«Среди интеллектуалов в Ингушетии, – продолжает Силаев, – тема «пришельцев-осетин» и «аланов-ингушей» очень популярна. Жест строительства Аланских ворот ее подкрепил и сделал практически официальной, хотя глава республики, возможно, этого не хотел – такие жесты не в его стиле. В свою очередь осетинские интеллектуалы видят в этом угрозу, причем не только национальному престижу (кто-то оспорил эксклюзивную связь осетин с аланами), но и угрозу закрепления за ними символического статуса «пришельцев». А это и впрямь серьезно, как мы знаем из опыта конфликтов восьмидесятых–девяностых годов».
Быть аланами
В так называемом аланском вопросе следует в первую очередь различать исторические факты и то, как память о них переходит в политический контекст. Родственный ираноязычным скифам племенной союз аланов, занимавший обширную территорию Северного Кавказа и Предкавказья, вступает в письменную историю в начале нашей эры. В эпоху Великого переселения народов часть аланов уходит на запад, где они вместе с вандалами вторгаются сначала в Испанию, а затем на север Африки (так что часть нынешних Ливии и Туниса тоже имеет отношение к «аланскому наследству», как и испанская Андалусия хранит память о вандалах). Те же аланы, кто остался на Северном Кавказе и в Предкавказье, основали крупное раннесредневековое государство, которое простиралось от северной части нынешнего Дагестана до восточных районов сегодняшнего Краснодарского края – что, собственно, и предопределило последующий размах «аланского вопроса».
Во время монголо-татарского нашествия середины XIII века основная часть Алании была разгромлена и покорена завоевателями, но в труднодоступных горах аланское сопротивление не прекращалось. Одним из его лидеров стал царь Ос-Багатар, с именем которого ассоциируется начало современного осетинского народа, хотя сам этноним встречается и гораздо раньше – в древнерусских летописях аланы известны как «ясы» (грузинский вариант – «оси»). Так или иначе, на сегодняшний день осетины являются единственным ираноязычным народом Юга России и считают себя прямыми потомками аланов. Именно этот факт был зафиксирован в ноябре 1994 года, когда Северная Осетия получила второе наименование – Алания, быстро ставшее узнаваемым брендом. Например, единственной футбольной командой, которая смогла бросить вызов гегемонии московского «Спартака» в девяностых годах, была владикавказская «Алания», ранее тоже носившая название «Спартак».
Однако на волне массового возрождения национальных движений в конце 1980-х – начале 1990-х годов о своих правах на «аланское наследство» стали заявлять и в других республиках Северного Кавказа. Прежде всего – в Ингушетии, где в 1994 году, уже после осетино-ингушского конфликта, была заложена новая столица: город Магас, названный по имени столицы исторической Алании (и, по ингушской версии, построенный именно на ее месте). Еще один серьезный претендент на «аланское наследство» – Карачаево-Черкесия, где находятся лучше всего сохранившиеся памятники аланского периода – комплекс Зеленчукских храмов в районе поселка Архыз. Согласно местной версии, аланская столица Магас находилась там, а не на землях современной Ингушетии.