Современные философы и культурологи изрядно нас запутали, создав излишне дифференцированную классификацию всевозможных мировоззренческих измов, которыми они стараются охватить все формы философских исканий и творческой деятельности человека. Но ведь понимание мировоззренческих основ нашей цивилизации необходимо не только гуманитариям-специалистам, но и всем остальным людям (если, конечно, они хотят остаться людьми). Поэтому необходима простая и ясная классификация существующих мировоззренческих концепций.
Возьму на себя дерзость утверждать, что существует только две базовые концепции философского мировоззрения, на основе которых в современном мире формируются два типа культур и идеологий. Все существующие измы, так или иначе, принадлежат к одному из двух типов мировоззрения. Причем, оба мировоззрения и связанные с ними культуры антагонистичны и находятся в беспрерывной борьбе. Одно из базовых мировоззрений условно назовем дионисийским, а другое аполлоническим.
В дохристианском мире бог Дионис олицетворял не только силы мирового хаоса, но и слияние и неразделенность человека с этими силами. Бог Аполлон, наоборот, олицетворял антологическую особенность человеческой личности и ее отделенность от могущественных, но неразумных сил мирового хаоса. То есть, мы видим две противоположные философские концепции, постулирующие положение человека в окружающем мире, который в обоих представляется ареной конкуренции хаотичных и непредсказуемых природных сил. Эти силы, возможно, подчиняются каким-то закономерностям, а может быть, и нет. Ведь то, что уже открытые учеными физические законы соблюдаются и будут соблюдаться, опытным путем доказать невозможно. На сегодняшний день физические закономерности, которыми оперируют физики не более, чем их своеобразный символ веры. Мировой хаос в быту проявляет себя в виде случайностей, из которых на 90% и состоит жизнь обычного человека. Если проанализируете степень реализации ваших планов, то выйдете как раз примерно на 10%. Оставшиеся 90% несбывшихся надеж – это работа того самого мирового хаоса, которая и не позволяет предсказывать будущее.
Еще в древности возникло два взгляда на фундаментальную проблему – как человеку существовать в окружающем его хаотичном и непредсказуемом мире. Дионисийское мировоззрение предложило человеку путь вниз – то есть путь духовного, эмоционального и эстетического деградирования и слияния с мировым хаосом. В переводе на современный язык это означало переход с сознательного (упорядоченного) на бессознательный (хаотичный) уровень восприятия действительности – если так можно выразиться, интеллектуальное слияние с природным хаосом мира. А аполлоническое мировоззрение, напротив, сложность и структурированность человеческой личности воспринимает как высшую ценность и противопоставляет ее примитивности природного мирового хаоса. В этом мировоззрении, которое стало основой всех антропоморфных мировых религий, человек не только борется со случайностями мирового хаоса путем оформления своего общежития в государственные структуры и всевозможные социальные системы, но и стремится объяснить мир с позиций формальной логики. Именно аполлоническое мировоззрение лежало в основе всех человеческих цивилизаций. Но параллельно с ним в искусстве и диссидентских ветвях философии всегда были приверженцы дионисийского мировоззрения, абсолютизирующего хаос бессознательного в душе человека.
До ХХ века дионисийское мировоззрение с точки зрения цивилизационной парадигмы считалось маргинальным и с ним велась борьба, например, такими эффективными идеологическими структурами, как средневековая инквизиция, уничтожившая носителей этого мировоззрения. В ХХ веке благодаря Фрейду и Ницше, ситуация резко изменилась. Эти два человека и армия их последователей смогли не только легитимировать архаичный дионисийский культ хаоса, но сделать это варварское мировоззрение доминирующим. Постепенно аполлоновский культ индивидуальной человеческой личности и человеческого разума как альтернативы неразумности и хаосу природы сменился современным культом растворения человеческого разума в его природном естестве (которое наиболее ярко и экстремально выражается в наркотическом опьянении или в произведениях современного актуального искусства).
Современная культура в ее авангардно-актуальном исполнении показывает нам, что современный человек больше не хочет быть цивилизованным, а всеми силами свой внутренний мир старается ввергнуть в состояние первобытной дикости и хаоса. Он, стремясь к дионисийскому мировоззрению, фактически отказывается от сложности, структурированности и логической упорядоченности современной цивилизации. Дионисийский человек хочет жить в мире неупорядоченном, хаотичном, без иерархии общепринятых ценностей, т.е. в мире, где все перемешано и нет различий между добром и злом, плохим и хорошим, жизнью и смертью.
Надо вспомнить, что аполлоническое мировоззрение строится на различии этих основополагающих понятий, а дионисийское на их хаотичной слитности и невозможности их различить. Ну, а если нет различия между добром и злом, то не нужна и мораль, которая строится на их противопоставлениях, как она не нужна была в дионисийском первобытном обществе. Этот упадок морали мы и видим сегодня, как результат победы мировоззрения хаоса.
Дионисийство пропагандировалось либеральными идеологами как освобождение психики человека от диктатуры разума. Первым этот начал делать Руссо с его знаменитым лозунгом «Назад к природе!». Кстати, именно дионисийская доктрина легла в основу политического либерализма и его перманентной борьбой с любыми государственными институциями. Если «поскрести» либерализм, то в его основе обязательно обнаружим анархическую идею отказа от разумного и управляемого устройства государственной и экономической жизнью современной страны. Что есть реально свободный рынок, как не перманентный экономический хаос? И что есть свободные выборы, как не случайный результат суммирования хаоса бессознательных воль избирателей?
Либералы считают, что надо отдаться на волю хаосу и все в результате будет замечательно. Но ведь это мало чем отличается от психологии наркомана. Кстати, в отношении к цивилизации либеральные идеологии хаоса и адепты актуального искусства породнились с идеологическими устремлениями исламских террористов. И те, и другие мечтают об уничтожении западной цивилизации.
Тема оказалась бездонной, но мне уже пора заканчивать эту статью. В заключении хотелось бы поставить вопрос – куда ведет человечество мировоззрение и актуальная культура нового дионисийского варварства? Я не вижу другого ответа, кроме одного, - к смерти. Удивительно, но сегодня все цивилизованное и прогрессивное человечество радостно идет этим путем, а идеологи радикального либерализма, захватившие лидирующие позиции в СМИ и современной культуре, усыпляют разум и бдительность этой всемирной секты самоубийц.
Андрей Покидышев 21.05.2007 г. г. Москва
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Глубокое высказывание! Но я с ним не совсем соглашусь. Либерализм и либеральная культура нужны, как мне кажется, лишь для уничтожения и вытравливания из людских душ христианства и христианских ценностей. Только так определенные силы смогут возвести на трон своего всемирного Царя – антихриста-машеаха. Либерализм, как и коммунизм, будет пропагандироваться и насаждается лишь до определенного этапа. Когда адепты сил Тьмы придут к выводу, что с христианством покончено, и пришло время всеобщего принятия люциферианства, все резко изменится! Полностью уничтожать Человечество, на мой взгляд, никто не собирается. Разрушить западную систему христианских ценностей – да, есть такое, но о тотальном уничтожении всех и вся речи не идет. Хаос нужен лишь как инструмент борьбы с Богом и с силами божественного миропорядка.
Возможно не совсем в тему, но вспомнилась, почему-то, одна фраза (даже забыл, где ее прочитал) – «атеизм это не неверие в Бога, это ненависть иудеев ко Христу».
> Глубокое высказывание! Но я с ним не совсем соглашусь.
> Либерализм и либеральная культура нужны, как мне кажется, лишь для уничтожения и вытравливания из людских душ христианства и христианских ценностей. Только так определенные силы смогут возвести на трон своего всемирного Царя – антихриста-машеаха. Либерализм, как и коммунизм, будет пропагандироваться и насаждается лишь до определенного этапа. Когда адепты сил Тьмы придут к выводу, что с христианством покончено, и пришло время всеобщего принятия люциферианства, все резко изменится! Полностью уничтожать Человечество, на мой взгляд, никто не собирается. Разрушить западную систему христианских ценностей – да, есть такое, но о тотальном уничтожении всех и вся речи не идет. Хаос нужен лишь как инструмент борьбы с Богом и с силами божественного миропорядка. > > Возможно не совсем в тему, но вспомнилась, почему-то, одна фраза (даже забыл, где ее прочитал) – «атеизм это не неверие в Бога, это ненависть иудеев ко Христу». quoted1
Всё человечество делется на тех, кто способен любить (неевреи), и тех кто на это не способен (евреи и им подобные). Любовь возникае только там, где существуют искренние открытые отношения. Для того, чтобы быть способным любить, нужно не бояться смерти, страданий и козней дьявола, а это даёт только учение Христово. Вот поэтому евреи ненавидят христиан. Настоящие христиане ничего не боятся и никогда не будут рабами евреев и пр. сатанистов. Настоящее христианство даёт ощущение полной свободы, и уже сами евреи, будучи рабами мамоны, так или иначе служат христианам.