Борьба народов Севера за свою независимость и Тунгусская республика.
13 февраля 1925 года состоялось забытое историческое событие - крупное сражение тунгусских повстанцев с советской властью. Вооружённое выступление коренных народов Севера под руководством якута Михаила Артемьева и тунгуса Павла Карамзина вошло в историю, как "Тунгусское восстание" и охватило на протяжении 1924—1927 гг. все Охотское побережье и восточные районы Якутии. Представители советской власти не знали языка тунгусов, быта, нравов. Отсутствовали национальные школы, не было ни одного аборигена в составе государственных учреждений. В мае 1924 г. восставшие под руководством М.К. Артемьева заняли населенный пункт Нелькан. 6 июня мятежники численностью 60 человек после 18-тичасового боя захватили порт Аян. Во время боя были убиты начальник ОГПУ Суворов и три красноармейца, а сдавшийся гарнизон был освобожден тунгусами и отправлен в Якутию. В Нелькане был созван съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов. На нем избрали Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, которое решило отделиться от Советской России и образовать самостоятельное государство. М.К. Артемьева выбрали начальником штаба вооруженных отрядов, а начальником всех отрядов тунгуса П. Карамзина. 14 июля 1924 г. в Аяне состоялся Всетунгусский съезд Охотского побережья с прилегающими к нему районами, объявивший о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности ее территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами. Лидеры движения разных национальностей М.К .Артемьев, П. Карамзин, С. Канин, И. Кошелев, Г.Я. Федоров и др., всего 10 чел., составили “Обращение” к мировому сообществу. В нем речь шла о том, что отсталые “во всех отношениях от мирового прогресса науки и техники” тунгусы обращаются к иностранным государствам и к Лиге наций, “как к могучим защитникам мелких национальностей в мировом масштабе” по вопросу спасения их от “общего врага мирового национализма — русского коммунизма”.
Угадайте, что сделала с желающим независимости и не имеющим своего государства народом гуманая советская власть?
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Историческая справедливость должна восторжествовать.
Тунгусская народная республика или про "право на самоопределение народов" в СССР
14 июля 1924 года в поселке Аян на побережье Охотского моря состоялся Всетунгусский съезд, на котором была провозглашена независимая от СССР Тунгусская народная республика и поднят её бело-зелено-черный флаг (белый цвет символизировал сибирский снег, зеленый – лес, тайгу, черный – землю). Не сумев подавить тунгусов силой, большевики пошли на переговоры, а когда ополченцы сложили оружие, путем репрессий жестоко расправились с восставшими оленеводами и охотниками.
Сначала немного предистории.
Тунгусами до революции называли в России несколько народов тунгусо-маньчжурской группы: эвенков, эвенов, орочей, негидальцев и т.д. Жили они оленеводческим и охотничьим бытом, продавали пушнину и другие продукты своего хозяйства русским купцам и американским контрабандистам. Россияне не слишком разбирались в разновидностях малых народов своей необозримой родины, поэтому всех аборигенов Охотского края называли "тунгусами", хотя там проживали представители разных народов, крупнейшими из которых были эвенки и якуты.
В начале ХХ века, когда Российская империя распадалась и снова возъединялась в горниле войн, коренное население Дальнего Востока жило так, как сотни лет до этого жили их предки – охотились, рыбачили и разводили оленей. Переворот 1917 года поначалу почти не внес перемен в жизнь тунгусов на севере Дальнего Востока. Их территории лишь номинально подчинялись разным правительствам, сменявшим здесь друг друга, а отсутствие реальной внешней границы позволяло захаживать сюда американцам и обеспечивало тунгусам сбыт своих промыслов.
Изменения начались с ликвидацией в конце 1922 года Дальневосточной Республики и включением побережья Охотского моря в состав РСФСР.
Дело в том, что и российская имперская и советская власть не очень то уважала представителей коренных народов Севера. На Охотском побережье ОГПУ терроризировали местное население, заставляя платить непомерные налоги, беззастенчиво обирая буквально за все: за дичь, оружие, дрова, собак, ободранную кору деревьев и т.д. Дело дошло до того, что с них стали брать старые долги, установленные белогвардейцами в 1919-1923 гг. Представители советской власти не знали языка тунгусов, быта, нравов. Отсутствовали национальные школы, Ни один "тунгуска" не был представлен в органах власти, не имел возможности получить образование на родном языке и т.п. Большевики закрыли морское побережье и запретили местным жителям свободно торговать продукцией своих хозяйств, обязав их сдавать её как продналог. За неподчинение отбирались оленьи стада - главное средство существования.
Вожди и шаманы арестовывались как «буржуи». Неповиновение привело к случаям расправ с населением.
Людьми народы севера были миролюбивыми, и до поры до времени терпели издевательства со стороны красных комиссаров, но рано или поздно терпение "тунгусов" должен был ворваться. Оставшись почти без средств к существованию "тунгусы" плюнули на природную толерантность и взялись за оружие.
В мае 1924 года они поднялись на восстание.Восстание возглавили тунгусы с типично русскими именами и местным разрезом глаз — Михаил Артємьев (на фото слева) и Павел Карамзин.
В отличие от большинства соотечественников, они получили такую сякую образование и имели определенный военный опыт.
Карамзин принадлежал к традиционной туземной знати и сумел получить некоторое образование ещё в старое время, что придавало ему большой вес в глазах соплеменников.
Артемьев был активным участником гражданской войны, способствуя сначала установлению советской власти в Якутии. В 1920 году он был председателем Амгинского ревкома. Но он разочаровался в политике большевиков, и в 1922 году примкнул к якутским антисоветским повстанцам, которые в 1923 году пытались поддержать неудачно закончившийся поход на Якутск бывшего колчаковского генерала Анатолия Пепеляева.
Первым делом во главе отряда из 25-30 тунгусов Карамзин захватил городок Нелькан. После этого успеха отряд из 60 "ополченцев" захватил порт Аян, убив начальника ОГПУ и трех красноармейцев. Других представителей советской власти, что сдались в плен, тунгусы великодушно отпустили на историческую родину.
После этого в Нельканы был созван съезд всех тунгусов, который провозгласил отделение от Советской России и создания самостоятельного государства.
Руководство мятежников было хорошо знакомо с законодательными и философскими источниками. Об этом свидетельствуют их требования о национальном самоопределении, правах личности, правах малочисленных этносов, создании самостоятельного национально-территориального образования и т.д. Причиной недовольства восставших являлось неравенство прав больших и малых народов при создании национально-территориальной федерации. Тунгусы, оказавшись под властью уполномоченного В.А. Абрамова, на себе испытали политику террора эпохи “военного коммунизма”. Кроме политических, повстанцами были выдвинуты требования экономического и культурного характера. Например, они предложили восстановить старинные тракты: Якутск – Охотск, Нелькан – Аян и Нелькан – Усть-Мая. То есть они стремились к установлению прежних экономических связей с Якутией. Кроме того, был разработан комплекс мер по хозяйственному и культурному развитию зоны Охотского побережья. Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление предупредило ЦИК СССР о том, что: “В случае высадки военных частей советских войск на наших берегах Охотского моря и вторжения через границы соседних нам республик Дальвостока и Якутской автономии, мы, тунгусская нация, как поголовно восставшая из-за нетерпимой политики большевиков должны будем оказать вооруженное сопротивление как доказательство нашего глубокого возмущения и будем уверенными, что за могущие быть жертвы вся ответственность за пролитую безвинную кровь перед историей и общественным мнением падет на вас как на высший орган Советской власти, допустившей насилие”. Следовательно, участники движения вовсе не желали кровопролития и хотели решить назревший конфликт с помощью мирных переговоров. Об этом также свидетельствуют факты освобождения плененных красноармейцев и советских служащих".
14 июля 1924 года в поселке Аян, на побережье Охотского моря, состоялся Всетунгусский съезд, на котором группой местных жителей — тунгусов, якутов и русских, был провозглашена Тунгусская республика. Съезд в Аян объявил о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности его территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами.
«Постановили: объявить всему миру в нижеследующих пунктах категорическое наше заявление Союзу Сов. Республик:
1) О полной независимости Тунгусской нации от него, как мера к избавлению нашей нации от ига коммунизма и Сов.власти;
2) о невмешательстве ни под каким видом во внутреннюю жизнь Тунгусской нации его, т. е. Союза Сов.Республик;
3) о неприкосновенности всей коренной нашей территории со всеми морскими, горными и лесными промыслами;
4) о готовности нас — Тунгусов — к вооруженной борьбе, в случае насильного вторжения в нашу территорию и вмешательства в нашу внутреннюю жизнь Сов.власти и коммунистов;
5) как символ нашей самостоятельности нации и независимости в принципах самоопределения поднять первый национальный флаг и в освидетельствование неотступных своих требований, состоящего из трех цветов, а именно «белого», означающего сибирские снега, «зеленого» — сибирские леса и из «черного» означающего землю, ибо родная земля принадлежит нам....».
10 августа в г. Охотске открылся съезд тунгусов Охотского побережья, на котором присутствовали представители 21 тунгусского рода и трех якутских районов. Они приняли постановление о торговле, охотничьем и рыбном промыслах, здравоохранении, народном образовании. Было обращено особое внимание на организацию родовых Советов. Тунгусский съезд через мирную делегацию представил в ЦИК Якутии требования об:
1) отделении Охотского побережья от Дальнего Востока и воссоединения его с Якутией; 2) предоставлении права тунгусам самим разрешать политические, экономические и культурные вопросы; 3) устранении от власти коммунистов, проводивших политику террора.
Лидеры восстания написали даже "обращение" к тогдашней ООН – Лиги наций, Тунгусы обращаются к иностранным государствам и к Лиге наций, “как к могучим защитникам мелких национальностей в мировом масштабе” по вопросу спасения их от “общего врага мирового национализма — русского коммунизма”.
Имела Тунгусская республика и свою символику – бело-зелено-черный триколор, где белый символизировал снег, зеленый – тайгу, а черный – землю.
Конечно, Советская власть в Москве стерпеть этого не смогла. В целях борьбы с повстанцами была созвана III Чрезвычайная сессия Якутской ЦИК. На ней секретарём обкома Байкаловым повстанцы были названы бандитами, а их руководители — «одурманенными иллюзией элементами». Сталин отправил инструкцию Байкалову, возглавлявшему операцию по "ликвидации тунгусского повстанчества" .
На подавление тунгусов отправился отряд красных кавалеристов под командованием опытного командира Ивана Строда, который надеялся легко одолеть восставших нацменов, но произошла оказия. В феврале 25 года 150 тунгусов под руководством Карамзина захватили Новое Устье, которое обороняло 317 красноармейцев с семью пулеметами. Далее повстанцы отправились на города Усть-Майское и Оймякон.
Восставшие изначально надеялись на то, что сам факт их справедливого возмущения побудит советскую власть пойти на переговоры с ними и удовлетворить их требования. Взамен тунгусы были согласны отказаться от независимости. Их программой-минимум было включение северного Приохотья в состав Якутской АССР. Повстанцам представлялось, что якутские власти, хоть и советские, позволят им вести традиционное хозяйство и свободную торговлю через морские гавани Охотского моря. Тунгусы всячески демонстрировали своё миролюбие. Сдававшихся в плен красноармейцев и чекистов отпускали на свободу. Они не сделали попыток расширить восстание за пределы региона, например, в ту же Якутию, где многие были готовы с оружием в руках выступить против советской власти. Вместо этого Главное Национальное Тунгусское Управление обратилось к ЦИК СССР с предупреждением, что в случае вторжения советских войск через границы Тунгусии или через морское побережье, «мы, тунгусская нация, как поголовно восставшая из-за нетерпимой политики большевиков, должны будем оказать вооружённое сопротивление… Вся ответственность за пролитую безвинную кровь перед историей и общественным мнением падёт на вас как на высший орган советской власти».
Тогда большевики решили сменить тактику и начали переговоры о перемирии, пообещав тунгусам полную амнистию, обеспечения национального возрождения и воссоединение с Якутским АССР. Отряды Артем’ева и Карамзина согласились на эти предложения. Сначала было объявлено перемирие, а впоследствии "ополченцы" окончательно сложили оружие.
Судьба большинства "амнистированных" советской властью тунгусов оказалась трагической. Усилиями войск ГПУ и кораблей советского военно-морского флота Тунгусская республика была ликвидирована, но более подробные документы об этом не сохранились.
Дальнейшая судьба повстанцев трагична. В конце марта в Якутию прибыла специальная судебная комиссия ЦК ВКП(Б) под руководством Полуяна. Начиная с 1927 г. и вплоть до начала II-й мировой войны повстанцы подвергались репрессиям, были расстреляны 128 человек, 130 получили различные тюремные сроки, из них часть не была связана с восстанием. Среди репрессированных были видные представители интеллигенции, ничего не знавшие о восстании или даже осуждавшие его. Бюро Якутского обкома ВКП(б) постановило ликвидировать культурно-просветительное общество "Саха омук", несмотря на то, что его члены активно боролись против повстанческих отрядов П.Ксенофонтова и М.Артемьева. Постановлением ЦК ВКП(б) "О положении в Якутской организации ВКП(б), опубликованном в 1928 г. в газете "Правда" за подписью В.Молотова сняты с постов видные партийные и советские работники Якутии.
Уже через два года, когда власть большевиков на Дальнем востоке достаточно окрепла, в Охотском крае начались массовые репрессии против участников восстания. Сотни людей были расстреляны и отправлены в лагеря, а про Тунгусскую народную республику российские историки стараются не вспоминать. Ведь, как известно, любые съезды и референдумы Москва признает только на вход, и только под дулами оружия. А на выход и добровольно - это уже экстремизм, антигосударственная деятельность и попытка отторжения "исконно русских" земель.
> Борьба народов Севера за свою независимость и Тунгусская республика. > > > > > 13 февраля 1925 года состоялось забытое историческое событие — крупное сражение тунгусских повстанцев с советской властью. Вооружённое выступление коренных народов Севера под руководством якута Михаила Артемьева и тунгуса Павла Карамзина вошло в историю, как «Тунгусское восстание» и охватило на протяжении 1924—1927 гг. все Охотское побережье и восточные районы Якутии. > Представители советской власти не знали языка тунгусов, быта, нравов. Отсутствовали национальные школы, не было ни одного аборигена в составе государственных учреждений. > В мае 1924 г. восставшие под руководством М.К. Артемьева заняли населенный пункт Нелькан. 6 июня мятежники численностью 60 человек после 18-тичасового боя захватили порт Аян. Во время боя были убиты начальник ОГПУ Суворов и три красноармейца, а сдавшийся гарнизон был освобожден тунгусами и отправлен в Якутию. > В Нелькане был созван съезд аяно-нельканских, охотско-аянских и маймаканских тунгусов и якутов. На нем избрали Временное Центральное Тунгусское Национальное Управление, которое решило отделиться от Советской России и образовать самостоятельное государство. М.К. Артемьева выбрали начальником штаба вооруженных отрядов, а начальником всех отрядов тунгуса П. Карамзина. > 14 июля 1924 г. в Аяне состоялся Всетунгусский съезд Охотского побережья с прилегающими к нему районами, объявивший о независимости тунгусского народа и о неприкосновенности ее территории с морскими, лесными, горными богатствами и ресурсами.
> Лидеры движения разных национальностей М. К .Артемьев, П. Карамзин, С. Канин, И. Кошелев, Г. Я. Федоров и др., всего 10 чел., составили «Обращение» к мировому сообществу. В нем речь шла о том, что отсталые «во всех отношениях от мирового прогресса науки и техники» тунгусы обращаются к иностранным государствам и к Лиге наций, «как к могучим защитникам мелких национальностей в мировом масштабе» по вопросу спасения их от «общего врага мирового национализма — русского коммунизма». > > Угадайте, что сделала с желающим независимости и не имеющим своего государства народом гуманая советская власть? quoted1
Тоже самое что хочет сделать сегодня Украина с Донбассом