4 октября 2001 года, летевший из Тель-Авива в Новосибирск, лайнер Ту-154 авиакомпании «Сибирь», был сбит над Черным морем ракетой С-200 во время учений украинских сил ПВО. Все 78 человек находившихся на борту (66 пассажиров и 12 членов экипажа), погибли.
Это не удивительно, ведь место с которого проводились пуски С-200, не было предназначено для этого. А украинские военные просто надеялись, что при запуске ракеты в сторону моря это не будет представлять опасности. Ну прямо как наивные дети.
Прогиб зафиксировали, а еще недавно живых людей положили на алтарь «незалежности». И мы хотим заметить, что тогда еще не было никакого международного «напряжения». Но лишь в 2005 году экономные «хозяйственники» из правительства Украины выдавили из себя для выплаты родственникам по $ 200 тыс. за каждого погибшего.
Но мы хотим коротко напомнить, что конкретно происходило тогда. Лайнер Ту-154 в 10:00 по местному времени благополучно вылетел из аэропорта Бен-Гурион (Тель-Авив, Израиль). Полет по маршруту (чартер 1812 до Новосибирска) проходил в штатном режиме, в пределах международной воздушной трассы без каких-либо ограничений.
Через 1 час 45 минут, над акваторией Черного моря на высоте 11,1 тыс. метров и примерно в 200 км юго-западнее Сочи, диспетчеры зафиксировали звуковые сигналы и крики «куда попала (о)». После чего отметка лайнера исчезла с радаров, а связь с ним пропала.
Тогда же командир экипажа, находившегося в том же районе, Ан-24 Armavia Гарик Ованесян сообщил диспетчерам, что видел вспышку над ним и падающие обломки. Найти удалось только 14 тел, останки большинства погибших затонули вместе с обломками самолета. Причиной их смерти стала баротравма, а в их крови был обнаружен угарный газ, что говорит о пожаре на борту лайнера. Бортовые самописцы обнаружить не удалось.
Именно тогда один из военных спутников США зафиксировал пуск ракеты с территории Крыма. А глава комиссии по расследованию Владимир Рушайло прямо заявил, что ракета взорвалась в 15 метрах над самолетом, что вызвало разгерметизацию салона и воспламенение топлива.
При этом трусливый министр обороны Украины Александр Кузьмук сначала заявил, что 4 октября учения войск ПВО не состоялись. Однако в пресс-службе ВМС Украины уточнили, что учения все же проводились, но начались уже после авиакатастрофы, да и украинские ракеты не имеют такой дальности действия. На самом деле украинский расчёт ПВО запустил ракету по учебной цели. Однако по не выясненной причине ракета потеряла учебную цель и захватила другую цель — пассажирский самолёт. Но это стало понятно потом.
А тогда гарант и верховный главнокомандующий Леонид Кучма призвал международную общественность «не делать трагедию» из случившегося.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Однако в ту пору высшее руководство России сочло, что дело необходимо улаживать полюбовно. Тем более, что Украина выражала к этому открытое стремление.
26 декабря 2003 года Россия и Украина подписали договор «Об урегулировании претензий», согласно которому для выплаты родственникам погибших российских пассажиров было перечислено 7,8 миллионов долларов. Аналогичный договор Украина подписала и с Израилем, которому было выплачено 7,5 миллионов долларов.
Выплата компенсаций осуществлялась ex gratia, то есть без признания юридической ответственности. Таким образом, Израиль и Россия согласились на то, что Украина сохранит лицо, не признав вины за уничтожение Ту-154 официально.
В сентябре 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны.
Тактика украинской стороны такова — раз основная часть самолета осталась на дне Черного моря, то и считать доказанным факт уничтожения самолета украинской ракетой ПВО нельзя. А предъявлять претензии Украине на государственном уровне поздно — вопрос решен «полюбовно» еще в 2003 году.
Подобные межгосударственные договоренности не устроили многих родственников погибших. Одни сочли компенсацию недостаточной, другие вообще полагали, что дело не в деньгах, а в наказании виновных.
Специально для таких настойчивых Министерство обороны Украины заказало в 2008 году экспертизу, которая объявила выводы МАК несостоятельными. По мнению украинских экспертов, комплекс С-200 не мог сбить Ту-154. Эксперты не исключили, что источник поражения самолёта мог находиться как снаружи, так и внутри лайнера, в частности представлять собой взрывное устройство, помещенное «между потолком внутренней части самолёта» и его внешней оболочкой.
На основании этого заключения в 2011 году Хозяйственным судом Киева был отклонен иск на 15 миллионов долларов, поданный авиакомпанией «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины.
Но и это еще не все. В начале 2010-х годов в украинских СМИ появились «расследования», авторы которых утверждали, что ошибка ПВО имела место, но виновниками стали не украинские, а российские военные.
Особенно активно эта версия стала муссироваться после февраля 2014 года, а особенно — после гибели «Боинга» над Донбассом.
Согласно этой версии, Ту-154 был якобы сбит комплексом С-300, принадлежавшим российской армии. После этого, как утверждают сторонники данной теории, президент России Владимир Путин тайно договорился с главой Украины Леонидом Кучмой о том, что украинская сторона за определенные финансовые преференции «возьмет вину на себя».
Адепты этой версии опираются на решение украинских судов, которое базируется на выводах украинских экспертов.
Избежать всего этого можно бы было, если бы Россия в начале 2000-х не питала иллюзий относительно сохранения добрососедских отношений с Украиной, ради которых, собственно, и заключался в 2003 году договор «Об урегулировании претензии». Но что сделано, то сделано.
Большинство тех, кто потерял родных и близких 4 октября 2001 года, не могут прийти на их могилы — местом упокоения для пассажиров и членов экипажа Ту-154 стало дно Черного моря. А над памятью погибших вот уже полтора десятилетия глумятся украинские «эксперты», журналисты и политики. Но, по совету президента Кучмы — «не надо делать из этого трагедию».
ЛЮДИ!!! (как достучатся то до Вас) я то понимаю что прошло время у многих (кроме родных и близких погибших) боль как говорится «притупилась». Ну ладно мы то русские, а вот евреи (этих пассажиров было половина борта) вы тоже «продались» за двести тысяч с трудом выдолбленной из Украины подачки? Тогда почему Украина не заплатит за МН-17 ведь ясное дело что его сбила именно она — Украина!
Auslogics (Auslogics) писал (а) в ответ на сообщение:
> ЛЮДИ!!! (как достучатся то до Вас) я то понимаю что прошло время у многих (кроме родных и близких погибших) боль как говорится «притупилась». Ну ладно мы то русские, а вот евреи (этих пассажиров было половина борта) вы тоже «продались» за двести тысяч с трудом выдолбленной из Украины подачки? Тогда почему Украина не заплатит за МН-17 ведь ясное дело что его сбила именно она — Украина! quoted1
Так до нас уже достучались. Украина с тех пор уничтожила тысячи людей. И заплатить она должна за ВСЁ. И конечно же за сбитые пассажирские самолеты. Ну, а позиция Израиля конечно в этом деле позорна. Хотя я понимаю почему. Стоило Израилю возбухнуть и нацисты незалежной начали бы массовые погромы, что привело бы к куда более масштабным жертвам среди евреев. Однако вместо того, чтобы всеми силами репатриировать тех наивных евреев которые думают, что немц… тфу…украинцы культурная нация и жить при новой власти евреям будет спокойно, Израиль молчаливо одобрят все что делают нацисты. Закончится таки погромами всё равно. Но лицо Израиль потеряет.