В связи с этим напомню отрывочки из прошлой жизни:
Донесение венецианца Альберто Вимина о козаках и Б. Хмельницком (1656 г.)
После последних волнений страна козаков простирается от границ Киевского воеводства до крайнего рубежа Запорожья, т. е. на 90 миль протяжения по ту и другую сторону Днепра
Страна эта называется Украиной, т. е. пограничьем; на ее девственность (ferocita) указывает масса злаков, произрастающих в беспорядке и без обработки от тех зерен, которые попадают в землю после покоса или от ветра и называются по русински (in lingua Rutena) падалицей (padalitza), что равносильно нашему caduto.
У козаков нет другой письменности, кроме народной русинской (lettere volgari Rutene), но лишь немногие ей занимаются. Церковный их язык — славянский, на который переведено было священное писание св. Кириллом, и на нем же изложены учения св. отец; говорят, что он отличается от их народного языка так же, как итальянский от латинского. Его изучают главным образом только дворяне, почему лишь немногие из духовных у козаков понимают его. Однако, некоторые монахи, особенно из тех, которые состоят при [70] митрополите, обладают достаточными познаниями в этом языке. Встречаются образованные люди, которые употребляют все усилия для поддержки их заблуждений.
Козаки не знают и не стремятся к другим усладам жизни, кроме бедных (ruvide) хат своих, и если не пьянствуют, то развлекаются лишь танцами, охотой и стрельбой из лука или ружья: мне случалось видеть, как они при этом пулей тушат свечку, отсекая нагар так, что можно подумать, будто это сделано при помощи щипцов. Не приходилось замечать у них большого стечения народа при церковных службах, ибо козаки чаще посещают корчму, нежели церковь, так что, очевидно, у них более соблюдаются наставления Ромула, нежели Нумы. Козаки упорно придерживаются заблуждений своей схизмы, но правил вероучения не знают подробно и живут большею частью в вере отцов, и лишь духовные их лица понимают основные различия вер. Единственно, что всем им известно и всеми отвергается, это [72] главенство римской церкви. Но относительно исхождения Св. Духа чрез Сына, как веруют латыняне, а не от Отца, они спорят с нами, не умея однако объяснить, откуда возникла схизма. Эти заблуждения уже были осуждены. Представляется ясным вывод, что коль скоро Сын не обладает вдохновительным началом наравне с Отцом, то между ними существует известное расстояние, откуда вытекает и различие в степени (qualita). Однако ныне я знаю, что когда в последний раз папа Урбан VIII и король польский Владислав IV пытались провести соединение церквей, отделившихся от римской, то было разъяснено, что исхождение Св. Духа от Отца чрез посредство Сына, или от Отца и Сына — равносильно, так что за тремя ипостасями признается равенство по степени, воплощению и вечности.
Многие отрицают чистилище, другие признают, но чистилище не при посредства огня, а путем наказания чувств другими способами, — мнение, которое нельзя осуждать. Они отвергают отдельный суд для каждой души, не признавая ни награды, ни наказания ее до дня всеобщего суда. Ибо, говорят они, коль скоро тело должно нести последствия заслуг или грехов, то оно не получит должного возмездия и будет изъято от наказания, превратившись в тлен и нечувствительную материю; так что, по их мнению, только душа, дарованная плоти, должна наслаждаться блаженством или терпеть муки. Есть между ними и такие, которые утверждают, что латынянам необходимо повторить крещение, хотя и допускают, что латиняне не нарушили (таинства?) ни по существу, ни по форме. Такое безобразие (disordine) практиковалось в последнее время при смутах козаков, которые заставили по своему креститься католиков, изъявивших согласие присоединиться к заблуждениям их схизмы. Немало между козаками и таких, которые верят, что пресуществление не может совершаться на пресном хлебе, и потому называют латынян еретиками опресночниками (eretici azimani). http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Vimino_da_C...
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!