В продолжение темы рассивающей религиозный туман и церковное мракобесие. В трех экспериментах, поставленных социологами из Калифорнийского университета в Беркли, было установлено, что чем менее религиозен человек, тем больше его щедрость и бескорыстные поступки по отношению к другим диктуются чувством сострадания. И наоборот: чем более он набожен, тем меньше они продиктованы сочувствием.
Атеисты, агностики и ненабожные люди чаще руководствуются чувством сострадания, помогая незнакомцам, чем верующие, несмотря на то что призыв возлюбить своего ближнего является для христианства основополагающим и регулярно звучит с амвонов и церковных кафедр. Таковы результаты социологического исследования американских ученых.
Статья с описанием экспериментов принята к публикации в июльском номере Social Psychological and Personality Science (импакт фактор 2,52, что весьма неплохо для издания по социальной психологии) и доступна онлайн.
Религия не мораль
Из результатов экспериментов отнюдь не следует, что религиозные люди менее щедры и милосердны или менее сострадательны, но они опровергают общераспространенное убеждение, что щедрость и милосердие обусловлены чувством сострадания и жалости, а также набожностью, отмечают авторы.
Как показал эксперимент, связь между состраданием и щедростью сильней выражена у тех, кто считает себя нерелигиозным или не очень религиозным человеком. «Для менее религиозных сила эмоциональной связи с другим человеком критически важна при принятии решения, помогать этому человеку или нет. В свою очередь, более религиозные люди свою щедрость меньше основывают на эмоциях и больше на таких факторах, как религиозная доктрина, идентификация себя в качестве представителя церковной общины и соображениях репутации», — комментирует результаты исследования один из авторов статьи социолог Роб Уиллер.
Авторы статьи изучили связь между религиозностью, состраданием и щедростью, но результаты экспериментов пока не объясняют, почему, помогая другим, набожные люди в меньшей степени руководствуются состраданием. Социологи в качестве гипотезы предполагают, что
для глубоко верующих поведенческий код, связанный с усвоенным моральным обязательством («надо помогать ближним»), играет большую роль, чем эмоции. «Мы предполагаем, что религия изменяет фактор, движущий щедрым поведением», — считает ведущий автор статьи Лора Сэслоу.
Первая часть статьи посвящена анализу социоопроса, в котором приняли участие 1300 взрослых американцев, из которых сначала была выделена группа людей, склонных проявлять милосердие по отношению к тем, кто оказался в менее выгодном, чем окружающие, положении. Дальнейшее изучение этой группы показало, что большую часть тех, кто готов предоставить свой кров бездомным и дать им денег именно из чувства сострадания, составляют малорелигиозные или неверующие люди. «Это показывает, что, хотя сострадание ассоциируется с просоциальным поведением как у менее религиозных, так и более религиозных индивидов, эта связь сильней всего выражена в случае менее религиозных», — пишут авторы.
Моральное мышление оказалось левым
Во втором эксперименте принимала участие группа из 101 взрослого. Каждому из них по отдельности было показано два видеоролика — один контрольный, с изображением нейтральных сцен, и один душераздирающий, с изображением страдающих нищих детей. После каждого просмотра участники получали от организаторов по 10 долларов с предложением вручить любую часть от этой суммы нуждающемуся незнакомцу.
В результате менее религиозные участники эксперимента оказались более щедрыми. «Видео, пробуждающее сострадание, активно стимулировало их альтруизм, но не оказало заметного влияния на щедрость более религиозных членов группы», — констатирует Уиллер.
Здания влияют на голосование
Наконец, в третьем эксперименте 200 студентов, сначала ответивших на вопрос анкеты «насколько вам присуще сострадание?», сыграли в классическую игру «поделись с ближним». Сначала всем участникам раздали деньги, которыми они по желанию могли делиться с незнакомцем. Далее им объявляли, что другой игрок поделился с ними частью денег и они, в свою очередь, могут пожертвовать часть полученной суммы другому незнакомцу. В конце игры участники ответили на вопрос анкеты «насколько вы религиозны?».
Как выяснилось, более сострадательные, но менее религиозные оказались и более щедрыми.
«Как видим, несмотря на то что в США менее набожные люди вызывают меньше доверия, они более склонны помогать своим согражданам из чувства сострадания, чем набожные», — резюмирует Роб Уиллер.
Раз более набожные люди руководствуются в своем альтруизме более «доктриной», чем эмоциями, то понятно, почему ортодоксы демонстрируют подчас удивительную жестокость и бесчеловечность в ситуациях, когда они считают, что их религии — поведенческому коду, с которым они себя идентифицируют, — что-то угрожает. Если принцип правила оказывается сильней простого человеческого чувства, того же сострадания, то смена одного правила (скажем, «возлюби ближнего») на диаметрально противоположное (скажем, «пришел я не с миром, а с мечом») для религиозного ортодокса является дежурной процедурой: религия не была бы религией, если бы у нее на все вопросы не находились тут же нужные ответы. https://m.gazeta.ru/science/2012/05/10_a_4573701...
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> В продолжение темы рассивающей религиозный туман и церковное мракобесие. quoted1
а вы знакомы только с 1 религией и только в одном приходе? просто читая вас делаешь вывод что вы дальше 1 села с церковью не выезжали. вот вы в курсе что какойнить шаман который попа, мулу и равина в глаза не видел, а о существовании церквей и не слышал это верующий человек? комунист и анархист это верующий человек (ни комунизм ни анархию ни кто в глаза не видел) демократ и либерал это верующие люди которые верят в какието идеалы демократии и либерализма которые тоже ни кто в глаза не видел
я вам отвечу очень просто- человеком руководят инстинкты 1 инстинкт самосохранения 2 инстинкт сохранения рода 3 инстинкт сохранения вида самый слабый 1 а самый сильный 3. я думаю вы догадываетесь на сколько сильный даже самый слабый из них. под родом индивидуально от ребенка до всей деревни (ну или села, где вы там живете не знаю) и даже страны, под видом все человечество. и любая помощь комуто укладывается в эти инстинкты, а не в религию. религия просто формирует отношение окружающих к постукам (любая и комунизм в том числе). тоесть некоторые поступки ваши могут угрожать вам и срабатыват инстинкт самосохранения, например не помочь соседу может быть бонально опасно в бытовом плане ну и помощь сосдеу сама по себе попадает под инстинкт самосохронения рода и вида
> В свою очередь, более религиозные люди свою щедрость меньше основывают на эмоциях и больше на таких факторах, как религиозная доктрина, идентификация себя в качестве представителя церковной общины и соображениях репутации», — комментирует результаты исследования один из авторов статьи социолог Роб Уиллер. quoted1
Я могу уточнить, что к доктринам "лепятся" недоразвитые личности, как эмоционально, так и умственно. Они вполне серьёзно злятся, когда отказываешься от их "помощи", которая выражается практически всегда в сбагривании того, что им самим уже не нужно, обвиняя тебя, что ты не хочешь, чтобы им Бог дал больше, как говорится в Библии. Вообще, религии нанесли очень большой вред человечеству в смысле развития человека, умственно, эмоционально и морально.
> я вам отвечу очень просто- человеком руководят инстинкты > 1 инстинкт самосохранения > 2 инстинкт сохранения рода
> 3 инстинкт сохранения вида > самый слабый 1 а самый сильный 3. я думаю вы догадываетесь на сколько сильный даже самый слабый из них. под родом индивидуально от ребенка до всей деревни (ну или села, где вы там живете не знаю) и даже страны, под видом все человечество. и любая помощь комуто укладывается в эти инстинкты, а не в религию. > религия просто формирует отношение окружающих к постукам (любая и комунизм в том числе). тоесть некоторые поступки ваши могут угрожать вам и срабатыват инстинкт самосохранения, например не помочь соседу может быть бонально опасно в бытовом плане ну и помощь сосдеу сама по себе попадает под инстинкт самосохронения рода и вида quoted1
Вот религиозным мракобесием и оправдывают разные инстинкты, концентрация которых приводит к одному инстинкту движущими многими людьми, животному инстинкту эгоизма.
А то разводят глубокомысленную фигню про себя и свой род. Будто они и их род чем-то лучше других. ЭГОИЗМ — это главная религия многих, набожных уж точно.
Далее. Скорей всего ты привеженец аврамической религии, которая утверждает, что ВСЕ ЛЮДИ произошли от Адама и Евы, значит от одного рода. Поэтому не переживай, без твоего рода человечество не обеднеет, ибо все одинаковые и из одного рода. Таких как ты на планете ещё 8 млрд.