Из Москвы в Нью-Йорк на поезде? ("The Times", Великобритания)
Предлагаемое строительство тоннеля, связывающего железнодорожные сети России и Северной Америки, может стать настоящим «проектом века» Никогда еще с тех пор, как 50 лет назад Юрий Гагарин первым полетел в космос, Россия не фигурировала в стольких заголовках новостей в связи со смелыми техническими решениями. На прошлой неделе Кремль одобрил «величайший железнодорожный проект в истории», как выразился – нисколько не впадая в гиперболу – наш московский корреспондент. Речь идет о строительстве тоннеля длиной в 65 миль под Беринговым проливом, связывающего Азию и Северную Америку, а значит и железнодорожные сети России и США.
Тот факт, что в настоящее время у обеих стран нет ни одной железнодорожной ветки, заканчивающейся вблизи Берингова пролива, лишь делает эту идею еще более захватывающей. В России идет строительство линии протяженностью в 500 миль от Транссибирской магистрали до Якутска, расположенного в 3000 миль к востоку от Москвы. Однако при реализации проекта ее придется продолжить еще на 2400 миль – через один из самых негостеприимных в географическом плане регионов в Северном полушарии. Что же касается Аляски, то там предстоит выполнить не менее сложные задачи, особенно с учетом того, что железнодорожная сеть этого штата не соединяется с другими ветками Северной Америки.
Тем не менее русские, американцы и канадцы, судя по всему, уверены, что у них найдется политическая воля, техническое мастерство и деньги (одно лишь строительство тоннеля обойдется в сумму, эквивалентную 60 миллиардам фунтов) для реализации проекта – хотя и отнюдь не в ближайшем будущем. Завершить строительство предполагается в 2045 году; символическое значение этому сроку придает тот факт, что он совпадет со столетним юбилеем окончания Второй мировой войны. Будем надеяться, что до этого человечество не развяжет Третью мировую.
Строительство «сухопутной» смычки между Сибирью и Аляской символично и по другой причине. Большинство специалистов считает, что наши пращуры впервые достигли Аляски пешком через нынешний Берингов пролив – тогда, 30000 лет назад, уровень Мирового океана был намного ниже, чем сегодня. Кроме того, уже больше ста лет люди мечтают о постройке тоннеля или системы мостов между Азией и Америкой. Еще в 1892 году великий инженер Джозеф Стросс (Joseph Strauss) разработал блестящий план такого сооружения. А уж он-то понимал толк в мостах: именно Стросс строил «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Позднее, в 1905 году царь Николай II одобрил представленный ему проект прокладки тоннеля под Беринговым проливом. Однако затем разразились Русская революция, два мировых конфликта и «холодная война»: лишь к концу 20 столетия сотрудничество между Востоком и Западом в осуществлении такого предприятия вновь стало возможным.
Сегодня, однако, проект представляется не только осуществимым, но и экономически выгодным. По мнению экспертов, сибирско-аляскинская железная дорога способна взять на себя немалую часть мирового грузооборота, причем доставка этих грузов по рельсам будет дешевле, быстрее, и безопаснее для экологии, чем их транспортировка супертанкерами и грузовыми фурами.
Все это, конечно, очень важно. Но романтиков завораживает сама мысль о том, что, сев на поезд на лондонском вокзале Сент-Панкрейс, вы через 16 дней сойдете с него на Центральном вокзале Нью-Йорка после увлекательнейшего путешествия через величественные просторы Заполярья. На самом деле вам скорее всего придется делать пересадки в Брюсселе, Берлине, Москве, Якутске, Анкоридже, Ванкувере и Торонто. И если вспомнить о том, сколько сбоев ежедневно происходит в работе британских железных дорог, и представите, что нечто подобное может повториться и на северо-востоке Сибири, в 1000 милях от ближайшего города, вам, пожалуй, станет неуютно. Что если откажет связь? Или переполнятся туалеты? Или в вагоне-ресторане закончатся сигареты и пиво? Вас может постичь та же судьба, что и некоторых из первых мореплавателей, искавших Северо-восточный проход.
Тем не менее сама смелость проекта заставляет сердце биться чаще. Одна из главных причин этого, несомненно, связана с тем, что нам все больше надоедает докучливая канитель с авиаперелетами. Просто удивительно! Когда я был мальчишкой, все были уверены, что в 21 веке сверхзвуковые лайнеры или космические ракеты доставят нас из Лондона в Нью-Йорк, Лос-Анджелес и даже Сидней за какие-то два часа. Но эта мечта умерла вместе с «Конкордом». И сегодня пассажирские авиаперевозки, похоже, оказались в технологическом тупике. Судя по всему, самые инновационные инициативы в области транспорта в нынешнем столетии будут основываться на железнодорожных технологиях, обкатанных еще Брюнелем и Стивенсоном в викторианскую эпоху. В 1870 году ввод в эксплуатацию тысячемильной магистрали между Бомбеем и Калькуттой вдохновил Жюля Верна на создание романа «Вокруг света за 80 дней». И сегодня, 140 лет спустя, тот факт, что железнодорожный проект захватывает воображение больше, чем все, что связано с любыми другими видами транспорта, вызывает странное, но приятное ощущение. Если в 2045 году тоннель под Беринговым проливом действительно откроется, я обязательно сделаю себе подарок на девяностолетие – куплю билет на поезд Лондон-Нью-Йорк.
Писец! Мы не можем полноценно обслуживать уже существующую сеть дорог (закрываются перегоны и станции, увольняют персонал), обеспечить безопасность движения поездов, обеспечивать вовремя необходимые виды ремонта, а тут хотят строить какую то сверххерню! Мля наверно Якунин и К здесь наргеются пожалуй больше чем на ёб...ой олимпмаде
> Писец! Мы не можем полноценно обслуживать уже существующую сеть дорог (закрываются перегоны и станции, увольняют персонал), обеспечить безопасность движения поездов, обеспечивать вовремя необходимые виды ремонта, а тут хотят строить какую то сверххерню! Мля наверно Якунин и К здесь наргеются пожалуй больше чем на ёб...ой олимпмаде quoted1
. а что строить не надо.? . пущай самолёты только летают.? . выгоду для страны не хрена не видишь.? .
А ты какую выгоду видишь? Обоснуй если можешь, без общих фраз. Я работаю в РЖД 10 лет и знаю систему изнутри, а не по газетам! Сапсан на которого угрохали уеву тучу, практически не рентабелен из-за ограниченности его использования на сети и отсутствия пассажиров готовых платить такие деньги за проезд, какие ещё ты хочешь "инновации" предложить?