До прихода готов в Северном Причерноморье обитало неоднородное по своему составу население: эллины, выходцы из римских провинций, эллинизированные представители местных племен. Все они были тесно связаны с греко-римским миром. Основную часть населения в Таврике составляли поздние скифы. Продолжался процесс оседания сармат, которые вливались в местную среду, оказывая на нее сильное культурное влияние, особенно в Крыму.
Таким образом, население региона представляло собой с III века сложный разноплеменный конгломерат, объединенный единой черняховской культурой под политическим протекторатом готов.
В материальном выражении готские элементы в регионе представлены слабо, лишь как один из компонентов черняховской культуры.
По мнению исследователей, продвижение готов в Причерноморье не имело характера завоевания. Германцы вливались в местные общины, составляя их определенную часть и быстро воспринимая элементы их культуры. В отличие от северных регионов, культура готов не подставлена здесь в чистом виде. Освоив территорию Северного Причерноморья, готы двинулись в Крым.
Говоря о взаимоотношениях готов с окружающими племенами, следует отметить, что в археологических памятниках Украины III-IV вв. пока не зафиксировано смешение готских (вельбарских) и славянских материалов, в то же время, есть много случаев смешения и симбиоза гото-сарматских, гото-дакийских, гото-позднескифских элементов. Очевидно, между славянами и германцами все время сохранялась отчужденность, скорее всего, враждебность. Это подтверждается письменными источниками, в частности, сообщениями Иордана. Он пишет, что среди покоренных готами народов были и венеды, между которыми существовали довольно напряженные отношения.
Славянские племена венедов, которым со временем все тяжелее было переносить готское господство, в каких формах оно бы не выражалось, с приходом гуннов и распадом "государства Германариха", что обозначило ослабление готского могущества и разлад военно-административной системы, подняли восстание. При этом, очевидно, славяне сумели заручиться поддержкой или хотя бы нейтралитетом гуннов, которые объективно были заинтересованы в ослаблении готов.
Готы, проживавшие в Украине от конца II до рубежа IV-V вв., оставили здесь заметные следы. Если в экономической деятельности, культуре они стояли на более низком уровне, чем местное население и перенимали от него навыки хозяйствования, то в политической, военной организации общества стояли намного выше племен Восточной Европы. Это преимущество позволило готам подчинить их своему политическому господству и удерживать его на протяжении длительного времени. В археологическом материале это явление выразилось в возникновении и существовании одной из наиболее ярких культур Европы - черняховской культуры. Теперь уже общепринято считать, что костяком этой культуры была готская политическая структура, а ее телом экономика, направленная. на торговлю с Римом через посредничество готов, войны и грабежи.
По-видимому, именно это единство ККИО, сложившееся около середины IV века и связанное с явным доминированием деснинской традиции, и стало той силой, под названием венеты, с которой столкнулся Германарих в своих претензиях на гегемонию в лесном мире Восточной Европы (вот почему мне так близка версия М.Б.Щукина о связи венетов V – VI вв. именно с колочинской культурой Подесенья). И именно здесь следует искать общий корень трех славянских народов, о котором писал Иордан (Кассиодор). Винитарий, спустя примерно полстолетия, столкнулся уже с частью этого некогда единого массива, с чем и связана некоторая путаница: по Иордану, победу он одержал над антами, а прозвище получил «Винитарий» – «победитель венетов», хотя речь идет определенно об одном и том же племени. Появление нового этнонима точно и быстро отразило изменения, произошедшие в раннеславянской среде в середине и второй половине IV века, когда началась этнотерриториальная дифференциация славянских политических объединений (племен) на фоне внешне- и, вероятно, внутриполитических коллизий.
1. Киевское население Подесенья продвигается на север в Верхнее Поднепровье, где сменяет местную традицию памятников типа Абидни.
2. Население верхнеднепровского варианта киевской культуры в это же время, вероятно, в связи именно с натиском деснинцев, рассеивается в различных направлениях. Основное направление бегства – на север.
3. В Среднем Поднепровье в начале или, вероятно, ближе к середине IV в. под натиском черняховской культуры прекращается жизнь на целом ряде поселений – в том числе и в Глевахе. Часть памятников перекрывается черняховским слоем, часть гибнет навсегда. Население уходит. По мнению Р.В.Терпиловского данная ситуация соответствует сообщениям источников о войне готов Германариха с венетами в середине IV века, и о покорении последних.
Это давление разбивается на два главных вектора: готы черняховской культуры вытесняют носителей киевской культуры из пограничных с ними областей Среднего Поднепровья в южную часть Подесенья; киевское население Подесенья проникает на север вплоть до Смоленского Поднепровья и Подвинья.
Уходит, уходит венедское население. Как в той сказке: а мы пойдем на север, а мы пойдем на север!
Сразу вспоминается манечка свидомых, что де как это славяне могли в залесье, через Дебрянские леса, без прямоезжей дорогой.
Дык задолго еще, до татар дранг на север-было основным занятием ранних славян.
Ну и заключение: Дальнейший славянский культурогенез, точнее уже этническая история ранних славян (склавинов), в VII – VIII вв. напоминал модель развития периода средней и поздней фаз ККИО – постепенное расселение и усиление роли носителей одной локальной традиции и затухание других. При этом расселение по территории Русской равнины происходит, как отмечалось выше, внутри некоей устоявшейся зоны, занятой родственными группировками, до поры до времени почти не выходя за ее пределы. Напомню, что в конце VII – первой половине VIII вв. практически все славянские археологические культуры на территории Восточной Европы либо прямо восходят к «постпражской» традиции, либо включают ее как основной компонент (Терпиловский 2003, с. 429). И в лесной, и лесостепной зоне Восточной Европы носители пражской культуры и их непосредственные преемники в первую очередь расселяются именно в тех областях, которые заняты родственным им населением – потомками ККИО(ареалы культур колочинской, пеньковской, тушемлинско-банцеровской), в границах все того же устойчивого ареала, который сложился в основных чертах примерно в первой половине – середине IV века (рис. 2).
Собственно границы ККИО, или территория расселения Первых ИМЕННО Славян:
Как видим, территория Первых Славян более приурочена к ткрр. Белоруси и России, чем к Украине собственно.