В советский период "народное хозяйство" страны стояло на четырёх "китах", в качестве которых выступали машиностроение, металлургия, химическая промышленность и агропром. При этом масштабы производства были впечатляющими. Так, численность занятых в автомобилестроении составляла 1,5 млн. человек, Украина занимала первое место в мире по выпуску автобусов, третье - по выпуску грузовых автомобилей и шестое - по производству легковых. Минеральные удобрения и серная кислота производились в количествах, больших, чем, например, в Германии.
Однако с тех пор многое изменилось
Ситуация усугубляется очень высокой степенью износа инфраструктуры. Так, износ производственных фондов железных дорог достигает 80%, износ локомотивов - 92%. У 90% блоков украинских теплоэлектростанций расчётный ресурс был исчерпан ещё пять лет назад. У 72,5% блоков исчерпался и "разрешенный индивидуальный ресурс", после достижения которого их эксплуатация запрещена. Страна столкнётся с дефицитом энергии в ближайшие несколько лет.
Рассмотрим нынешнее состояние и перспективы ключевых отраслей украинской экономики. Когда-то гигантский украинский машиностроительный комплекс в основном мёртв - за такими локальными исключениями, как тепловозостроение, дающее треть машиностроительного экспорта страны. Оборудование в среднем изношено на 70%, продукция, как правило, неконкурентоспособна ни на внутреннем, ни тем более на внешнем рынке. Как итог - производство падает нарастающими темпами. В 2012-м машиностроение снизило объёмы выпуска на 6%. При этом в особенно жёсткой форме кризис проявился к концу года - в декабре 2012 г. уровень производства упал на 19% по сравнению с декабрём 2011-го.
Картина в наиболее технологичных отраслях выглядит ещё более удручающе. Так, украинский авиапром занят в основном досборкой самолётов, "недостроенных" в советское время. Типичные темпы сборки новых самолётов - одна машина в два года. АНТК им. Антонова убыточен и при этом нуждается примерно в $300 млн инвестиций. Единственный шанс "фирмы" на выживание - заказы российского министерства обороны, однако ценой контракта является перенос части производства в РФ. Украинский авиапром ещё может выжить, но... в очень большой степени в России.
о самолетах: «Договариваясь о совместном производстве АН-70, Минобороны Российской Федерации предполагало закупить 70 самолетов, затем – 60, в предпоследний раз – 16. Теперь – ноль. Потому что Россия начала производить военно-транспортные самолеты Ил-476. Ведь любое предложение сохраняет актуальность определенный срок. Ну, так мир устроен! И так работает мое руководство. Если в течение определенного периода, ответ не поступает, Россия вынуждена искать альтернативу. http://2000.net.ua/2000/forum/sosedi/88776
Украинское сельскохозяйственное машиностроение испытало образцовый коллапс - так, выпуск тракторов составляет лишь 3,5% от советского уровня. При этом отрасль продолжает падение - например, производство тракторов в 2012-м упало на 22,7%, сеялок - практически вдвое.
Однако самое показательное зрелище представляет собой автопром. Численность занятых в отрасли за два десятилетия сократилась в... 150 раз, с 1,5 млн. до 10 тыс. Собственно говоря, украинский автопром как таковой попросту перестал существовать - в основном сейчас речь идёт об отвёрточной сборке с крайне низкой степенью локализации (26%). При этом даже такая "промышленность" в буквальном смысле слова "испаряется". Так, в 2012 году производство легковых автомобилей сократилось на 28,5%, а январь 2013 года показал падение на 76,2% по сравнению с предыдущим месяцем. Производство стало в буквальном смысле штучным - так, в январе было произведено 14 коммерческих автомобилей и 28 автобусов.
В мире наблюдается значительный избыток металлургических мощностей. По оценке "Эрнст энд Янг", более четверти мировой металлургии является "лишней". Украине, таким образом, предстоит предельно жёсткая и плохо оплачиваемая конкуренция на перенасыщенном рынке - и она эту конкуренцию проиграет. Качественного преимущества у страны нет - в экспорте преобладают полуфабрикаты, неспециализированный товар с низкой добавленной стоимостью. Конкуренция, таким образом, может быть только ценовой - однако на этом поле у Украины мало шансов.
Местная металлургия - откровенный анахронизм. Например, почти половина украинской стали выплавляется в устаревших мартеновских печах (для сравнения, в России - 9,8%) и только 3,8% - в электродуговых печах (в РФ - 26,9%). Архаичная технология, во-первых, убивает преимущество Украины в стоимости рабочей силы - мартены требуют для обслуживания в 2,5 раза больше персонала, чем современные кислородно-конвертерные печи. Во-вторых, резко увеличивает затраты энергии и сырья: так, на Украине на одну тонну стали тратится на 20% больше энергии, чем в Китае и ЕС; на одну тонну чугуна - 520-550 кг кокса против 350-400 кг у конкурентов. В итоге себестоимость украинской стали выше российской, несмотря на кратно меньшие зарплаты рабочих.
Ситуация в химической отрасли на этом фоне выглядит относительно благоприятной. За годы независимости Украина утратила "сложную" химию, превратившись в весьма специализированного поставщика азотных удобрений. Крайняя узость внутреннего рынка делает отрасль предельно зависимой от экспорта. Отрасль недоинвестирована, себестоимость производства растёт, и намного выше, чем в России - благодаря чему россияне активно теснят украинцев на их собственном рынке. Тем не менее, высокие цены на азотные удобрения поддерживают украинскую химическую промышленность на плаву.
В целом, при сохранении нынешних тенденций Украине предстоит трансформация в аграрно-сырьевую страну с деградировавшей инфраструктурой - своего рода "молдавизация". При этом очевидно, что растущее сельское хозяйство не сможет поглотить "высвобождающиеся" рабочие руки. Так, для той же Молдавии характерен традиционно высокий уровень безработицы. Безусловно, процесс деиндустриализации Украины будет сопровождаться политическим кризисом и, вероятно, фрагментацией страны.
ну вообщем как то так
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Всего в 2011 году россияне поставили на рынок Украины 571 тысячу тонн удобрений. Видимо бизнес у россиян идет неплохо, так как, согласно недавно обнародованной информации, крупнейший российский поставщик «Агроцентр Еврохим-Украина» в 2010 году заработал на импорте российских удобрений в Украину ни много ни мало 1 миллиард 250 миллионов гривен.
металлургия: Горно-металлургический комплекс достался Украине от УССР, и вообще практически не расширялся. Более того, металлургическая промышленность Украины за все 20 лет не модернизировалась. Хуже того, даже простого воспроизводства основных фондов в этой отрасли не осуществлялось. А потому разговор уже непосредственно об украинской металлургии мы начнем с детального обозрения ее материально-технического и технологического состояния.
Украина одна из немногих стран мира, в металлургии которой сохранились производственные процессы, прекратившие свое существование в развитых странах мира десятки лет назад. Мы единственная страна в мире, где в мартеновских печах выплавляется примерно 45% стали (в конвертерах — 51%, в электропечах — около 4%), и которая не реализует стратегию замены мартеновского производства более эффективными способами плавки.
Непрерывным способом разливается всего 13,5%выплавленной стали. Мартены в Украине устарели не только морально, но и физически. Сверх нормативных сроков эксплуатируется около 80% мартеновских печей, доля же устаревших конвертеров составляет 26%. Таким образом, половина отечественной стали производится на оборудовании, срок эксплуатации которого давно истек.
«В экономическом плане главным пунктом было поддержание стабильности в условиях мирового кризиса, и мы это сделали. Год заканчивается небольшим, но все-таки ростом экономики. К большому сожалению, мы не достигли большего – того, что намечали. Потому что внешние рынки и мировой рынок который год подряд демонстрируют «экономический пессимизм, а дискриминационная цена на газ продолжает душить развитие нашей экономики. Мы вынуждены рассчитывать только на собственные силы»
как обычно это "Кризис" и "Маскали", а ОНИ все делали правильно
Вчера в Минэнерго опубликовали статистику, согласно которой убытки от выпуска товарной продукции государственных шахт в I квартале выросли на 52%, до 3,6 млрд грн. А в марте этот показатель вырос в 2,6 раза, до 1,3 млрд грн.