Правила форума | ЧаВо | Группы

Украина

Войти | Регистрация

Как укры в 2001 году сбили ТУ-154. От полковника СБУ.

Бухгалтер Берлага
8 1750 07:48 04.10.2016
   Рейтинг темы: +3
  Бухгалтер Берлага
muntinda


Сообщений: 78398
Украина отрицала, что сбила Ту-154 над Черным морем, так же как открещивается от трагедии с «Боингом»

15 лет назад был уничтожен самолет авиакомпании «Сибирь», летевший из Тель-Авива в Новосибирск

Почему трагедия 15-летней давности ничему не научила Киев? Об этом мы поговорили со специалистами, которые расследовали гибель Ту-154 с российской и украинской сторон.

Экс-полковник СБУ Сергей БАЛАБАНОВ: «Мы подготовили доклад Кучме, что Ту-154 авиакомпании «Сибирь» был сбит украинской ракетой С-200»

Чем похожи авиакатастрофы малайзийского «Боинга» в 2014-м и российского Ту-154 в 2001-м

Ровно 15 лет назад в ходе учений украинских частей ПВО над Черным морем был сбит самолет Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь», следовавший по маршруту Тель-Авив - Новосибирск. Погибли 78 пассажиров и членов экипажа. Проведенным Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) расследованием было установлено, что самолет был непреднамеренно сбит ракетой С-200 в ходе учений, которые украинские ПВО проводили в Крыму. Украина тогда выплатила компенсации семьям погибших, но затем отказалась выплачивать компенсацию за самолет российской авиакомпании, а в последние годы, вообще, стала отрицать свою причастность к той катастрофе. Но «Комсомолке» удалось разыскать человека, экс-полковника СБУ Сергея Ивановича Балабанова, который вел расследование с украинской стороны. Сегодня он впервые рассказал нам то, что на Украине знали только генералы (и то не все) и президент.

СЭКОНОМИМ И ЗАПАНУЕМ

- На самом деле в рамках проводившихся тогда учений по стрельбе из зенитно-ракетных комплексов должны были проводиться не только 4-го октября, но и через неделю - 11-го числа - должен был стрелять 60 корпус ПВО (Одесса), в который входил и Крым -, вспоминает Сергей Балабанов. - Я это хорошо знаю, потому что в начале 2001-го, меня, из военно-морской контрразведки, назначили начальником отдела военной контрразведки СБУ по Севастопольскому военно-морскому гарнизону, где оперативно обеспечивались части ПВО и авиации Вооруженных сил Украины в Крыму. Обычная история - начальник с заместителем поссорились, их обоих, как принято в спецслужбах, убрали, а меня на освободившееся место поставили. И я был категорически против этих стрельб в акватории Черного моря.

- Почему?

- Слушайте, я до этого 9 лет в КГБ прослужил. А до того - в подплаве. После окончания Севастопольского высшего военно-морского училища три года служил офицером электромеханической боевой части большой дизельной подводной лодки проекта 641Б, ходил в походы еще во времена КЧФ ВМФ СССР. И что такое настоящий военно-морской порядок - не понаслышке знаю. Меня всегда учили: главное - это вопросы безопасности и сама жизнь. Остальное - потом. Мы же в контрразведке не только противодействовали иностранным спецслужбам, а это реально было, но и занимались расследованиями различных авиационных и корабельных происшествий.

Так вот, про стрельбы 11-го октября я узнал даже раньше, чем про 4-е число. Еще за три месяца при назначении на должность 4 июля 2001 года. Потому что 11-го должны были стрелять местные, наши, Крымская дивизия ПВО. Ясное дело, как один из объектов нашего оперативного обеспечения. А 4-го, как потом выяснилось – 2-й и 49-й корпуса ПВО, соответственно из Львова и Днепропетровска.

Я начал встречаться со специалистами и понял, что стрельбы чреваты, что называется...

- Чем именно?

- Начиная от того, что сама ракета, даже как болванка, могла и до турецкого воздушного пространства долететь. И заканчивая экологическими рисками, с учетом планирующегося при пуске ракеты ЗРК С-200 сброса над морем компонентов жидкого ракетного топлива, чтобы стрелять по цели в ближней зоне. Там был большой перечень, почему нельзя в акватории Черного моря производить боевые стрельбы С-200. Да еще по такой малоразмерной мишени, как «Рейс», который 8 метров в длину всего-навсего. И это при том, что С-200, честно говоря, больше всего подходит для стрельбы по стратегическим бомбардировщикам и самолетам АВАКС. Для РЛС и оператора между ними и гражданским самолетом разницы практически нет. Поэтому при проведении стрельб всегда есть риск спутать мишень с «привычной целью». Ввиду ряда своих особенностей ракета 5В28 имеет минимальный шанс поразить малоразмерные современные цели, идущие на небольшой высоте, «предпочитая» цели большие и высотные, тем более в условиях отсутствия специального полигона. Иначе говоря, ту же мишень ВР-3 «Рейс» сбить из комплекса С-200 куда сложнее, чем пассажирский самолет, идущий на большой высоте неизменным курсом и даже, может быть, с той же радиальной скоростью.

Справка «КП»: Ту-143 «Рейс» - советский разведывательный беспилотник. Эксплуатируется с 1982 года. Длина 8,06 м., высота 1,5 м., размах крыла 2,24 м., крейсерская скорость 950 км/ч, практическая дальность 180 км., время в полете 13 минут.

- Короче, мы направили в Киев на имя Председателя СБУ ряд докладных записок на основе компетентного мнения наших специалистов о том, что нельзя. Для последующего доклада Президенту Леониду Кучме, являвшемуся Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Украины. Некоторые военные, насколько я помню, были на нашей стороне против стрельб, например главный инспектор Министерства обороны Украины Виталий Радецкий, это при министре обороны Кузьмуке, еще ряд высокопоставленных офицеров ВС Украины и Генштаба были против. Но ситуация в украинских вооруженных силах была, мягко сказать, плачевная, и к мнению спецслужб не прислушались.

- Я читал, что стрельбы начались с опозданием из-за того, что все ждали опоздавшего Кучму.

- Опоздание со стрельбами было, но Кучма к этому отношения не имел. Его там не было. Это я вам говорю как человек, который присутствовал во время стрельб на КП (командном пункте - прим. авт.). Да, я тоже читал, что Кучма, дескать, хотел реноме свое упрочить и показать, какая могучая армия у Украины. Поверьте, все было проще, комичнее и страшнее.

У всех ракет по всей Украине, в том числе и у меня в Крыму, к 2001 году прошли установленные сроки эксплуатации. У ракет комплексов С-300 этот срок 10 лет, у ракет ЗРК С-200 – 20 лет. Чтобы продлить сроки эксплуатации, надо было проводить соответствующие регламентные работы. Причем, силами российских специалистов с заводов-производителей. Потому что во время «Ч», если ракету, которая все сроки исчерпала, запускать нельзя. Она неизвестно куда может полететь. Как это было с ракетой «Точка У», которую запустили годом раньше, а она прилетела в Бровары и даже просто болванкой уничтожила целый подъезд многоквартирного дома. Но у Украины денег на такие регламентные работы не было. Такая же ситуация сложилась, кстати, и с украинскими Мигами и Сушками. Но для того, чтобы привлечь россиян, нужно платить деньги. А их, по заключению высшего генералитета Вооруженных сил Украины не было. Поэтому решили поступить простым способом. Отстрелять самим ракеты и самолично продлить сроки эксплуатации. Сэкономить государственные деньги. Хотя мы писали, что лучше проводить такие стрельбы на Ашулуке, есть такой полигон в 200 км от Астрахани. И потом, после горького опыта, в 2004 году ездили наши туда на учения. Но там тоже требовались расходы. А на Украине слово «деньги» со словом «армия» абсолютно не сочетались. Мне, например, командир зенитно-ракетной бригады как-то жаловался: «Сергей Иванович, мне на боевую подготовку выделяют 12 тысяч гривен. Я на эти деньги могу только заборы покрасить».

- В месяц или год?

- Не помню. Главное соотношение, что денег, выделяемых на боевую подготовку, хватало разве что на покраску забора. Да, командиры «крутились» как могли в условиях нехватки и эпизодических выделений денежных средств под какие-то конкретные меры. Первая ошибка, приведшая к трагедии, это то, что Президент Украины Леонид Кучма повелся на довод военных об экономии средств. И то нам хотя бы удалось добиться, чтобы стрельбы были переведены с украинского полигона «Чауда» на полигон мыса Опук 31-го Испытательного центра Черноморского Флота Российской Федерации, что на 40 км дальше от Феодосии, чтобы ракета, не дай бог, не смогла туда повернуть. Действительно, стрельбы по плану должны были начаться в 10 часов утра, но были смещены по времени, а первую ракету запустили где-то 12-41 по украинскому времени (разница с Москвой в 1 час). Но Леонид Кучма в данном случае не при чем. У нас на учениях присутствовали иностранные наблюдатели – от Румынии, Молдавии, России и военные атташе других государств. В том числе, Главком ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков. Возможно затянулось чаепитие, завтрак или незапланированное совещание…

- А-а. Понятно. Офицерский банкет такой утренний, опохмелиозом называемый среди обычных штатских граждан.

- Нет. Никакого «опохмелиоза» не было. Может действительно ждали визита Президента Украины. Сейчас трудно вспомнить некоторые детали. Мне там стал известен интересный факт, о котором мало кто знает. Там присутствовали Главком украинских ПВО Владимир Ткачев (у нас до осени 2003 года была авиация отдельно от войск ПВО, которые после слияния образовали новый вид войск – Воздушные силы). И Главком ВВС России Анатолий Корнуков. Они были давние и старые друзья. Помните, в Советском Союзе, в 1983 году, сбили южнокорейский «Боинг»? Так вот, радиотехническим батальоном, который вел на локаторах РЛС тот «Боинг», командовал Ткачев, а авиационной эскадрильей, которая его сбила, командовал Корнуков. Это было второй ошибкой – смещение по времени от установленного плана учений, что вносило нервозность у участников учений, вызванную присутствием высшего командования и иностранных гостей.

- Были и другие?

- Конечно. Например, и в первую очередь, была неправильно организована безопасность стрельб. Размеры «полигона» стрельбы из ЗРК С-200 в акватории Черного моря не обеспечивали это, поскольку зона безопасности минимум в два раза должна превышать максимальную дальность стрельбы ЗРК С-200, то есть радиус свыше 500 км. Однако, военные планировали, что они будут стрелять по мишени в ближнюю зону – на удаление до 90 километров (в т. ч. с учетом сброса в море компонентов ракетного топлива), вследствие чего закрытие района было фактически на дальности 180 км. Официально закрывался район и в украинских масс-медиа проходило, что проводятся учения. Не знаю, ставились ли российские службы в известность, но район до 180 км был официально закрыт. Но дело ведь в том, что старые ракеты, неизвестно как они могут лететь и на сколько. Вы знаете, хотя там 255 км у них в паспорте обозначена дальность, бывает и за 300 может улететь, тем более облегченная за счет сброса ракетного топлива.

- Там еще в зависимости от модификации, насколько я понимаю, С-200В, которой стреляли, 300 легко может взять.

- Вот она и взяла. Понимаете, ЗРК С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели») и ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. И главная особенность радиолокатора подсветки цели заключается в двух режимах его работы. Первый режим –монохроматического излучения (МХИ), который дает три координаты: угол цели – он же высота, азимут и скорость. А второй режим – фазокодовой манипуляции (ФКМ) дополнительно дает 4-ю координату – дальность цели. Переключение радара в этот режим обычно занимает до 30 секунд. И при стрельбе на небольшие расстояния не применяется, в том числе при недостатке времени может не производиться.

- Правильно ли я Вас понял, что, подразумевая стрельбу на расстояние от 60 до 90 км., расчет С-200 второй режим вообще не включал и работал только на первом?

- Так оно и было. Представьте себе общую нервозность. Высшее командование, иностранные военные наблюдатели, затянутое время учений, степь, жара… И при этом тем, кто стреляет, надо себя зарекомендовать. Не так часто в жизни офицера бывают такие мероприятия. Боевой расчет ЗРК С-200 был от 96-й зенитно-ракетной бригады 49-го корпуса ПВО Украины. Из Днепропетровска военные были. Дальнейшие события свидетельствуют, что гражданский самолет российской авиакомпании «Сибирь» оказался в секторе обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром ЗРК С-200 и ошибочно принят за идентифицированную цель. Иначе говоря, оператор боевого расчета на локаторе перезахватил цель с активной отражающей поверхностью. При этом, изначально, перепутав отметки на радаре, сразу ввел в головку самонаведения ракеты данные о неверной цели. Выбрал отметку лучшего качества, посчитав остальные помехами. Не стал, экономя время работы расчета, определять дальность. Повторюсь, как правило, при стрельбе на ближние расстояния, в условиях учений, второй режим обычно не используется. И ракета естественно пошла, захватив находившийся на расстоянии 250 км российский гражданский самолет.

- Пошла-пошла. Но пролетела расчетное время, когда должна была поразить мишень и пошла дальше. Почему ей позволили дальше лететь, когда она за пределы района вышла?

- Расчет доложил на КП генерал-лейтенанту Владимиру Дьякову (тогда заместитель Главкома ПВО Украины по боевой подготовке, руководитель учений), что наводка сорвана, ракета на цель не вышла. Но Дьяков по каким-то причинам (скорее из-за нервозности) не дал команду на самоликвидацию ракеты. А начал «дебаты» с командиром боевого расчета. Расчет запрашивают – «ты готов второй стрелять» (имеется ввиду вторая ракета С-200 – прим. авт.)? Ответ: - «Да, готов!». Но Дьяков принял иное решение, дав команду сбить цель ракетой из зенитно-ракетного комплекса С-300, которая и сбила мишень «Рейс». Причем, этот взрыв я даже визуально наблюдал. Где-то уже на подходе к береговой черте. Если бы еще одну ракету ЗРК С-200 запустили, не исключена в таких морских условиях вероятность, что могли сбить и армянский самолет сбить (Ан-24 компании «Армавиа»), который находился так же в этом секторе, но на дальнем удалении. И, как следовало в дальнейшем из масс-медиа, якобы видевший вспышку. В итоге получилось так, что при срыве наводки, ни Владимир Дьяков, ни командир боевого расчета ЗРК С-200 майор Юрий Венгер не приняли решение немедленно убрать подсветку цели радиолокатором (РПЦ). А оператор боевого расчета «подсвечивал» Ту-154 вместо малозаметной учебной цели. Если по-простому,- это как выключить свет в комнате. В этом случае подсветка цели исчезает, ракета становится «слепой» и через считанные секунды срабатывает самоликвидатор на уничтожение ракеты.

БОИНГ, ТУ - КАКАЯ РАЗНИЦА?

- Почему Вам пришлось заняться расследованием, если стрелял не «ваш», а 49-й корпус войск ПВО Украины? Когда Вы узнали, что сбит самолет?

- Буквально через пару часов после стрельб, с получением информации о пропаже в акватории Черного моря, по направлению к Сочи российского пассажирского самолета, следовавшего из Тель-Авива (Израиль). Почему организовать работу группы военной контрразведки по расследованию? Такой был приказ из Киева от Первого заместителя Председателя СБУ Петра Шатковского. В данном случае неважно, что стрелял боевой расчет из Днепропетровска. Так получилось, что я оказался на полигоне, чтобы заранее встретиться с командованием крымских частей войск ПВО и РТВ в запланированных на 11 октября стрельб. Видимо, поскольку оказался рядом, важно было своевременно организовать расследование нашими оперативными силами.

- С чего вы начали?

- С получения и изъятия материалов объективного контроля. Дабы военные не смогли, в случае возможного желания их уничтожить или сфальсифицировать (а признаки были). Это касалось, магнитофонных записей переговоров боевого расчета С-200, в т.ч. с КП управления стрельб, фотоснимков локаторов и приборов кабины управления боевого расчета, экранов РЛС войск РТВ, обеспечивавших радиолокационный контроль стрельб, планшета воздушной обстановки радиотехнической бригады, обеспечивавшей стрельбы. И многое другое, включая непосредственную работу с людьми. Благодаря этим действиям смогли собрать всю доказательную базу, чтобы сделать вывод – Ту-154 авиакомпании «Сибирь» 4 октября 2001 года был непреднамеренно сбит украинской ракетой С-200. Об этом и доложили по команде руководству СБУ, а те уже Президенту Леониду Кучме. Вы же помните его крылатую фразу по этому поводу, из которой усматривается, что Кучма согласен с нашими выводами?!

- Да.

- Мы, как он сказал, не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба.

Знаете, всем все было ясно практически с самого начала. Я с Ткачева показания снимал, он меня спрашивает: что вы на меня смотрите, как на преступника. Я отвечаю, что никак я на него не смотрю, а просто сердце болит, что произошло. Он ко мне подошел, пальцем тычет мне в сердце и говорит «вот так у нас у порядочных людей». Так и не понял, что он вкладывал в эту фразу (на тот момент важно было другое – объективно расследовать), но ответил: порядочные, если бы не проводили учения в акватории Черного моря, как ранее рекомендовали, порядочные, если бы не сбили гражданский самолет. И он замолчал. Кстати сказать, начальник Главного штаба войск ПВО генерал-лейтенант Валерий Каминский ездил в Сочи, смотрел на обломки (фрагменты) самолета, которые сумели достать. Потом мы с ним разговаривали, он сказал – «да, это мы». Там шрапнель была, все, как сито. Представьте себе, если в боевой части 32 тысячи поражающих элементов. Из которых 20 тысяч – это стальные подшипниковые шарики диаметром 0,5 см. и 12 тысяч шариков диаметром в 1 сантиметр. 217 кг – осколочно-фугасная боевая часть. И ракета комплекса ЗРК С-200 сконструирована так, что при разрыве боевой части за 120 метров до самолета вся эта металлическая шрапнель устремляется конусом в «голову» самолета. В отличие от «Бука», ориентированного, как правило, разрыв боевой части на удалении 25-30 метров над планером самолета (двигатель, крылья, хвост).

ГЕНЕРАЛ И ЭКСТРАСЕНС

- Хотя, конечно, Владимир Дьяков до последнего обмазаться пытался, убеждая ближайшее окружение, что наша ракета упала в море. Ему, дескать, об этом экстрасенс рассказал.

- Серьезно? Не шутил он так? Вот это доказательство генерала?

- Не шутил. Абсолютно серьезно.

- А вот, кстати, в украинских СМИ после крушения «Боинга» малайзийского появлялся некий Владимир Дьяков.

- Так это он и есть. Сразу вылез как эксперт, доказывал, что сбили россияне, а не украинцы. Он же был замглавкома ПВО по боевой подготовке. Опыт есть, учения проводил, российский самолет сбивал. Наверное, опять с экстрасенсами пообщался.

Кстати, в попытках уйти от ответственности в истории с «Боингом» Украина сейчас использует точно такие же приемы, как и в ситуации с Ту-154 - подлог, непредоставление данных и документов, фальсификации. И затягивание бесконечное сейчас идет с «Боингом», как и с российским лайнером. Дело тогда прекращали, возобновляли, снова прекращали, и окончательно закрыли лишь в 2007-м году по распоряжению президента Виктора Ющенко. Уголовное дело Если такое было во время моей службы, остается лишь догадывается, каких масштабов это достигло сейчас, когда СБУ стало органом не контрразведывательным, а идеологическим, когда там весь четвертый этаж отдан под кабинеты ЦРУ.

- Я вот слушаю Вас и удивляюсь - как такое возможно в независимом суверенном государстве?

- Слушайте, вы в России и десятой части не представляете себе, насколько деградировали Вооруженные Силы Украины в те годы. У нас, на военном аэродроме «Бельбек» в Севастополе было 38 единиц самолетов истребительной авиации. Из них только 9 было боеготовых. И на момент моего увольнения в запас, в 2006 году, выходил срок эксплуатации у всех оставшихся самолетов, за исключением «крайнего», у которого срок выходил в 2010 году. Опять надо приглашать российских специалистов, платить за это России деньги, а у Украины, как всегда их нет. Это приводило к тому, что самолеты часто садились в нештатном режиме, а это предаварийная ситуация. На всю Украину было только три летчика высшей категории «летчик— снайпер». Но это отдельная история.

Если вернуться к нашей основной теме беседы, то уже через несколько лет Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз (КНИИСЭ) проводил свою научную экспертизу и допустил потрясающую глупость. Они сказали, что мы сначала сбили мишень, а потом уже пропал самолет. В реальности все происходило с точностью до наоборот. Но, понимаете, если бы мы допустили необъективность, мне бы моментально «голову бы срезали», образно говоря. А наша объективность стала залогом того, что ни ко мне, ни к кому-либо из моих подчиненных не было ни одного вопроса. И на 99 целых и 99 сотых процента я и по сей день уверен в нашей правоте.

- А одна сотая?

- Это сомнения. Или иначе говоря, на всё есть и оправдательная версия. Была у меня пара бесед со специалистами, которые сказали, что управление ракетой могли перехватить американские спутники, которые все время там висели (на момент учений - от 2-х до 4-х спутников-шпионов). Об учениях все знали заранее. И, дескать, американцы могли дешифровать ключи управления ракетой и осуществить перехват управления.

- Вряд ли на спутнике мог размещаться такой комплекс оборудования. Вот если бы в акватории Черного моря крутился бы какой-нибудь американский корабль радиоразведки.

- Мы же не дети были. Изучали и этот вопрос, и другие версии анализировали. В этот период времени никого там не было. Ни совместных военно-морских учений «Си-Бриз» или «Блэксифор». Ни полетов военной авиации других государств. Понимаете, это как в тире, в котором вы один. Даже ни комаров, ни птиц. Стреляете, стреляете, вдруг мишень падает. Кто в нее еще мог попасть, если стреляете только вы? Аксиома.

Александр ГРИШИН
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Бухгалтер Берлага
muntinda


Сообщений: 78398
07:52 04.10.2016
Следователь по делу Ту-154: "Дело не закрыто, виновные не наказаны"

На вопросы "Комсомолки" ответил старший следователь-криминалист отдела криминалистики Южного следственного Управления на транспорте СК России Сергей БОЙКО.

- Трагедия с Ту-154 авиакомпании "Сибирь" рейса "Тель-Авив — Новосибирск" стало моим первым серьезным делом. В 2001 году я находился в должности следователя по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел Управления Генпрокуратуры России в Южном Федеральном округе. Организовать сам процесс было не просто с учетом важности уголовного дела и малого опыта расследования таких преступлений ранее. Материалы мне привозили лично прокуроры районов Краснодарского края, которые больше работали, чем я тогда на свете прожил.

- Как вы узнали о происшествии?

- Интернета тогда у нас не было. Вызвал начальник, и сообщил, что произошло, приказал сформировать группу для расследования. Я принял материалы дела в прокуратуре города Сочи, откуда нам его передали из-за особой значимости происшествия.

- Что вас тогда поразило в этой трагедии?

- Скоротечность жизни, которая может оборваться в любую секунду. Не из-за стихийных действий, болезни, случайности, а по чьей-то халатности. Ведь достаточно было украинской стороне взять чуть шире квадрат проведения учений, и трагедия бы не произошла. В тот роковой момент в зону этого квадрата на радаре попали два воздушных судна: военная воздушная цель и гражданский самолет.

- Как они их перепутали?

- Точки совпали на украинском радаре: произошло наложение целей, и после старта ракета в течении незначительного времени перенацелилась на более крупный объект - гражданский самолет.

- Как она летела?

- Она стартовала с мыса Опук (Керчь), пролетела через квадрат с воздушной учебной целью типа "Рейс", что находилась в радиусе 30-60 километров (таким по размерам и был тот квадрат - ред.), и поразила самолет над черным море примерно в районе города Туапсе, в 225 километрах от стартовой установки. Конечно, украинские военные должны были предполагать, что ракеты такого класса могут преодолеть расстояние в пределах 350 километров. И это значит, что они должны были закрыть для полетов гражданских лайнеров квадрат для учений размером в 500-600 километров! После чего обязательно предупредить иностранные государства, что в течении 3-4 часов полеты над этой территорией исключены.

- А кто выбирал квадрат для учений?

- Украина. Отмечу, что перед проведением учений, запускам каких-либо ракет, всем управлениям воздушного движения, воздушным диспетчерам, которые ведут самолеты, рассылается уведомление о том, что в "период такого-то времени границы в таких координатах закрыты для передвижения гражданских судов". Границы квадрата определяются по географическим границам, и по высоте. Рассылается эта информация за три дня до начала проведения учений.

- Рассылала ли Украина информацию по учениям?

- Только по территории Украины. Иностранные государства не предупреждались.

- Как определили, что сбила самолет ракета именно украинского комплекса С-200?

- Был исследован фюзеляж самолета, эксперты определили диаметр поражающих элементов, которые разрушили самолет. Диаметр обнаруженных шариков соответствовал поражающим элементам украинской ракеты комплекса ПВО С-200 "Земля-воздух", запущенной во время учений.

- Какое-то давление со стороны Украины было на вас?

- Увеличение срока расследования произошло потому, что украинская сторона сначала выдвигать версию, что украинскую ракету перенацелила российская радиолокационная станция. Мол, она работала, а потому "подсветила" гражданский самолет, и украинская ракета изменила траекторию, и ракета улетела не туда, куда надо. Мы доказали, что технически это невозможно. Объясняли всем, что военная техника у каждого государства имеет свой уникальный код "свой-чужой". Объясняли буквально на пальцах так: можно смотреть на мячик, который летит мимо вас в воздухе, но нельзя на него воздействовать. Также наши военные могли захватывать на радаре гражданский лайнер, цель, украинскую ракету, следить за ней по радару, но повлиять на них как-то не могли.

- Это была одна их версия?

- Потом, когда Украина уже стала выплачивать деньги близким погибших израильтян, они им заявляли, что ракета была российская, а когда начали урегулировать претензии с компанией "Сибирь" в прессе даже появились вбросы, что в самолете взорвалась бомба и все это тиражировалось в украинских газетах.

- Что самое сложное было в деле?

- Морально было очень тяжело. Смотреть было страшно не на останки, а на реакцию близких и родственников. Когда нет тела, когда отдаешь родным маленького пассажира крохотный детский ботиночек, а они требуют найти второй. Надеются, что эксперты все-таки найдут тело ребеночка.

- Кто виноват в трагедии?

- Халатность и безалаберность военных нашего соседнего государства. Наводчики, расчет пусковой установки, которые наводили ракету на цель. Они должны были сопровождать ее до цели, отвечали за ее самоуничтожение.

- А, что украинские военные не видели куда летит их ракета?!

- Нет, на них оказывали, как потом выяснилось, давление высшее руководство страны, которое требовало результата – поражение учебной цели. И они ее поразили, да не ту. У них на учениях были иностранные наблюдатели, первые лица, и они переживали, что могут промахнуться мимо цели.

- Что стало с делом?

- В декабре 2001 года все материалы переданы украинской Генпрокуратуре. Они хотели расследовать его у себя. Ведь с учетом собранных доказательств было очевидно, что именно украинские военнослужащие сбили Ту-154 своей ракетой в ходе учений.

- Что представляло собой дело?

- Мной было сформирован 21 том уголовного дела. На территории России было допрошено более 2 тысяч свидетелей. Были проведены 121 судебно-медицинская экспертиза по погибшим членам экипажа, еще более 10 технических экспертиз по самолету. Следователи выехали осматривать место происшествие на 1-2 дня, а остались работать на судах на 1- 3 месяца. Они ежедневно осматривали с поисково-спасательных судов участок побережья Черного моря длинною в 150 километров, и на 22 километра вглубь, до нейтральных вод. В аэропорту Адлера проходило опознание останков. К сожалению, это огромная работа оказалась на Украине невостребованной. С постоянной сменой власти дело оказалось так и незаконченным. Никто, как я понимаю, к ответственности до сих пор не привлечен, и оно не закрыто.

- Вся эта история не напоминает вас трагедию с "Боингом" над Донбассом?

- И там Украиной не была закрыта территория для полетов, где велись боевые действия. Это было не выгодно для Украины, так как воздушное движение над этой территорией довольно активное, и перевозчики платят за пролет над ее территорией значительные средства.

- Что вы можете посоветовать следствию, которое занимается "Боингом", который был сбить на Донбассе?

- Советую им подходить объективно к расследованию, принимать к учету все источники информации. Нельзя игнорировать эти данные в угоду политическим воззрениям, ведь это преступно в отношении близких погибших.

Александр БОЙКО
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Бухгалтер Берлага
muntinda


Сообщений: 78398
07:53 04.10.2016


Ссылка Нарушение Цитировать  
  Вася (29876)
Вася970


Сообщений: 116507
10:23 04.10.2016
Больше всего убивает реакция укров на трагедию..
Ведь ходили тогда и нагло это не мы...
Ракета российская, значит и вина РФ...

Так такие укры еще в 2001 году... что уж говорить про сегодняшних свидомых...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Бухгалтер Берлага
muntinda


Сообщений: 78398
14:34 04.10.2016
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Ракета российская, значит и вина РФ...
>
> Так такие укры еще в 2001 году... что уж говорить про сегодняшних свидомых...
quoted1

Порода....
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Алексан
Алексан


Сообщений: 66191
14:52 04.10.2016
Берлага, у тебя как с английским языком? Мне тут отчет по Боингу подкинули.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Бухгалтер Берлага
muntinda


Сообщений: 78398
18:53 04.10.2016
Алексан (Алексан) писал(а) в ответ на сообщение:
>
> Берлага, у тебя как с английским языком? Мне тут отчет по Боингу подкинули.
quoted1

У меня замечательно.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Куролесов
Куролесов


Сообщений: 25077
19:26 04.10.2016
Бухгалтер Берлага (muntinda) писал(а) в ответ на сообщение:
> Как укры в 2001 году сбили ТУ-154
quoted1

Это ещё хорошо, что у них всё ядерное отобрали, иначе бы уже лет как десять назад земная цивилизация прекратила бы своё существование.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Bismarck
Bismarck


Сообщений: 5595
22:04 04.10.2016
Бухгалтер Берлага (muntinda) писал(а) в ответ на сообщение:
> Экс-полковник СБУ Сергей БАЛАБАНОВ: «Мы подготовили доклад Кучме, что Ту-154 авиакомпании «Сибирь» был сбит украинской ракетой С-200»
quoted1

Как офицер запаса как раз по комплексу С-200, могу сказать, что версия украинского офицера почти полностью совпадает с моей. Только я думал, что первая ракета поразила мишень, а вторая начала сканировать пространство и захватила новую цель - Ту-154, такой режим в ракете и предусмотрен, чтобы в случае поражения цели, на которую она наведена, ракета перенацеливается на другую.
Этот офицер абсолютно прав, что лопоухим идиотам надо было отключить подсветку цели, тогда бы ракета ушла на самоликвидацию.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Как укры в 2001 году сбили ТУ-154. От полковника СБУ.
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия