Митрофан Викторович Довнар-Запольский (белор. Мітрафан Віктаравіч Доўнар-Запольскі; 2 (14) июня 1867, город Речица, Минская губерния — 30 сентября 1934, Москва, РСФСР) — белорусский историк, этнограф, фольклорист, экономист, основоположник белорусской национальной историографии. Доктор исторических наук (1905), профессор (1902).
Происходил из мелкопоместного шляхетского рода герба Побог, родился в семье служащего. Начальное и среднее образование получал в народном училище ст. Барановичи, школе г. Пловдива (Болгария), народном училище г. Речица, прогимназии г. Мозыря, а также в 1-й городской гимназии Киева, из которой был отчислен весной 1888, как указывалось в секретном приказе попечителя Киевского учебного округа, «за предосудительное и вредное поведение, выразившееся в чтении найденных у него книг преступного содержания», а именно поэмы Т. Шевченко «Мария», письма к А. Герцену и эмигрантского сборника «Громада», изданного в Женеве (Швейцария) деятелем украинского национально-освободительного движения Михайлом Драгомановым. В 1889 поступил на историко-филологический факультет Киевского университета, который успешно окончил в 1894; ученик В. Б. Антоновича.
В 1896—1898 годах служил в Московском архиве Министерства Юстиции. В 1898—1901 годах работал в Московском, в 1901—1919 — в Киевском университете. Создал в Киеве научную школу; учениками М. В. Довнар-Запольского были Д. И. Дорошенко, А. П. Оглоблин, Н. Д. Полонская-Василенко и др. В 1905 открыл в Киеве высшие женские вечерние курсы, в 1906 — высшие коммерческие курсы, преобразованные затем в коммерческий институт. Сотрудничал с газетами «Белорусское слово», «Белорусское эхо», «Вольная Беларусь», был членом комиссии БНР по организации Белорусского университета. В дальнейшем преподавал в ВУЗах Харькова и Баку. C 1 октября 1925 по 1 сентября 1926 работал заведующим кафедры истории Беларуси в Белорусском государственном университете. С осени 1926 работал в Москве, где скончался в 1934 году. Похоронен на новом Донском кладбище, в центральном зале бывшего главного здания Донского крематория.
Подвергался репрессиям в завуалированной форме: блокировались посты и должности, фундаментальный труд «История Белоруссии», написанный в 1925, был осуждён как идейно-вредный.
Занимался исследованиями истоков и становления белорусской государственности, национальной и культурной самобытности белорусского народа, белорусской этнографией. В серии статей «Белорусское прошлое» (1888) доказывал, что белорусы самостоятельный народ и должны занять равноправное место в семье европейских народов. В научно-публицистической работе «Основы государственности Беларуси» (1919) выдвинул теорию о древней белорусской государственности, представленной Полоцким и Туровским княжествами (так называемая кривичско-дреговичско-радимичская концепция формирования белорусской нации), а позднее Великим княжеством Литовским. Опубликовал более 200 научных работ по этнографии, социально-экономической и политической истории Белоруссии, Литвы, России, Украины, Польши. В 1906 году издал историко-литературный памятник XVI—XVII вв. Баркулабовскую летопись.
> > Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Альтернативное видение истории Белоруссии вызвало раздражение власти, несколько раз на квартиру к Ермоловичу сотрудники КГБ приносили повестки с требованием явиться и разобраться с «извечной самостоятельностью белорусов». Исторические произведения Ермоловича лежали неопубликованными в редакциях журналов, несмотря на то, что эти работы были очень популярны и в большом количестве распространялись самиздатом. Только со времен перестройки свет увидели несколько работ Ермоловича. >> >> Особое внимание уделял политической истории древних земель Белоруссии.Опровергал тезис российских историков о завоевании «летувисами» (терминология автора) белорусских земель во 2-й половине ХIII века. Локализовал территорию исторической Литвы в пределах современной территории Республики Беларусь, Великое Княжество Литовское характеризовал как белорусское государство. quoted2
> > Наверное и в Баварии найдутся "смельчаки" утверждать, что Святая Римская империя германской (!) нации была древним государством баварцев... А немцы (!) - о гады! - их поработили, отняли язык... превратили в Немецкий (!) Рейх... ну, сволочи немцы в общем... >
> Вот так и белорусские хуторяне возникают... вот тока с Литвой им 100% обломится как белорусским государством... и ООН на это никогда не пойдет - протестуйте ни протестуйте, хуторские нарезы земли свои берегите, а то все в города политиканствовать от земли убежали, мыслители > > а вам пахать да пахать надо, и не более того quoted1
гавкнул и давай под лавку с поджатым хвостом
------------- Сообщение было проверено модератором. Вам объявляется замечание за это сообщение. Пожалуйста, следите за тем, что Вы пишете.
>>> >>> GROZA866 (Олег866) писал(а) в ответ на сообщение: >>>> >>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>>> >>>>> GROZA866 (Олег866) писал(а) в ответ на сообщение: >>>>>> >>>>>> Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение: >>>>>>> >>>>>>> Никто не будет ничего выяснять.У литвинов-беларусов своя древняя история у русинов-вкраинцев своя. >>>>>> Кто это ? >>>>>> Многое было общим и имело одни корни.Но есть свои особенности что имеет право на уважение. >>>>>> Общим было холопское ,,свинопаское" прошлое . Общим было и спасение русским царём из польского ярма . >>>>>> История украинцев и белорусов отличается от истории московитов. >>>>>> Это когда вы свиней пасли ? Ну забудь уже , русские же выручили . Не всех поляки на виселицах плотами успели сплавить . Не всех девчат ваших перечпокали . История одного народа не может разительно отличаться . Или тебе бытие польским свинопасом ближе , чем советское прошлое ? >>>>> >>>>> Да.Это когда стали Российской империей.все вместе были холопами,русины,литвины и великороссы.Нет свиней мы не пасли .Мы пасли поросят.А свиней пасли московиты.Хотя вру.Московиты не ели свинину.Вера не позволяла.Так вот перечпокали московиты беларуских девчат и наплодились такие янычары как ты.Так ты что бы за мать отомстить насильникам прислуживаешь.
>>>> Ты кажись совсем уже с катушек слетел . Читаешь твой маразм и диву даёшься , до чего народ с Нэньки дошёл . Ты , тупая сука . Но я тебе , попытаюсь , ДБ , объяснить . Не знаю , какой печенег твою насиловал , принуждаю к браку , моя вышла замуж по большой любви . Далее , моя мама урождённая Нижегородской губернии , в 16 лет перевезённая на Кубань родным братом-танкистом , освобождавшим эту Кубань , как и твою Украину и бравшему Берлин . Закончив Одесский с/х институт по виноделию, попала по распределению в Белоруссию . Там и встретила отца . Мне кому мстить , белорусской родне ? Девять лет отхолостяковав на Украине , я провёл чудные вечера порядка с сорока девчатами . Паспорт не спрашивал , но украинки среди них точно были . Может приедешь мне мстить , тупой укр ? Жена у меня урождённая Днепропетровской губернии , может отомстишь мне , тупой укр ? Да пошёл ты , убожество .
>>> >>> Ну так а мы тут в неньке с тебя смеемся.Смеемся русские,украинцы,беларусы,таары,евреи,га гаузы,литовцы,грузины и ....Смешной ты Гроза хоть и человек вроде как и не плохой. quoted3
>>К тому чтор ты тут перечислил , добавь ещё 140 народов России и представь ихнюю ржачку над твоими опусами про Великую Укрию . А человек ты вредный . quoted2
> > Та по фиг мне какой то там смех.Им этим народам сейчас не до смеха.Им главное что бы на Бояришник денег хватило. quoted1
А с чего ты решил , что мне не пофигу , что там думают литовцы и грУзЫны с нэньки ? Ты ж мне пропукал про это сам вроде ? А какие гагаузы ? Не те ли , что хотят выйти из Молдовы и быть с Россией ? Правда выходить никуда уже не надо , вроде нормальный чел пришёл к власти . Задолбала народ ваша евроинтеграция . Собственно как и у вас . Ты мне , гусак киевский , про боярышник ничего не говори . Хлещут его и у вас . Как и хлестали ранее . Что не потравились , везёт пока . Ты оглянись кругом , выедь со своего Киева , поглянь какое народ влачит жалкое существование . Будешь мне губки дуть и рассказывать байки . Я то знаю .
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> > Вацлав Леонардович Ивановский (белор. Вацлаў Леанардавіч Іваноўскі; 25 мая (7 июня) 1880 — 7 декабря 1943, Минск) — белорусский общественный деятель, профессор. quoted1
> Один из основателей Белорусской революционной громады и Белорусской социалистической громады. С 1907 года издавал в Санкт-Петербурге газету на белорусском языке.В 1918 году — министр образования в правительстве Белорусской народной республики. С осени 1919 года — член Временного Белорусского исполнительного комитета, издатель журнала «Рунь». С марта 1920 года — ректор Минского педагогического института. > quoted1
Это во время немецкой оккупации он мог чего-то там организовать ? Потом с челобитной к кайзеру 7
> В 1922—1939 годах — в Польше, профессор Варшавского политехнического института. После присоединения Западной Белоруссии к СССР в 1939 году — преподаватель Вильнюсского университета. quoted1
Быстро он сдрыснул .
> После начала Великой Отечественной войны стал сотрудничать с немецкими оккупантами и 17 ноября 1941 года стал бургомистром Минска quoted1
Чё ты тут расписываешь ? В Беларуси не интересны фашистские прихвостни . Беларусь не Украина , где фашистов подняли на щит и вручают высшие награды державы посмертно . Какая страна , такие и герои .
> Один из лидеров подпольной организации белорусских националистов. Поддерживал тайные связи с Армией Крайовой и пытался через польское подполье войти в контакт с правительством Великобритании . > quoted1
Ну оборотень , что скажешь . То туда , то сюда . Лишь бы выжить . А кому лизать , всё равно . Польский шляхтич , что скажешь .
> Застрелен в декабре 1943 года агентом НКГБ СССР, вскочившим в его пролётку. Похоронен на Кальварийском кладбище г. Минска quoted1
Был уничтожен как предатель патриотом своей страны . Так правильнее . Думаешь до сих пор там лежит ? Мне кажется выбросили на свалку . Если будет время , прогуляюсь там летом . Люблю кладбищенскую тишину .
> Чё ты тут расписываешь ? В Беларуси не интересны фашистские прихвостни . Беларусь не Украина , где фашистов подняли на щит и вручают высшие награды державы посмертно . Какая страна , такие и герои . quoted1
с чего это ты, ренегат, решаешь за беларусов, кто им фашист, а кто нет
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
> > GROZA866 (Олег866) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Чё ты тут расписываешь ? В Беларуси не интересны фашистские прихвостни . Беларусь не Украина , где фашистов подняли на щит и вручают высшие награды державы посмертно . Какая страна , такие и герои . quoted2
>с чего это ты, ренегат, решаешь за беларусов, кто им фашист, а кто нет quoted1
А ты , люмпен из дешёвых тилигентов , поди не в Беларуси живёшь ? Не знаешь отношение белорусов к фашистам и их прислужникам ? Я говорю за себя и белорусов чтящих Победу , а не от имени голожопых лЫцьвинов-неудачников , живущих призрачным прошлым , без настоящего и будущего . Из которых и получались полицаи с бургомистрами . Которые рады прислуживать напалеонам , канцлерам и гитлерам .
в Беларуси если четвёртая часть празднует этот день 9 мая то исключительно из за уважения к ветеранам, их не будет и праздника не будет, и не фиг тут "помпезничать" от лица всех беларусов
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> .История говорит о обратном.Беларусы и украинцы уже были когда не было великоросов,которые сейчас называют себя русскими. quoted1
Об этом говорит не история , а ВУМ, основанный на заказных "трудах" Яна Потоцкого, Франтишека Духинского и их последователей вплоть до сочинителя фэнтези "Страна Моксель" Донцова.
История (научно подтверждённая археологически, лингвистически, генетически) говорит о том, что русскими называли себя жители "всея Руси". И Малой, и Белой, и Великой (т.е. большой). И говорили они на одном русском языке (русская пословица: "Язык до Киева доведёт"). При этом русские (великоросы) ничего не изменили за все века от Древнерусского государства (т.н. Киевской Руси): ни язык ни самосознание, ни Веру и пр. А вот украинцы были придуманы в АВИ (насильственно). Самоназвание русины (то есть русские). Так что перестань говорить об украинцах, существовавших якобы давным - давно, раньше русских. Это же ложь. Говори правду. Ведь ты её давно знаешь
ВУМ провалился и уже не канает. Принялся за белорусов?
По старой схеме: - вначале похвалить, показать древность, - потом показать "существенные" отличия, - вбросить тезис о том, что белорусы (ранее это было - украинцы) совсем не русские, или наоборот - самые русские, в отличие от русских, которые не русские, а #####и (орда, угро-фины). - наконец напеть, что русские - враги, захватчики, оккупанты...
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
> > в Беларуси если четвёртая часть празднует этот день 9 мая то исключительно из за уважения к ветеранам, их не будет и праздника не будет, и не фиг тут "помпезничать" от лица всех беларусов quoted1
Я ж и говорю, что страна у вас такая, предаст и не охнет. Сейчас это очень хорошо просматривается.
> > aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
>> >> в Беларуси если четвёртая часть празднует этот день 9 мая то исключительно из за уважения к ветеранам, их не будет и праздника не будет, и не фиг тут "помпезничать" от лица всех беларусов quoted2
>Я ж и говорю, что страна у вас такая, предаст и не охнет. Сейчас это очень хорошо просматривается. quoted1
что значить предаст, тебе что клялся в верности кто то? вы там ребята поменьше употребляйте экзотики жидкой
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
> > в Беларуси если четвёртая часть празднует этот день 9 мая то исключительно из за уважения к ветеранам, их не будет и праздника не будет, и не фиг тут "помпезничать" от лица всех беларусов quoted1
Врёшь , лЫцьвин . И сам понимаешь , как мерзко врёшь . В Беларуси День Победы могут не праздновать только уроды . Я таких не знаю.
> > aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
>> >> в Беларуси если четвёртая часть празднует этот день 9 мая то исключительно из за уважения к ветеранам, их не будет и праздника не будет, и не фиг тут "помпезничать" от лица всех беларусов quoted2
>Врёшь , лЫцьвин . И сам понимаешь , как мерзко врёшь . В Беларуси День Победы могут не праздновать только уроды . Я таких не знаю. quoted1
> > Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
>> .История говорит о обратном.Беларусы и украинцы уже были когда не было великоросов,которые сейчас называют себя русскими. quoted2
> > Об этом говорит не история , а ВУМ, основанный на заказных "трудах" Яна Потоцкого, Франтишека Духинского и их последователей вплоть до сочинителя фэнтези "Страна Моксель" Донцова. > > История (научно подтверждённая археологически, лингвистически, генетически) говорит о том, что русскими называли себя жители "всея Руси". И Малой, и Белой, и Великой (т.е. большой). И говорили они на одном русском языке (русская пословица: "Язык до Киева доведёт").
> При этом русские (великоросы) ничего не изменили за все века от Древнерусского государства (т.н. Киевской Руси): ни язык ни самосознание, ни Веру и пр. > А вот украинцы были придуманы в АВИ (насильственно). Самоназвание русины (то есть русские). > Так что перестань говорить об украинцах, существовавших якобы давным - давно, раньше русских. Это же ложь. Говори правду. Ведь ты её давно знаешь quoted1
Не называли себя жители Руси русскими.Руський использовалось только как прилагательное.Жители Руси звались русинами.При это жители Северо-Восточной Руси русинами не звались.
М. Н. ТИХОМИРОВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ «РУСЬ» И «РУССКАЯ ЗЕМЛЯ» * [М. Н. Тихомиров. Русское летописание. ]
Для историка, изучающего происхождение термина «Русь», есть один способ определить, что понималось под Русью в IX — X веках, — это пересмотреть основные источники, знающие «Русь» и о ней упоминающие. В основном эти памятники делятся на две группы: руськие и иноземные. Значение их, конечно, совершенно неравно, так как только руськие источники могут с большей или меньшей точностью указать, что понималось у восточных славян под словом «Русь», какой народ и какая страна, тогда как иностранные памятники полны множества противоречий, в особенности источники арабского происхождения, которые могут быть привлечены только в виде дополнительного материала. В исторической науке давно уже отмечено, что в XII — XIII вв. название «Русь» обозначало вполне определенную страну — собственно Киевскую землю. Примеров подобного словоупотребления можно указать немало и притом в разных руських памятниках. Так, Лаврентьевская летопись, памятник владимиро-суздальского происхождения, рассказывает о походе киевского князя Святослава Всеволодовича и сожжении города Дмитрова: «...пожга (Святослав — М. Т.) город Дмитров, възвратися опять в Русь...» . И это не случайное, а общепринятое выражение владимиро-суздальских памятников. После смерти Андрея Боголюбского на совещании во Владимире говорилось: «...князь наш убьен, а детей у него нету, сынок его в Новегороде, а братья его в Руси...». Итак, Владимиро-Суздальская земля — не Русь, а Русь — это южные княжества, где живут братья Андрея
Подобное же словоупотребление видим в Новгородской земле. Для новгородца под Русью понималась Киевская земля. Можно привести ряд выражений, характерных для новгородского понимания слова «Русь», но ограничимся двумя примерами. В 1135 г. «иде в Русь архиепископ Нифонт с лучьшими мужи». В 1142 г. сообщается, что новгородцев не пускали из Руси, пока они не приняли князя Святополка . В отличие от жителей южной Руси, которых называли русинами, новгородцы называли себя словенами. Это противопоставление русина словенину с наибольшей четкостью бросается в глаза в краткой редакции Руськой Правды, которая, судя по всему, возникла в Новгороде.В свою очередь, киевляне называли свою землю Русью в отличие от Новгородской земли («бежащю же Святославу из Новагорода идущю в Русь к брату») . Не причисляли себя к русинам и жители Смоленской земли, что явно вытекает из рассказа о походе Изяслава Мстиславича на Волгу в 1148 г. На устье Медведицы он соединился с новгородцами, а потом пришел его брат Ростислав «с всими рускыми силами, полкы, и с Смоленьскими»