Подкарпатская Русь. Русь изначальная. Теперь в России мало кто знает и помнит о ней и это тем более обидно и досадно тем, кто родился там, под Карпатами. Наши предки называли себя русинами, потомки стали украинцами, и теперь, храня память о дедах и прадедах, мы пытаемся сберечь культуру, традиции и обычаи своего народа, через десятилетия и века обращаясь к предкам, задаём вечные вопросы бытия: кто же всё-таки мы? куда идём? правильно ли держим путь свой? И решил я, подобно юному герою Чехова, через годы обратиться к своему давно усопшему предку с раздумьями, которые уже много лет не дают мне покоя. «Дорогой дед Иван Иванович! Обращается к тебе внук твой Мирослав, которого ты никогда не видел, ибо мы разминулись с тобой в этом бренном мире на целых восемь лет. Прости меня за то, что, побывав недавно на Родине, я так и не смог отыскать на старом кладбище затерянную твою могилку и поклониться твоему праху. В пятидесятые годы прошлого века тогдашним советским властям срочно понадобился стадион и они, ничтоже сумяшеся, вырыли бульдозерами могилы, кресты, памятники на совсем тогда еще не старом кладбище и вывезли все на городскую свалку "Заринок". На месте скорбного места появилось спортивное сооружение, а небольшая церковь, при кладбище, была переоборудована под жилой дом... Там и сегодня живут люди. А в 1971 году на месте стадиона была построена школа. Через несколько лет большое половодье на Тисе унесло все свидетельства посмертного надругательства над усопшими в Дунай, а Дунай скрыл это безбожное деяние в соленых водах Черного моря. Вот теперь я и не знаю, где покоятся твои останки: или на дне Черного моря, или каким-то невероятным образом остались где-то под городской школой. На той части кладбища, что осталось нетронутым, расположенным на пригорке, твоей могилы нет. Будь тогдашняя атеистическая власть не маргинальной, то решила бы вопрос миром и организовала бы перезахоронение останков усопших на пригорке и склоне горы, но увы... Всегда, когда мысленно возвращаюсь к тебе, дорогой дед, то мучительно пытаюсь представить, куда же могли человеческое невежество и природная стихия унести твои останки?.. Куда и в какую сторону света тебе поклониться?.. Прости, что не проявил должного усердия и до конца не разобрался в этом вопросе и, найдя веские, на мой взгляд, причины, вынужден был до срока уехать в далёкую и ставшую мне родной Сибирь. На этот раз, возможно, навсегда. Ты ушёл из жизни в середине жестокой войны, в 1943 году. Я родился уже в мирное время. Я много слышал о тебе, и в детстве меня не покидало ощущение, что ты где-то рядом. Мне так хотелось видеть тебя и говорить всем: « Вот мой дедушка!» Но, взрослея, я понял однажды, что никогда не смогу увидеть тебя живым, подойти и обнять. Мне стало горько. Не проходит горечь и от того, что на жестокой войне, где-то у Дона-реки сложили головы два твоих младших сына, и где их могилы и есть ли они вообще, знает лишь степной ветер. А ещё хочу рассказать тебе, что после того, как ты ушел из земной жизни, и закончилась страшная война, на нашу маленькую прекрасную Родину – Подкарпатскую Русь, которая много столетий находясь в «объятиях» австро-мадьяр и Унии, сумела сохранить свой старославянский язык и культуру русинов, выпали новые испытания. Часть её территории присоединили к Советскому Союзу, к Украине и назвали Закарпатской областью, а древних карпатских русинов записали украинцами. Так что, дедушка, мы с тобой разной национальности. Надеюсь, ты меня простишь за это. Во время последней переписи населения я записал свою истинную национальность – русин. Мне кажется, звучит гордо. Язык русинов во многом похож на язык древних русичей. Жаль, мы теряем его. Как всё больше и больше теряем на глазах свою самобытную культуру, традиции, обычаи. То же самое происходит и с людьми, живущими на землях Подкарпатской Руси, что отошли к другим странам. Ты прости меня за этот экскурс в историю. Впрочем, это для меня история, а для тебя будущее, до которого ты не дожил. И может быть, слава Богу. Ты был человеком аполитичным, но крепким, обстоятельным, умелым хозяином. Ты любил свою землю и искренне верил, что Господь не допустит кривды. Но некоторые твои современники, от которых зависела судьба нашего народа, предпочли верить не в Бога, а в идола… Многие искренне радовались нашему воссоединению с братским народом, надеялись на лучшую жизнь. Говорят, что присоединения Подкарпатской Руси к Советскому Союзу захотело большинство простых людей. И росписи в опросных листах есть. Правда, перед тем как предложить расписаться, у людей спрашивали: нужен ли им керосин? А кому он тогда не нужен был? Единственным спасением в послевоенном разрушенном хозяйстве были керогаз и керосиновая лампа. Люди и расписывались, думая, что ставят подпись за этот самый керосин. Вскоре в сёлах стали создавать колхозы, у людей появилась работа, правда, почти бесплатная; твои внуки стали учиться грамоте в украинских школах и были рады, когда им говорили, что они будут жить при коммунизме. Вместе со взрослыми школьники работали на каникулах в колхозе и леспромхозе. Много позже, повзрослев, я начал понимать, что навязанные нашему народу, не знавшему крепостного права, колхозы, по сути сделали его крепостным. Колхозы являлись жестокой, наиболее изощрённой, научно-обоснованной апологетами марксизма-ленинизма формой рабства от имени порабощенного народа. Во время Второй Мировой войны немцы на оккупированных ими советских территориях утвердили их существование, и колхозники в поте лица выполняли утверждённый в СССР план по сдаче сельхозпродукции уже нацисткой Германии. Из окна твоего дома, на Красном Плесе был прекрасный вид на Тису, и в половодье можно было наблюдать сплав дараб (огромных плотов), управляемых людьми. Это было великолепное зрелище! Лес не сплавляют теперь по Тисе, а возят на больших машинах с прицепами – лесовозах, и его уже почти весь вырубили. Из-за этого у нас часто случаются большие наводнения, похожие на всемирный потоп. Во время половодий мирная, ласковая река в считанные часы превращается в огромный бурлящий поток, неистово разрушающий на своем пути береговые укрепления, мосты, строения, дороги. Видно так и Река Времени, однажды выйдя из берегов, унесла куда-то в далекое прошлое Подкарпатскую Русь, её историю, а заодно смыла часть нашей памяти. Но новые времена принесли не только это. Когда мне исполнилось девять лет, случилось событие, благодаря которому мы лучше жить не стали, но возгордились: человек впервые полетел в космос! Мы думали, что на небо (по крайней мере, так нам внушала учительница английского языка). Ей – яростной противнице любой религии – казалось, что вопрос о существовании Бога разрешен раз и навсегда. Наш космонавт его там не видел, следовательно, Бога не существует. Что она и пыталась вдолбить в наши несмышленые головы. Хотя даже нам, детям, было понятно, что люди и не могут увидеть Бога воочию. Впрочем, в спор мы с ней не вступали и искренне удивлялись тому, как можно жить на свете, не веруя. Нам, несмышленышам, в скором времени предстояло во всей красе увидеть разнузданную богоборческую кампанию, инициированную Н.С. Хрущевым, последствия которой предстоит пожинать не одному поколению. Тогда в селах и городах многие церкви закрыли и разрушили, у других сломали купола и колокольни, сняли кресты и приспособили для хозяйственных нужд. Как-то незаметно во многих домах стали появляться самогонные аппараты – маленькие заводики по изготовлению водки в домашних условиях. Появилась новая традиция – по праздникам и прочим поводам, а то и без повода, - пить водку. Постепенно люди втянулись в пьянство, начали сквернословить. И во многие семьи пришла беда. Но нас Бог миловал. У моего отца, как и у тебя, одиннадцать детей. Девять сыновей и две дочери. Все выросли и стали нормальными людьми. И если бы ты был жив, то тебе, наверное, не хватило бы и целого года, чтобы приехать к каждому из нас и погостить. Так разбросала нас судьба. И, Слава Богу, никто из нас не оступился, не приобрёл дурной репутации. Старший брат мой Дмитрий стал прорабом. Очень много домов построено его руками в твоем родном городе Рахове. Брат Василий живет в России, в Саратовской области, работал управляющим в зерносовхозе, а теперь стал фермером. Говорят, очень известный человек. Я стал офицером. Все мы работали не покладая рук, с верой в Бога воспитывали и крестили детей, по праздникам старались выбраться в церковь. Хотя это и не приветствовалось. Однажды меня направили в длительную командировку в Восточную Германию, где я с удивлением увидел, как вера в Бога и социализм соседствуют, не мешая друг другу. Жаль, что этот опыт не получил распространения у нас. А когда началось большое переустройство огромной страны, люди, вместо того, чтобы переосмыслить все, что делалось прежде, понять ошибки свои, стали просто разрушать, растаскивать то, что с таким трудом возводили. И огромная страна рухнула, похоронив под обломками многих своих граждан. Похороненными оказались и мечты миллионов пожить лучшей жизнью. Сейчас твоя родина принадлежит Украине, а я живу в России, в далеком сибирском городе Красноярске. И я здесь не один русин. В Красноярске обосновались многие наши – выходцы из Подкарпатской Руси. И стали заметными гражданами. Рождение в Карпатах, славных своими лесами, видимо, наложило отпечаток на всех нас. Большинство земляков работает в лесной отрасли. А я много лет пишу о природе. Она здесь, конечно, другая, но такая же манящая и неповторимая. Говорят, что медведь на гербе Подкарпатской Руси, хранящегося ныне в Королевском Дворце в Пражском Граде, похож на сибирского лохматого мишку. Случайно ли это – одному Богу известно… В Украине людям живется непросто, но отдельные горячие головы вместо того, чтобы решать дела насущные, теперь заняты главной, на их взгляд, заботой – переводят фамилии своих граждан с русского языка на украинский. Нашим краянам к такому не привыкать. Мы помним времена, когда после присоединения нашего края к Украине, на украинский язык переводили исторические названия наших сел, городов, даже имена. Твой сын и мой дядя Штефан стал Степаном. Для наших мест имя диковинное. Теперь добрались и до фамилий. Если эта практика получит в Украине повсеместное распространение, то соседи Ковачи могут стать Ковалями, Сидоры – Торбами. В Украине живет немало людей с венгерскими, чешскими, польскими, румынскими фамилиями. Не думаю, что все они будут рады получить новые фамилии. А ведь наши имена и фамилии это уже то, последнее, что объединяет русинов и не даёт забыть о нашей Родине – Подкарпатской Руси. В настоящее время верховная власть Украины отказывается восстановить русинскую национальность и историческое название нашей родины, предоставить ей автономию, хотя в той или иной форме за это высказались почти 80 процентов населения Закарпатья еще 15 лет тому назад. К огромному сожалению, в России ничтожно мало знают о Подкарпатской Руси и братьях-русинах, и, уж тем более, не знают о тяжелой работе, проводимой патриотами, по возрождению идентичности русинского народа, украинизированного Сталиным и другими адептами интернациональной идеи. А напоследок хочу рассказать тебе о твоем свате, моем дедушке по материнской линии, Иване Даныше. И о том, что с ним приключилось после изгнания оккупантов из нашего края. В отличие от тебя, он был человеком политически активным и настроенным критически как к венграм, так и чехам. Его политические ожидания были устремлены на восток. Так вот. Когда немцы и венгры под нажимом советских войск покатились на запад, он, увидев приближающихся русских солдат, вышел к дороге приветствовать их. Может быть, это была разведка кавалерийского полка или передовой отряд горновьючной стрелковой части – все воины были на лошадях. Один из них обратился к дедушке: – Спички есть? Прикурить дай! Слово «прикурить» в переводе не нуждалось, а вот со словом «спички» вышел конфуз На русинском языке это прозвучало буквально как «прикурить от печки». Наверное, солдат сильно озадачил деда такой необычной просьбой. Солдат, в свою очередь, видя пожилого, но еще крепкого мужчину в добротной одежде, стоящего у большого дома с необычно застекленной верандой и крытого керамической плиткой (что по тому времени было большой роскошью), уже был настроен недружелюбно и, скорее всего, посчитал его «классовым» врагом. Дед ответил, что у него нет «прикурить с печи», печь не горит (у русинов печь – это та часть печки, где выпекают пасху, калачи на Рождество и хлеба, и из-за большого расхода дров топят редко). Не успел он сказать, что с удовольствием даст прикурить «пану вояку» обычным способом, как услышал в свой адрес грубую брань. В следующее мгновение верховой вскинул автомат – и грохнул выстрел! Пуля, пролетев в нескольких сантиметрах от плеча деда, прошила стену дома. То ли так пошутил солдат, то ли лошадь дернула, или по какой другой причине – но дед оказался даже не раненым. Только слишком близкий выстрел опалил его огнем, и зазвенело в ушах. Дед окаменел. Он пытался понять, что случилось. В это время на выстрел подъехал офицер. Узнав о произошедшем, он спешил солдата, забрал у него оружие, коня передал другому. А виновника инцидента куда-то под конвоем увели. Вот так встретились две мировые войны. Мог ли представить конный воин, что перед ним находился участник первой мировой войны, кричавший в окопах, во время братаний русским солдатам «гура!» (русское «ура!»), и что этот пожилой человек много лет состоял в прорусской партии, рискуя своей свободой и жизнью боролся за воссоединение с русскими. Пуля, выпущенная всадником, прошила насквозь не только стену дома, но всю жизнь деда. Он ушел в себя, никогда более политикой не интересовался. Любви или ненависти к русским не проявлял, плохо о них не отзывался, стал церковнослужителем. И о чем думал – известно одному Богу. Я могу только предполагать, какие мысли его посещали после пережитого унижения и морального подавления. Разве мог он представить, что вскоре после встречи с освободителями, которых он так ждал, его маленькая Русь потеряет все, чего с таким трудом добивалась многие годы и в конце-концов канет в Лету. Но не хотелось бы заканчивать грустными словами. Пусть, дорогой дед, мы с тобой никогда не виделись, записаны под разными национальностями, ты лежишь в земле далеко под Карпатами, а я живу в Восточной Сибири, мы были и остаёмся с тобой родными людьми, РУСИНАМИ. И ими останемся. Русин – это звучит гордо. Это действительно звучит! Русин – Руси сын»
Мирон Веклюк, русин с 1951 года. Ноябрь 2005 года. Красноярск ПРОДОЛЖЕНИЕ НА САЙТЕ ПОЗА.РУ:http://www.proza.ru/avtor/vekluk
>> Скрывать не стану, >> Много лет >> Я внук Саян и брат Алтая. quoted2
>В кои то веки каклы признаются, что они тюрки, т.к. и в Саянах и на Алтае обитают тюрки, некогда входившие в Монгольскую империю. quoted1
ВОЛКИ В ПОЭЗИИ НЕ СИЛЬНЫ.)))ЭТО МЕТАФОРА... ВСЕ МЫ ДЕТИ МАТУШКИ ЗЕМЛИ.)40 ТЫС. ЛЕТ ТОМУ, ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ БЫЛИ РОДСТВЕННИКАМИ. )ВОЛК, А СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЧТО-ТО ТАКОЕ НА СВЕТЕ, ЧТО БЫ ТЫ НЕ ОБКАКАЛ?. ВЕДЬ ТЫ ДАЖЕ НЕ ВОЛК... ТЫ РЯДИШЬСЯ В ЕГО ШКУРУ... ИЛИ ТЫ ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, НО У ТЕБЯ ЗАДАЧА ТАКАЯ. ТЫ ТАКИМ ОБРАЗОМ ЗАРАБАТЫВАЕШЬ СВОЮ ПАЙКУ ХЛЕБА. СКОРЕЕ ВСЕГО, ВОЛК, ЭТО ТАК. Я НА ТЕБЯ НЕ В ОБИДЕ... У КАЖДОГО СВОЯ СУДЬБА.
>> Скрывать не стану, >> Много лет >> Я внук Саян и брат Алтая. quoted2
>В кои то веки каклы признаются, что они тюрки, т.к. и в Саянах и на Алтае обитают тюрки, некогда входившие в Монгольскую империю. quoted1
А в кои-то веки на мордовских финно-угрских реках Нерль, Шитка, Вырка, Шижегда, Теза, Клязьма и на ее притоках Уча, Воря Шерна, Киржач, Пекша, Колокша, Уводь, Лух, Поля, Судогда ВДРУГ ПОЯВИЛИСЬ КАКИЕ-ТО РУССКИЕ? МОРДВИН, НЕ ГАВКАЙ НА СЛОВЯН, ПРАВОВ НЕ ИМЕЕШЬ!
> А в кои-то веки на мордовских финно-угрских реках Нерль, Шитка, Вырка, Шижегда, Теза, Клязьма и на ее притоках Уча, Воря Шерна, Киржач, Пекша, Колокша, Уводь, Лух, Поля, Судогда ВДРУГ ПОЯВИЛИСЬ КАКИЕ-ТО РУССКИЕ? quoted1
А в те веки, о которых ваш классик, Кулиш, писал... Як налягло на Русь татарське лихоліттє, Зісталось в Києві немовби тільки сміттє. На Клязьму й на Москву позабігали люде І визирали, хто з киян туди прибуде.
Русские из Киева на Москву подались, Зісталось в Києві немовби тільки сміттє.
>> А в кои-то веки на мордовских финно-угрских реках Нерль, Шитка, Вырка, Шижегда, Теза, Клязьма и на ее притоках Уча, Воря Шерна, Киржач, Пекша, Колокша, Уводь, Лух, Поля, Судогда ВДРУГ ПОЯВИЛИСЬ КАКИЕ-ТО РУССКИЕ? > > > А в те веки, о которых ваш классик, Кулиш, писал... > Як налягло на Русь татарське лихоліттє, > Зісталось в Києві немовби тільки сміттє. > На Клязьму й на Москву позабігали люде > І визирали, хто з киян туди прибуде.
> > > Русские из Киева на Москву подались, Зісталось в Києві немовби тільки сміттє. quoted1
ЛЕГКО НАМ ТЕПЕРЬ ГОВОРИТЬ О ТОМ СТРАШНОМ ВРЕМЕНИ... А ВРЕМЯ БЫЛО ТАКОЕ, ЧТО ЕСЛИ ВЫЖИЛ ЧЕЛОВЕК, ТО ЭТО БЫЛО УЖЕ ЧУДО. Я НЕ МОГУ ЗНАТЬ ТОЧНО, ЧТО ИМЕЛ В ВИДУ АВТОР ПИШУЧИЙ ЧТО В КИЕВЕ ОСТАЛОСЬ "НЕМОВБИ ТIЛЬКИ СМIТТЯ." ЗДЕСЬ ПОНЯТНО, ЧТО АВТОР СОМНЕВАЕТСЯ И НЕ ГОВОРИТ УТВЕРДИТЕЛЬНО. ПОЧЕМУ-ТО МНЕ ДУМАЕТСЯ, ЧТО АВТОР ИМЕЛ В ВИДУ КАРТИНУ ОСТАВШУЮСЯ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ КИЕВА ПОД НАТИСКОМ МОНГОЛОВ. КИЕВ ОТЧАЯННО ОБОРОНЯЛСЯ И БЫЛ ПОЧТИ ПОЛНОСТЬЮ СТЕРТ С ЛИЦА ЗЕМЛИ. В КИЕВЕ ЦЕЛЫМИ ОСТАЛИСЬ ВСЕГО 200 ДОМОВ. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ БЫЛО ПРЕВРАЩЕНО В "СМIТТЯ". Я СМЕЮ НАДЕЯТСЯ, ЧТО АВТОР ЭТИХ СТРОК ИМЕННО ЭТУ КАРТИНУ ИМЕЛ В ВИДУ. ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНИКИ КИЕВА И ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ УНИЧИЖИТЕЛЬНЫХ ОТЗЫВОВ О СЕБЕ. КИЕВ БЫЛ В ЧИСЛЕ ВСЕГО 14 ГОРОДОВ РУССКИХ ДЕРЗНУВШИХ ПРОТИВОСТОЯТЬ МОНГОЛАМ, А ОСТАЛЬНЫЕ, ЗНАЯ О ПОСЛЕДСТВИЯХ СОПРОТИВЛЕНИЯ МОНГОЛАМ, ПОКОРИЛИСЬ БЕЗ БОЯ.
..."І визирали, хто з киян туди прибуде." - ЭТО МОЖНО ПЕРЕВЕСТИ ПО СМЫСЛУ ТАК. (И СМОТРЕЛИ КТО ЕЩЕ ПРИДЕТ...КОМУ УДАЛОСЬ ЖИВИМ ВЫРВАТЬСЯ ОТТТУДА).
Мирослав Веклюк 13653 писал(а) в ответ на сообщение:
> Я СМЕЮ НАДЕЯТСЯ, ЧТО АВТОР ЭТИХ СТРОК ИМЕННО ЭТУ КАРТИНУ ИМЕЛ В ВИДУ. ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНИКИ КИЕВА И ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ИНИЧИЖИТЕЛЬНЫХ ОТЗЫВОВ О СЕБЕ quoted1
> А в кои-то веки на мордовских финно-угрских реках Нерль, Шитка, Вырка, Шижегда, Теза, Клязьма... quoted1
Прикметно, що саме в ареалі вісло-дніпровського блоку культур гребінцево-накольчастої кераміки зосереджені дуже архаїчні слов’янські гідроніми, окремі з яких є похідними ще від індоєвропейської праоснови22. Найархаїчніші, за висновками відомого російського лінгвіста О. М. Трубачова, локалізуються в Наддністрянщині (Сопот, Мочац, Стебник тощо), на Волині (Стир, Стубло, Жерев та ін.) і Середній Наддніпрянщині (Трубіж, Говтва, Супой тощо)23. Доволі велика група давньослов’янських гідронімів досліджена в Пороссі (Тупча, Гобежа, Росава, Гончища) і на Ірпені (Ірпінь, Бабка)24. Значна кількість автохтонних слов’янських водних назв (Вижва, Вілія, Іква, Клязьма, Небель, Прип’ять, Утора) зафіксована в межиріччі Західного Буга і Случі – притоки Горині25. http://aratta-ukraine.com/text_ua.php?id=334
> Мирослав Веклюк 13653 писал(а) в ответ на сообщение:
>> Я СМЕЮ НАДЕЯТСЯ, ЧТО АВТОР ЭТИХ СТРОК ИМЕННО ЭТУ КАРТИНУ ИМЕЛ В ВИДУ. ГЕРОИЧЕСКИЕ ЗАЩИТНИКИ КИЕВА И ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЯ НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ ИНИЧИЖИТЕЛЬНЫХ ОТЗЫВОВ О СЕБЕ quoted2
> > Да уж не о людях, точно, Кулиш писал..... quoted1
НУ ПОЧЕМУ ЖЕ?.. КУЛИШ ПИСАЛ И О ЛЮДЯХ, СОБЫТИЯХ, И О ВРЕМЕНАХ... УПОМИНАЛ ОН И О НЕЛЮДЯХ.