«Что касается Донбасса, нужно начать в правильном формате правильный переговорный процесс. Это „Будапештский формат“. Мы его сейчас проговариваем с лидерами других стран. Сразу после победы на президентских выборах будет собрана переговорная площадка, где будет президент США, президент Украины, премьер-министр Великобритании, президент Франции, президент России. И мы хотим сделать „Будапешт+“, пригласить канцлера ФРГ Ангелу Меркель и, может быть, высокого представителя ЕС», — сказала Тимошенко. По ее словам, в этом формате будет достигнута договоренность, как вернуть мир в Донбасс. «Крым немного длительнее, но он тоже будет возвращен. Я послушала сейчас президента Украины, он сказал, что сразу после президентских выборов Крым будет возвращен. И это уже просто грустное дежавю. Я помню это АТО, за две недели завершенное, и помню по миллиону гривен на страховку каждому солдату и по тысяче гривен каждому бойцу на фронте зарплату. Я могу вам сказать, что не хочу так легкомысленно разбрасываться словами. Но Крым будет возвращен так, как была объединена Германия. Как Берлинская стена рухнула, так рухнет стена между Украиной и Крымом», — утверждает политик.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> будет собранапереговорнаяплощадка, где будетпрезидент США, президент Украины, премьер-министрВеликобритании, президент Франции, президент России. quoted1
С точки зрения Киева, у «будапештского формата» есть два очевидных преимущества перед «нормандским форматом».
Во-первых, Вашингтон и Лондон с начала конфликта занимали более жесткую позицию в отношении Москвы и рассматривали дипломатию как инструмент выдавливания России из Украины, а не как способ поиска компромисса. В таком случае их участие в переговорах сулит перспективы не только усиления давления на Москву, но и, возможно, задействования новых инструментов, включая, как намекала украинская сторона, угрозу дополнительных санкций или даже угрозу применения силы с целью принуждения к выполнению обязательств, описанных в Будапештском меморандуме.
Во-вторых, в отличие от «нормандского формата», где вопрос о суверенитете над Крымом не ставится вообще, «будапештский формат» позволит Украине вернуть тему контроля над полуостровом в повестку переговоров и увязать с ней всеобъемлющее урегулирование конфликта.
С момента начала конфликта на востоке Украины и потери Киевом контроля над Крымом в экспертных дискуссиях вокруг Будапештского меморандума было сломано немало копий. Однако за все это время ни администрация США, ни правительство Великобритании ни разу прямо не поставили перед Россией вопрос о проведении переговоров по разрешению украинского кризиса на его основании.
Дело в том, что характер документа и изменившиеся в результате противостояния на Украине политические условия делают разговоры о ведении переговоров в этом формате и на основании меморандума абсолютно нереалистичными.
На практике Будапештский меморандум не налагает никаких конкретных обязательств на его подписантов. Фактически документ сформулирован как декларация о намерениях, а не как классический международный договор, который предписывает «тройке» предпринять вполне определенные шаги по защите Украины, за исключением консультаций между собой и обращения в Совет Безопасности ООН.
В свою очередь и Вашингтон, и Лондон понимали, что указанные в меморандуме действия оказались нерелевантными в ситуации кризиса 2014 года. Расхождения между Россией и Западом в оценках происходящего на Украине и в понимании собственных интересов исключали какой-либо компромисс в рамках многосторонних переговоров и в СБ ООН.
Следует подчеркнуть, что меморандум не предоставляет Киеву никаких твердых гарантий безопасности со стороны Вашингтона, Лондона и Москвы.
Он содержит лишь заверения о гарантиях, но не сами гарантии. Более того, он не предполагает никаких конкретных санкций как в отношении страны, которая будет угрожать Украине, так и на тот случай, если одна из стран-подписантов решит отказаться от выполнения своих обязательств в рамках меморандума в одностороннем порядке.
Даже по признанию ряда украинских официальных лиц, меморандум не является юридически обязывающим документом. Как утверждал бывший премьер-министр Украины Арсений Яценюк (сторонник перехода к «будапештскому формату»), «если прочесть его именно с международно-правовой точки зрения, то такой документ является попыткой предоставить гарантии территориальной целостности и независимости Украины, а не механизмом предоставления таких гарантий».
Россия де-факто отозвала свои обязательства в рамках меморандума и считает их утратившими силу. 4 марта 2014 года президент России Владимир Путин заявил, что данные в рамках Будапештского меморандума обещания не распространяются на новую власть на Украине, поскольку в Киеве произошел государственный переворот.
В то же время, по словам российского президента, если считать, что на Украине имела место революция, то в результате было создано новое государство, перед которым Россия также не имеет никаких обязательств.
Как бы ни относиться к аргументам Москвы, фактом остается то, что она не признает своих обязательств в рамках Будапештского меморандума. Напомним, документ не устанавливает никакого наказания для подписантов за добровольный отказ от их выполнения. Очевидно, что Москве и далее будет не выгодно признавать свои обязательства, поскольку в таком случае может быть поставлены под сомнение российский суверенитет над Крымом. Без согласия России переход к такому формату переговоров абсолютно невозможен.
Предложение Киева вернуться к меморандуму не пользуется поддержкой западных партнеров. Германия, Франция и США регулярно подтверждают свою приверженность «нормандскому формату» и минской Контактной группе как единственным площадкам урегулирования конфликта.
Кроме того, все международные гаранты мирного процесса публично определяют минские договоренности, которые упомянуты в резолюции Совета безопасности ООН № 2202, как безальтернативные.
В свою очередь переход к «будапештскому формату» неизбежно поставит вопрос о конвергенции обязательств, описанных в меморандуме, и пунктов минского Комплекса мер. Страны Запада отдают себе отчет в том, что сама по себе постановка этого вопроса, опять-таки в связи с Крымом, может закончиться выходом России из дипломатического процесса. Кроме того, под вопросом окажется и формат работы миссии ОБСЕ в зоне конфликта, которая наделяется функцией главного контролера в соответствии с Минскими соглашениями.
Переход к «будапештскому формату» исключает Европейский союз из процесса переговоров. Как известно, Великобритания находится в состоянии выхода из ЕС. Очевидно, что ни Берлин, ни Париж, ни Евросоюз не будут согласны со своим исключением из процесса урегулирования в пользу обсуждения обязательств в рамках Будапештского меморандума. К тому же все участники мирного процесса, включая Россию, соглашаются с тем, что конфликт не может быть полностью урегулирован без прямого или косвенного участия Евросоюза.
Технически возвращение к «будапештскому формату» и его соотношение с «нормандским форматом» являются неопределенными. В разное время Киев выступал за создание как параллельного, «будапештского», трека, так и за простое включение США и Великобритании в «нормандский формат».
В любом случае эти шаги только усложнят процесс урегулирования и сделают его еще более медленным. Ситуация может обернуться настоящим хаосом и параличом в принятии решений. Возникнут вопросы о распределении ответственности и судьбы уже достигнутых договоренностей.
Как умножение форматов, так и расширение «четверки» рискует окончательно превратить действующие переговорные площадки в недееспособные и таким образом дискредитировать их в глазах участников конфликта. В результате гаранты мирного процесса рискуют потерять контроль над ситуацией на линии соприкосновения со всеми вытекающими последствиями.
В итоге инициативы Киева о возвращении к «будапештскому формату» можно расценить либо как блеф, либо как wishful thinking. Украина не обладает никакими рычагами принуждения США, Великобритании и России к обсуждению описанных в Будапештском меморандуме обязательств.
Единственный отчаянный шаг, на который в этой связи может пойти украинская сторона, — это поставить под вопрос свое участие в Договоре о нераспространении ядерного оружия (присоединилась 16 ноября 1994 года) и допустить возможность возвращения к ядерному статусу.
Однако это приведет к превращению Украины в страну-изгоя, подобную Северной Корее, то есть к изоляции и экономической катастрофе.
Хотя и это маловероятно, т.к. Украина не владеет ядерными технологиями, а денег на их разработку у Украины нет.
А на хрена опять нужен какой то формат надо просто перестать стрелять и разойтись каждый в свою сторону или наивные шумеры думают что после того как они уничтожили 13000 плюс 200 с лишним не винных детей кто-то собирается жить с ними в одной стране там живут русские которые волей случая оказались в 1991 году в этой стране так же как и Крым.
В этом самом «Будапештском формате» есть один затык, который не решаем в принципе. Киев ни при каком президенте не будет общаться с руководством ЛДНР. Иначе правительство в Раде на люля-кебаб почикают. Порошенко и так чуть не покрошили, когда МС подписал, отбрехался, что это так, для виду, собственно и не пытался их исполнить… Понятно, что Путин даже и не собирается начинать переговоры в таких условиях, потому как и говорить не о чем.