Донесения этого рода составлялись на основании допросных речей пленников. Из них извлекались сведения, имевшие какой либо интерес для правительства; но в них находим известия, любопытные в других отношениях, а потому приводим здесь один из таких документов в подлинном виде, с вопросами, какие предлагались пленным и ответами, какие от них получались.
1759 года февраля 2 явившиеся в Кош ушедшие из татарского плена 4 человека показали следующее:
Вопросы: Как вас зовут и где вы родились?
Ответ: 1-й, Зовут меня Юрием, а чей сын, не знаю, потому что малолетним в плен взят. Родился я в Грусинской [338] земле, в городе Червенъ (?). В неволе находился 25 лет у татар, мне лет 33.
2) Меня зовут Мейметон Кимличек (калмычек), родился в российском городе Астрахани. Малолетним украден татарами, и был в неволе у татар до сего временя, лет мне дают 25.
3) Зовут меня татарским именем Шуре, родился в Малой Poccии, малолетен взят в плен, а в каком городе именно, не знаю; и был у татар в плену до сего времени; закон (веру) содержал такую, как и они, когда же с прочими невольниками христианами, каков выше писан Гурженин (грузинец) Юрием сойдусь, то крешчусь, а больше о вере христианской ничего не знаю; мне лет от роду 25.
4) Зовут меня Али Кимличек (калмычек). Родился в российском городе Астрахани, взят в плен в то время, как вышеописанный Меймет. От роду мне 29 лет.
Вопрос: Где вы именно в плену были, из коего и как бежали, и что с собою унесли и давно ли?
Ответ: Были мы в плену у татар, живут они не далеко от Очакова в степу, пять братьев, прозываются они Бейсаджи; как бежали сего числа 9-го, прямо пришли к Ингул реке, до казаков, откуда и в Сечь приведены; а хозяйского ничего не унеси.
Вопрос: Будучи тамо, слыхали или видели, нет ли где каких орд в собрании, а эдисанские татары снова с ханами обходительно ли живут, и нет ли у них теперь каких споров и бунтов и за что?
Ответ: Будучи мы там, от многих тамошних жителей слышали и везде эхо носится, что крымский новый хан зимует в Бендере и опасается в Крым ехать, для того, что волосского народа правитель великому султану жаловался на хана за учиненное волохам paзopeние и смертное убийство, и боится, что за то у турок войною штрафовать будет. Он ожидает весны, а по весне когда нападут на него, то иметь намерение под защищение в российские границы уйти.
Вопрос: Вы сюда за чем бежали?
Ответ: Мы сюда бежала для получения совершенного православия к христианской веры, и жить здесь желаем.
Примечание Коша: В курене поповичевском остались служить.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
почитал занятно,но не понял,если буду жить по русской правде,то где мне взять себе раба,смерда,холопа-и лучше не одного?со штрафами непонятки тоже-но это еще можно причесать,а вот кто такой раб-кормилец и где мне его в собственность приобресть-опять непонятно
>так у кого купить? где живут живущие по русской правде рабовладельцы?рабы у них русские откуда,где они сами купили
Я ж.говорю. читай Правду русскую:
Холопство обельное троякого вида: если кто купит (поступающего в холопы) до полгривны в присутствии свидетелей (сделки) и ногату (княжескому судье) заплатит перед самим холопом.
А второе холопство: кто женится на рабе без договора (с ее владельцем), а если с договором (рядом), то как договорились, так и будет.
А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники (господина) без договора с ним, если же с договором, на том и стоять.
Короче, хлопцы(холопцы)-чье название? Вот там надоть искать.