В июле 1961 года профессор Йельского университета поставил психологический эксперимент, который уже 50 лет шокирует и будоражит сознание любого здравомыслящего человека. Никогда ещё наука так близко не подбиралась к истокам зла в человеческой душе. Эксперимент был прост. Чтобы понять механизм совершения нацистами массовых преступлений против человечества, было приглашено 40 обычных студентов университета для, якобы, эксперимента по исследованию влияния боли на память. Приглашённому студенту присваивали роль «учителя» в эксперименте. Руководил действиями «учителя» «руководитель эксперимента». «Руководитель эксперимента» требовал от «учителя» давать «обучаемому» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «обучаемого» нажимать на кнопку, якобы наказывающую «обучаемого» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «обучаемого», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 Вольт, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 Вольт вплоть до 450 Вольт. На напряжении 150 Вольт актёр-«обучаемый» начинал требовать прекратить эксперимент, однако «Руководитель эксперимента» говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если «учитель» проявлял колебания, «Руководитель эксперимента» заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «обучаемого» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, «Руководитель эксперимента» никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте. Результаты эксперимента потрясли исследователей. В одной серии опытов 25 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока «Руководитель эксперимента» не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда «обучаемый» начинал требовать освобождения. Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда «обучаемый» отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-«учителя» продолжали нажимать кнопку. Общий результат выглядел следующим образом: один испытуемый остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться«Руководителю эксперимента» после этого уровня 300 В, четверо — после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 25 из 40 дошли до конца шкалы – до 450 В. Вывод, к которому пришёл Милгрэм, звучит следующим образом : « Суть подчинения авторитету состоит в том, что подчиняющийся ставит себя в позицию инструмента по выполнению желаний авторитета. И , следовательно, подчиняющийся больше не воспринимает себя несущим ответственность за свои действия». Природа зла в человеке оказалась банальна и обыденна. 65 % людей склонны при авторитарном давлении снимать с себя всякую ответственность как за свои действия, так и за свои бездействия. Чтобы провести эксперимент Милгрэма на российской почве, ваш покорный слуга вышел на среднестатистическую улицу, среднестатистического российского города и задал среднестатистическому россиянину только один вопрос – «Кто виноват в том, что в России жить дискомфортно?». В опросе участвовало ровно 40 человек. 3 человека отказались ответить на вопрос. 28 человек ответили, что во всём виновата власть и депутаты. 5 человек ответили, что виноват народ. 5 человек ответили, что виноваты , в первую очередь, они сами. Результат эксперимента полностью совпал с результатами Милгрэма. 28 человек из 40 полностью сняли с себя ответственность за ситуацию в стране, возложив всю ответственность на кого-то другого. Зло, по своей сути, обыденно. Газовые камеры, репрессии, Гулаг и террор – это лишь следствие того, что люди снимают с себя ответственность за ситуацию в стране, ставя себя лишь в позицию инструмента в руках власти. Добавлю, что Милгрэм провёл очень много аналогичных экспериментов, пытаясь найти противоядие против беспринципного отказа от личной ответственности перед лицом авторитета. Он пришёл к выводу, что стимулировать человека к отказу выполнять аморальные приказы «Руководителя эксперимента» может только одно – появление в экспериментатороской комнате другого человека, который вербально выражает своё несогласие с аморальностью команд «Руководителя эксперимента». Так давайте же будем чаще напоминать друг другу – если мы снимаем с себя ответственность за судьбу страны – это зло.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!