Культ сознания в государстве. Происхождение и типология российской ментальности.
Современные политические лидеры даже не в состоянии представить, каких научно-технических, и вместе с ними духовно-нравственных достижений можно ждать от общества, которое бы включило на полную мощность интеллектуально-творческий потенциал своих народов и наций. Пример послевоенной Японии, добившейся удивительных успехов в науке и технологиях, благодаря самой совершенной в мире дзен-буддисткой мировоззренческой философии и всецело поощряемой государственной поддержке всестороннего развития личности, есть лишь прообраз того, как можно использовать информационные ресурсы отдельно взятого социума для реализации возможностей и потребностей человека и общества. Однако даже ярчайший пример Японии не является идеалом, которому бы следовало подражать без всяких оговорок. Это всего лишь эскиз, набросок того, чего можно добиться с огромным населением на малом территориальном пространстве, практически не обладающего природными ресурсами.
Духовность – есть жажда знаний. Всякие рассуждения на эту тему со стороны христианских религий – есть спекуляция. Принято считать, что учиться детей надо заставлять, поэтому в большинстве стран мира существует понятие об обязательном образовании. Желаешь ты этого или нет, но в семилетнем возрасте подрастающий человек обязан идти в школу и отсидеть за партой долгие годы жизни. Интеллектуальная пытка!
Совершенно справедливо считается, что если юные умы не принуждать посещать занятия и учить уроки, сами они не станут “грызть гранит науки”. Необходимо законодательно-силовое воздействие в виде репрессивной системы образования, основанной на дисциплине, суде над людьми (оценках), селекции “лучших” (экзаменах) и направлении отличившихся в наиболее “тёплые” (высокооплачиваемые) места человеческого муравейника.
То же самое относится и к подавляющему большинству взрослых! Современная социально-политическая парадигма поощряет и запугивает детей оценками, а взрослых ставит перед фактом возможного отсутствия соответствующей заработной платы и приличного положения в обществе. Что будет, если современные принципы образования, основанные на принуждении и страхе перед завтрашним днём, отменить? Правильно, вероятнее всего будет возврат в прошлое, в умственно деградирующую эпоху массовой безграмотности населения. В тоже время, обучение “из под палки” (оценки + положение и деньги) позволяет усваивать азы знаний и получать профессию даже тем, кто учиться явно не желает. Как же уйти от системы организованного подавления личности, от насильственного просвещения, не скатываясь в интеллектуальное средневековье? Как “заставить” людей учиться не заставляя?
У каждого человека существует целый ряд желаний и потребностей, которые требуют реализации. Потребность – это состояние нужды организма (личности) в чём-либо, необходимом для его существования. Потребность в знаниях о мире (духовность) есть одна из наиболее высоких и важных потребностей человека. В ней ключ ко всем социальным проблемам, ибо без любопытства, без любознательности, без воображения, не просто отдельных гениальных одиночек, но и миллионов людей, всецело удовлетворить потребности общества невозможно.
Спросим у политиков и общественных деятелей, есть ли воображение, творческое начало, фантазия, жажда познания у огромного числа молодых и не очень молодых людей, населяющих современную Россию? Откуда же всё это появится, если для реализации гностической потребности нужны соответствующие условия, почва, на которой бы могли всходить ростки духовности? Такой почвы нет. С одной стороны, у многих не удовлетворены самые простые, органические и материальные потребности, с другой стороны, у тех, у кого всё это в избытке, отсутствует мотивация к расширению СО-ЗНАНИЯ, ибо вся стратегия российского государства нацелена на примитивизацию образовательного процесса и профессиональную ориентацию.
“Гно́зис (от греч. γνώσις — «знание») — религиозно-философский термин, обозначающий особое духовное знание и познание, доступное избранным мистически просветленным личностям. В византийской и эллинской культурах под гнозисом понималось особое знание или понимание бесконечного, божественного и вечного во всем и вовне всего, в отличие от знания конечного, естественного и материального мира, т.е. эпистемологического знания. Гностическое знание, в отличие от знания рационального и причинно-следственного, есть знание духовное, мистическое и интуитивное” (Википедия).
Культ сознания в государстве – такое психологическое состояние социальной системы, которое способствует всеобщему, всенародному интересу не только к сугубо рациональным, например, профессиональным знаниям, но к духовным знаниям, к удовлетворению спроса на свободный доступ к источникам информации, раздвигающим границы представления об окружающем мире. Для реализации культа сознания необходимо создавать информационные (СМИ) и инфраструктурные (строительство, технологическое и кадровое обеспечение школ нового типа) предпосылки, которые бы формировали в обществе особую духовно-нравственную атмосферу (эгрегор) и особый, креативный менталитет, основанный на неугасимом желании вникать в понимание сути вещей и явлений.
Когда в информационном пространстве социума будет создан и станет преобладать единый, доминирующий эгрегор, нацеленный на пробуждение духовности народа, начнётся тотальный интерес к знаниям, как рационально-логическим, книжным, так и духовно-мистическим, связанным с непосредственным диалогом с природой. Только единый душевный порыв миллионов, направленный навстречу гностическим устремлениям, на разрешение коренных проблем общества, способен сплотить и вывести народы из состояния стагнации на путь эволюционных преобразований.
Вся статья на сайте ndkplaneta.ru
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Можете быть самая важная проблема современного мира - это проблема идеологии. Церковь уже как бы немножко смешна. Естественная наука (и, как следствие, школа) себя дискредитировала (доктор психнаук едва ли лучше умеет решать проблемы человеческих взаимоотношений, чем просто умный и здравый человек без образования), философия - вообще где-то по мусорным свалкам бродит, не зная над каким огрызком научных знаний поумничать... Что же? Где искать опору, на чем строить новую идеологию? Нет ничего такого вроде бы. И отсюда, именно отсюда растут ноги у идеологии потрбленчества - \"на безрыбьи и рак рыба\".
Но убогость, или лучше сказать, ублюдочность этой идеологии (пока живы те, кто читал КНИГИ), ощущается очень остро. Отсюда попытки создать новое просто склеив, синкретически слепив отдельные кусочки старого - гностику с эпистемологией, религию с физикой, псизологию с биологией... и т.п. гибридики - рассчитывая фактически на авось (не говоря уже о попытках художественного оформления наудачу выхваченных философских идей, вроде \"Розы Мира\" Д.Андреева).
Молодое же поколение, насколько я понимаю, вообще абстрактными вопросами не озабочено. Но коли так, то, спрашивается, кем может быть востребовано, пусть даже случайно оказавшееся верным знание о менталитете и т.п. \"умных\" вещах?
Реально проблемами такого рода озабочено только уходящее и вымирающее поколение - люди, которым по 40-70 лет, и то, небольшой процент. Поэтому проблема \"КАК ЗАСТАВИТЬ учиться НЕ ЗАСТАВЛЯЯ\" - которую поднимает сибмир, очень актуальна сегодня. Мне кажется, что единственный ответ на него: готовить сверхталантливых педагогов. Но - как и кто это будет делать? Не вижу решения.
Проблема в том, что система образования в стране представляет собой рудимент крепостничества. Надо изменить принципы обучения, изжившие методы, на которых основывается процесс передачи информации и создать школы нового типа. О том, как они будут выглядеть, чем будут оснащены, какие социальные задачи решать, обо всём этом в книге \"Планетарная психология\" и проекте \"Идеал-Глобализация\" на вышеупомянутом сайте. Самая же трудная проблема, на мой взгляд, достучаться до общественного мнения, до миллионов умов, которые могли бы подхватить идею и организовать единое движение за социальное обновление. Это задача партий. Какая партия возьмётся за реализацию \"Культа сознания в государстве\", та и приведёт народы к новой социальной реальности.
> Проблема в том, что система образования в стране представляет собой рудимент крепостничества. Надо изменить принципы обучения, изжившие методы, на которых основывается процесс передачи информации и создать школы нового типа. quoted1
Проблема в том, что система образования, если ничего не изменится, пойдёт вразнос через 10 лет: подавляющая масса педагогов - люди пенсионного и предпенсионного возраста, которые просто физически не смогут работать через 10 лет, а молодых практически нет (оплата не ахти, перспективы нет, да и условия ...).