкновенный зверь его, возможно, сожрёт; свинья, это плодовитейшее сильное животное, с божьей помощью так разделается с собаками, что упьётся их кровью. Но я думаю, нужно сражаться не словами, а оружием». Между тем пока слуги и той и другой стороны обмениваются оскорблениями, раздражают друг друга взаимными обидами, польские солдаты врываются во вражеский лагерь и одних убивают, других вынуждают броситься врассыпную. Узнав об этом, Болеслав выстраивает боевые ряды, снимает лагерь и, приказав страшно шуметь и кричать, сечёт врагов и одерживает триумфальную победу. Короля, схваченного с лучшими людьми, ведут на веревке, словно свору собак, и по заслугам, ведь сам повелитель их назвал щенками. Но не по душе это было славному победителю. «Низко, - сказал он, - ликовать над унижением [другого], потому что судьба ничего не простит тебе из того, что не простила из-за тебя другому».
Это популярный в средние века польский учебник истории. Не стоит наверное уточнять, что столь славных подвигов за этим Болеславом современная историческая наука не обнаружила. Но много поколений темных селян из дремучих польских лесов на нём воспитывали. Кого вы думаете в результате воспитали?