Посол США в Узбекистане Дэниел Розенблюм, выступая этим летом перед журналистами, пытался всех заверить в стремлении Соединённых Штатов оказать как можно большую поддержку проводимым в Узбекистане реформам.
Акцент на «реформах» является отличительной чертой позиции американских аналитиков после того, как республику возглавил Шавкат Мирзиёев.
При этом не стоит забывать о проекте Большой Центральной Азии, в рамках которого США хотели бы переориентировать страны региона на Запад и оторвать его от зоны влияния России и Китая.
Понятно, что со стороны США будут предприняты все мыслимые и немыслимые меры воздействия на ход парламентских выборов в Узбекистане, направленные на то, чтобы неугодные политические силы ни в коем случае не победили.
Вашингтон давит на Ташкент изо всех сил Планы наращивания американского экономического присутствия в Узбекистане выстраиваются с тем, чтобы конвертировать его в политического влияние. Относительную слабость своих позиций в Центральной Азии сравнительно с позициями России и Китая Соединённые Штаты осознали после событий в Андижане 2005 года, которые закончились выводом американской военной базы из Карши-Ханабада. Теперь американцы устраняют прежние ошибки, и их успехи в наращивании торгово-экономических связей с Узбекистаном заметны. С начала 2019 года США стали заметно наращивать военно-дипломатическую активность в Центральной Азии. Основные усилия американцев сосредоточены на Узбекистане, который всё больше поворачивается к Соединённым Штатам. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев с 15 по 17 мая совершил свой первый официальный визит в США. Американская администрация поспешила назвать приезд узбекского лидера историческим, а официальный Ташкент подтвердил, что страны намерены подписать крайне любопытный документ — совместное заявление президентов «Узбекистан и Соединённые Штаты Америки: начало новой эры стратегического партнерства». В недавно опубликованных Приоритетных направлениях развития внешнеполитического и внешнеэкономического сотрудничества Узбекистана с основными зарубежными партнёрами на среднесрочную перспективу заметное место отводится военно-техническому сотрудничеству с США, в том числе в части модернизации вооружённых сил. Так, например, в документе отмечается, что важным направлением внешней политики Узбекистана станет развитие взаимовыгодного и многопланового взаимодействия с Соединенными Штатами Америки, а также то, что планируется продолжение военно-технического сотрудничества, взаимодействие в области военного образования и подготовки кадров. Соединённые Штаты не успокоятся, пока не добьются полной зависимости Узбекистана. В этом случае судьба республики может оказаться незавидной. Выборы уже не за горами В Узбекистане 22 декабря состоятся выборы в Законодательную палату Олий Мажлиса, а также в местные областные и районные Кенгаши. Это первые парламентские выборы в стране при новом президенте Шавкате Мирзиёеве. За места в парламенте поборются кандидаты от Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ), Социал-демократической — "Адолат", Демократической — "Миллий тикланиш", от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП) и Экологической партии. Это существенно повышает представительность парламента и роль партий в политической и законотворческой жизни страны. Президент делает ставку на парламент как на реальную политическую силу, с которой должны считаться. В одном из своих выступлений он напомнил о повышении роли ответственности каждого парламентария за происходящее в Узбекистане. Интрига предстоящих выборов – какая из партий получит больше мандатов и за кем сохранятся ключевые комитеты. То, что все пять пройдут в парламент, сомнений не вызывает. Ожидать радикальных изменений в формате ведения предвыборной кампании, которая стартовала 18 ноября, как считают политологи, излишне оптимистично. Внутриполитический процесс в Узбекистане, несмотря на то, что приобрёл динамику, по оценке западных наблюдателей, остаётся консервативным. В соответствии с политической культурой, свойственной узбекской элите, по мнению многих экспертов, борьба будет носить камерный характер. За места в парламенте поборются НДПУ и УзЛиДеп. Вероятность победы партии УзЛиДеП высока и США это не устраивает. При жизни первого президента страны, основателя независимого Узбекистана, Ислама Каримова (стоял у истоков УзЛиДеп) народные демократы и либералы попеременно становились фаворитами, получали больший вес и большее доминирование в парламенте. Возможно, эта практика, стратифицирующая разные группы элит по интересам под теми или иными партийными брэндами, сохранится. Конкуренцию этим партиям могут составить «экологи». За парламентскими выборами в Узбекистане будут следить более 600 иностранных наблюдателей из почти 50 государств и международных организаций. Миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) уже прибыла в Узбекистан для наблюдения за выборами. Соединённые Штаты через институт наблюдателей и семинары для оппозиции пытаются повлиять на ход избирательной кампании и, в конечном счёте, на итоги голосования. Цель вполне очевидна – изменить баланс сил, а в случае неудачи – дискредитировать выборы и даже их отменить. Каждый третий житель Узбекистана не знает о том, что скоро в стране пройдут парламентские выборы. Это подтверждают результаты соцопроса, проведённого Республиканским центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр». Опрос был проведён посредством телефонных звонков. Специалисты центра звонили жителям из разных регионов республики и задавали им вопросы о предстоящих выборах. Как оказалось, 35% респондентов даже и не знают, что в декабре в Узбекистане состоятся выборы депутатов в Законодательную палату и местные кенгаши. При этом социологи отмечают, что такие данные были получены в самом начале избирательной кампании. Ожидать общественных волнений, акций протестов, а уж тем более «цветных революций», в ходе выборной компании или же по итогам голосования, по мнению зарубежных политологов, не стоит. Неважно кто победит в этой избирательной гонке, главное, чтобы государство продолжило обеспечивать безопасность своих граждан.
P.S. Сегодня национальные интересы Узбекистана заключаются в том, чтобы иметь хорошие отношения со всеми соседями - с Киргизией, Туркменией, Таджикистаном, Казахстаном, Россией и Китаем, что не совсем устраивает США. Такой сосед, как Афганистан, - это проблема и опасность для Узбекистана, и необходимо компенсировать исходящую оттуда опасность добрыми и дружескими отношениями с Россией, которая всячески участвует в урегулировании этого вопроса. В том числе, она организует и проводит серии консультаций между региональными игроками, включая США и Китай, а также талибами и представителями афганских политических партий, не входящих во власть.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Не думаю, что узбеки поверят в свою исключительность в глазах а американцев. Уж сколько стран американцы накололи на дешевую булавку. А Восток, как мы знаем, дело тонкое. Добавлю: и мудрое.