В октябре 1953 г. специализированные учреждения Министерства среднего машиностроения (МСМ) начали разработку ядерных боеприпасов для ВМФ СССР. В номенклатуру таких боеприпасов входила и торпеда Т-5. Разработку этого изделия вел коллектив специалистов, который возглавлял А.М.Борушко. Атомный заряд для торпеды — РДС-9 — создавался в КБ МСМ под руководством академика Ю.Б.Харитона. За всю боевую часть, включая автоматику, отвечал главный конструктор московского филиала №1 КБ-11 член-корреспондент АН СССР генерал-лейтенант Н.Л.Духов. Конструкция торпеды никаких «революционных» нововведений не имела — обычная парогазовая прямоидущая торпеда калибра 533,4 мм со скоростью 40 узлов и дальностью хода 10 км.
Практически сразу разработчики столкнулись с рядом технических трудностей. Так, длительное время не удавалось решить проблему с устойчивостью торпеды по глубине хода. При проведении ходовых испытаний торпеды в инертном снаряжении в четырёх из пятнадцати выстрелов после прохождения примерно середины пути она делала «мешок», преждевременно срабатывал гидростатический замыкатель, что становилось равноценным выдаче команды на подрыв, т.к. к этому времени уже снимались все ступени предохранения боевой части. Другой проблемой было обеспечение теплового режима ядерной БЧ, так как для ее нормальной работы требовалась температура в пределах +5...+25 град., что было довольно трудно обеспечить в необогреваемых торпедных аппаратах ПЛ, особенно при базировании на Севере.
Пока решались эти и некоторые другие проблемы, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1955 г. на Новоземельском полигоне 21 сентября 1955 г. были проведены испытания атомного боевого зарядного отделения (БЗО) торпеды Т-5. Его усредненная мощность составила 3 килотонны.
Государственные испытания торпеды Т-5 состоялись в 1957 г. Программа предусматривала проведение двух пристрелочных выстрелов торпед без специальной БЧ, один выстрел в контрольной комплектации (без делящихся материалов в специальной БЧ) и один боевой выстрел с подрывом атомного заряда на глубине 25 м (позднее — 35 м). Один из первых трех выстрелов оказался неудачным. В связи с этим первый заместитель Главкома ВМФ адмирал А.Г.Головко посчитал, что нужно прекратить испытания. Председатель комиссии адмирал Н.Е.Басистый после совещания со специалистами и доклада Главкому ВМФ принял решение проводить боевую стрельбу с атомным БЗО. Условия испытания были следующими: ПЛ находилась «на перископной глубине, скорость торпеды 40 узлов, глубина атомного взрыва 35 м...». Стрельба состоялась в 10 часов 10 октября 1957 г. при видимости 20 км и температуре воздуха -6 град. Стреляла ПЛ пр.613 С-144 (командир — капитан 1 ранга Г.В.Лазарев), входившая в состав 73-го отдельного дивизиона ПЛ СФ.
В 1958 г. торпеду Т-5 приняли на вооружение ВМФ. Однако серийно эти торпеды были изготовлены в незначительном количестве. В июне 1960 г. на Тихоокеанском флоте провели их контрольные испытания, и на первой партии выпуск закончился. Причин было несколько. Сжатые сроки разработки сказались на надежности и ходовых качествах торпеды. По многим параметрам она уступала тем торпедам, которые уже состояли на вооружении и к которым в феврале 1957 г. начали разрабатывать автономные специальные боевые зарядные отделения (АСБЗО), первые образцы которых поступили на вооружение в конце 1960
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!