> Что такое духовность? > > Духовность – это умение и готовность нести поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось. > Духовность - это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажер духовного развития.
> Духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь. > Духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения. > Духовность – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека. quoted1
Я связываю духовность только с религией. Корень то от слова дух или душа. А в них надо поверить и только тогда можно верить в духовность человека или называть верующих людьми духовными ибо они в это верят и над этим работают. Все остальное имеет свои понятные имена и не зачем их заменять духовностью, иначе путаница в понятиях . Для меня сострадание, доброта, образованность, цельность мировоззрения ( а разве оно бывает не цельное?) это вещи разные.
Русская духовность это явление, охватывающее народное сознание как целостный национальный феномен, присущий именно и только русскому народу. Она проявляется как: ответственность за Россию и свой народ; соборность («На миру и смерть красна»); тяготение к размышлениям о том, что такое Россия, в чем ее сущность, призвание и место в мире; сильная межпоколенная связь (русский народ любит «родниться»); сердечное восприятие красоты и доброты мира, целостное их постижение, а не вразбивку по аспектам и частям; целостно-синтетическое разумение; поиск смысла своего отношения к Богу; совестливость как основа нравственной оценки своих и чужих поступков (генетическая тяга к справедливости). Даже в периоды своего нравственного и экономического падения русский человек остается русским по особому признаку духовности как способу его отношения к себе и миру. Русская духовность определяется также широтой географии России. Она подчиняет себе пространство и время.
Ценностный геном, культ правды, поиск смысла жизнь через осознание добра и любви входит в ценностные основания самоопределения человека и того, не всегда ясно определяемого, феномена, который может быть назван русской духовностью. Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа, это его духовный лик перед другими народами мира, это то, что И.А.Ильин назвал «духовным организмом России», это самосознание народа. Это постоянный поиск смысла жизни русским человеком, отлитый в народной культуре, литературе, живописи, музыке, танцах, архитектуре, в идеале жизни по скрижалям добра, любви и общего дела, в духовных подвигах святых Русской Земли, канонизированных Русской Православной Церковью. Русская духовность пронизана космосом, она есть постоянное вопрошание о месте человека во Вселенной, о его предназначении в настоящем и будущем, она есть духовное измерение русской культуры, которая в свою очередь отражает все «токи» культурного взаимодействия племен и народов на Земле на протяжении веков и тысячелетий. Примером русского духовного вопрошания является своеобразное «письмо» древнего русича – новгородца к своей душе и через это обращение – к нам потомкам, высеченное на стене Мартирьевской паперти Софийского Собора Великого Новгорода в XII веке («Граффити из мартирьевской паперти»): «И реку: – О, душа моя! Почему нежишься, почему не восстанешь, почему не помолишься, Господу своему? Почему добра жаждешь, сама добро не творя?». Творить добро – таково предназначение человека, смысл его жизни в представлении пращуров русского народа. Через добротоделание становится правда на Земле и справедливость, потому что без добра нет любви, а без любви нет добра и жизни вообще. Духовность – это свернутая в каждом человеке историческая память народа, а, следовательно – и память культуры. Нет разума, как и нет культуры, вне памяти. «По глубокому счету любая сущность есть свернутая память. Сущность более глубокого порядка одновременно несет в себе смысл более глубокой памяти. Если память разрушается, то уничтожается сущность, остается одна оболочка, одна форма без сущности, без содержания». Русский и советский мыслитель, ученый, деятель культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев подчеркивает: «Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно навыки. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени… Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести» .
Мне любопытно до смехоты, как люди пытаются определить неопределимое. Уже 7 страниц накатали... А всё зря. Хотя с самого начала это было известно. Это ясно уже на стадии рассудка, не говоря о разуме. Мышление всегда антиномично. Можно прийти в пределе к прямо противоположным определениям. Значит, где-то надо остановиться. При явной неполноте определений.
> Состояние после сытного обеда. На третий день после последнего обеда человек забывает о духовности напрочь, и ищет где бы чего пожрать. quoted1
На этот раз ВЕГС меня удивил, в самом хорошем смысле.. Единственно, с чем могу поспорить - это "на третий день"! ВЕГС, вы либо аскет, либо на диете Три! дня! Уж день куда ни шло А если честно, часа 4, 5-максимум...
⍟ Dieter Hiftler (romulus), Так я вроде сразу сказала-определения четкого нет. Каждый свое видение просто показал. Если не возможно определить то и говорить об этом не нужно?
> Мне любопытно до смехоты, как люди пытаются определить неопределимое. Уже 7 страниц накатали... А всё зря. > Хотя с самого начала это было известно. > Это ясно уже на стадии рассудка, не говоря о разуме.
> Мышление всегда антиномично. > Можно прийти в пределе к прямо противоположным определениям. > Значит, где-то надо остановиться. При явной неполноте определений. quoted1
> Русская духовность пронизана космосом, она есть постоянное вопрошание о месте человека во Вселенной, о его предназначении в настоящем и будущем, она есть духовное измерение русской культуры, которая в свою очередь отражает все «токи» культурного взаимодействия племен и народов на Земле на протяжении веков и тысячелетий. quoted1
Изыде сеятель сеяти семена своя.
Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды; Рукою чистой и безвинной В порабощенные бразды Бросал живительное семя — Но потерял я только время, Благие мысли и труды.....
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
Кто прав...Пушкин али...?...
"Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!..."...
> > Вот видите..и вам есть где в очередной раз колкость вставить)) quoted1
Колкость...улыбнули...своей "духовностью"...)
Скажите...а для чего будоражить...толпу...поисками духовности...ведь это может привести к...самоунижению (все мы грешны)...Показывая самых самых...святых...таки...становишься самым самым..."великим грешником...?...)