Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Что такое рациональность по Попперу

Dieter Hiftler
21 1532 20:16 31.03.2017
   Рейтинг темы: +1
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
Научная рациональность по К. Попперу. (и даже рациональность вообще!) трактуется им как критичность (научной) рефлексии, способность (научных) положений быть опровергнутыми. В своей статье «О рациональной теории традиций» Поппер дает малоизвестное читателю определение науки как критики традиции.

Научная рациональность по К. Попперу. (и даже рациональность вообще!) трактуется им как
критичность (научной) рефлексии, способность (научных)
положений быть опровергнутыми. В своей статье
«О рациональной теории традиций» Поппер дает
малоизвестное читателю определение науки как критики традиции.

«То, что мы называем нау­кой,— пишет он,— отделяется от старых мифов не потому, что само по себе отличается от мифа, но по­тому, что сопровождается традицией второго поряд­ка — критическим обсуждением мифа. До этого суще­ствовали лишь традиции первого порядка (некрити­ческие.— Авт.)... в некотором смысле наука есть изо­бретение мифов, как и религия. Вы скажете: „Но научные мифы так отличаются от религиозных". Конечно, различие существует. Но в чем оно?»

Отвечая на этот вопрос, Поппер трактует науку как
форму рефлексивного осмысления любой познавательной традиции — осмысления, связанного с критической оценкой результатов познания и нацеленного на не­прерывное развитие познавательной деятельности.

См.: Popper K. Towards a rational theory of tradition // Conjectu­re and refutations: The growth of scientific knowledge. Lon­don, 1963.


Наме­чается некоторое отступление от категорического
отождествления рациональности с рациональностью
науки. Примером тому, например, служит позиция
западногерманского философа Г. Андерсона, который
ищет новые аргументы в пользу попперовского поня­тия рациональности, заявляя о его применимости к преодолению антиномии факта и ценности. Так, науку обычно рассматривают как гипотетическое опи­сание эмпирической реальности (фактов). Политика, напротив, конструирует желательную социальную организацию, имея своим объектом то, что должно быть (идеал). Наука как исследование фактов, про­цедура выработки средств познания и критическая рефлексия обычно противопоставляются политике как реализации социального идеала, выдвижению социальных ценностей как области творчества. Но су­щее и должное, средства и цели, критика и творче­ство органически предполагают друг друга, считает Андерсон, поскольку реально сочетаются в процедуре
принятия решения, характерной и для науки, и для
политики:
«Решения необходимы не только в политике, но и в науке. В науке не существует метода, ведущего к абсолютной истине, и мы должны выби­рать между имеющимися гипотезами. Такой выбор основывается на критическом исследовании обсуждаемых гипотез». Но критичность свойст­венна политике так же, как творчество — науке. Ра­циональность вообще состоит в балансировании меж­ду творчеством и критицизмом: «Творчество и
критика не противоположны, а дополняют друг друга,
и их взаимодействие существенно для любой сферы
человеческой культуры» .


Андерсон отходит здесь, вслед за Поппером, от сциентистской трактовки рациональности, видя сходство науки и ненауки
в одинаково рациональном способе решения про­блем.


Андерсон оправдывает свою позицию, апеллируя
к истории методологии и истории политических уче­ний. В методологии споры вокруг проблемы соотно­шения контекстов открытия и обоснования фактически закончилась констатацией, что «в науке нет ни метода открытия, ни метода обоснования. Истина в ее обна­женной и абсолютной красоте недоступна нам. В этом причина того, что нам приходится использовать „ме­тод гипотез в науке не только для нахождения гипотез,
но и для их принятия. Даже после критического иссле­дования гипотеза остается потенциальным заблужде­нием». Андерсон подчеркивает, что конста­тация данного положения вещей составляет камень преткновения для современной методологии, но попперовский критицизм с ним справляется. Он не га­антирует истины, хотя и не предполагает ее недо­стижимости, но вносит некоторый порядок и смысл в выбор между гипотезами благодаря требованию не только проверять их при помощи фактов, но и сами факты подвергать проверке.

В постановке проблемы политической рациональ­ности Андерсон следует тому же способу рассужде­ния. Абсолютные моральные и политические ценности выдвигаются консерваторами как альтернатива миро­воззренческому нигилизму и скептицизму, связанным с либеральными и радикалистскими доктринами. И те
и другие не видят относительности различий между
«закрытым» и «открытым» обществами. Догматизм не
спасает от нигилизма, а критика отнюдь не обяза­тельно ведет к социальному кризису, хотя и не может сама по себе предохранить от него. Подлинно демо­кратическое общество предполагает философскую кри­тику политических и моральных норм. Тем самым обеспечивается мобильность общественных отноше­ний — в таком обществе все находится в руках лю­дей, а не безличных институтов, и остается шанс
не допустить тирании и догматизма, с одной стороны,
и анархии и иррационализма —с другой. Именно та­кое общество, согласно Андерсону, воплощает в себе идеал рациональности.

Австрийский философ К. Сэлмен занимает еще более апологетическую позицию по отношению к попперовской социальной философии, утверждая, что «ряд критериев, задаваемых ею, может быть ис­пользован для критического исследования политиче­ского мировоззрения и идеологии» .

Основной своей задачей Сэлмен избирает критику идеоло­гии, которую он, вслед за Поппером, трактует в духе социологии знания. Рациональная политическая философия очищает общественное сознание от идеологических стереотипов
и сама избегает таких моделей мышления — тогда
она соответствует, по мнению Сэлмена, критериям
научности.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Кocтo
Кocтo


Сообщений: 57748
20:18 31.03.2017
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
> Что такое рациональность по Попперу
quoted1
тема о применимости/нет фальсифицируемости к философии?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
20:23 31.03.2017
Кocтo (Кocтo) писал(а) в ответ на сообщение:
>

не только, здесь пример с социологией и политологией (Германия, Австрия, важно -- на континенте, а не у англосаксов)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93738
20:30 31.03.2017
Dieter Hiftler (romulus),

Правильно ли я понимаю, что труд Поппера по критерию научности - чистой воды философия?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
20:38 31.03.2017
kroser8 (kroser8) писал(а) в ответ на сообщение:
>
> Правильно ли я понимаю, что труд Поппера по критерию научности - чистой воды философия?
quoted1

Здесь тока его небольшая статья, а не труд, откуда видно, что "критерий научности" есть только "маленькая проблемка " более крупной проблемы рациональности. И в этой (малодоступной) статье Поппер обощает этот случай не только на научность теории, но и на ее рациональность, то есть, переносит этот критерий и на гуманитарные науки, вообще на весь процесс познания. А не только на естественные науки (что считаются "наукой" у англосаксов, а не на континенте).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93738
20:43 31.03.2017
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> kroser8 (kroser8) писал(а) в ответ на сообщение:
>>
>> Правильно ли я понимаю, что труд Поппера по критерию научности - чистой воды философия?
quoted2
>
> Здесь тока его небольшая статья, а не труд, откуда видно, что "критерий научности" есть только "маленькая проблемка " более крупной проблемы рациональности. И в этой (малодоступной) статье Поппер обощает этот случай не только на научность теории, но и на ее рациональность, то есть, переносит этот критерий и на гуманитарные науки, вообще на весь процесс познания. А не только на естественные науки (что считаются "наукой" у англосаксов, а не на континенте).
quoted1

Хорошо, но ведь это ЧИСТО философия? Вообще, скорей всего - НАУКОВЕДЕНИЕ.. но само науковедение - философия?..
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
20:47 31.03.2017
Вчера Соловьев завернул на своем Вечере об "имманентности и трансцендентности политических процессов"... оговорившись,
что "вряд ли большинство" это поймет...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
20:52 31.03.2017
kroser8 (kroser8) писал(а) в ответ на сообщение:
> Хорошо, но ведь это ЧИСТО философия? Вообще, скорей всего - НАУКОВЕДЕНИЕ.. но само науковедение - философия?..
quoted1

есть около 300 определений философии...

наука - это по-разному на континенте и у англосаксов

всё это требует плюрализма в определениях и конвенциональности (договорности)

Поппер дает малоизвестное читателю определение науки как критики традиции.

- Ну "критика традиции" - это же не всё! - А где же "прогностическая функция"???
Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93738
20:55 31.03.2017
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> наука - это по-разному на континенте и у англосаксов
>
> всё это требует плюрализма в определениях и конвенциональности (договорности)
quoted1

Интересно только, проходит ли сам критерий поппера тест на "рациональность" и "научность"? Иными словами, возможно ли такое в принципе..
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
21:03 31.03.2017
kroser8 (kroser8),

ну, после того как Поппер побывал в Москве в ИНституте философии и разбомбил там "теорию материаклистиечской диалектики", РАН теперь за Поппера - в плане предпочтений (ломать так ломать).

Но немцы не совсем с ним согласились и выпустили Диалектику в 5 толстенных томах... Может, в последний раз?

Хотя я также скептически настроен к диалектике - вне отношений с Поппером - ДИАЛЕКТИКА ПРИМЕНИМА К ПРОШЛОМУ, а не к будущему.
В будущем она ничего не предсказывает. Ну так а для прошлого зачем это нужно. ИМХО.

Берем феодализм (тезис) в Афгане, добавляем социализм СССР (антитезис) получаем синтез == ЧТО ЭТО?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  kroser8
kroser8


Сообщений: 93738
21:07 31.03.2017
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> Хотя я также скептически настроен к диалектике - вне отношений с Поппером - ДИАЛЕКТИКА ПРИМЕНИМА К ПРОШЛОМУ, а не к будущему.
> В будущем она ничего не предсказывает. Ну так а для прошлого зачем это нужно. ИМХО.
quoted1

Философия вообще мало что может предсказать.
Но Поппер может быть ценен хотя бы в отношении выявления "наука" - "лженавука", в финансовом отношении: на что можно давать гранты, хотя бы.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
21:11 31.03.2017
kroser8 (kroser8) писал(а) в ответ на сообщение:
> Философия вообще мало что может предсказать.
quoted1

ну если это методология науки - то предсказывает выбор методов и соотвественно результатов исследований

но материалистическая диалектика позиционировался как метод научного предсказания - на основе "законов"
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
21:13 31.03.2017
kroser8 (kroser8) писал(а) в ответ на сообщение:
> Но Поппер может быть ценен хотя бы в отношении выявления "наука" - "лженавука", в финансовом отношении: на что можно давать гранты, хотя бы.
quoted1

но его критерий эмпирический, а не умозрительный --- в прошлый раз говорили об этом уже

то есть, подтверждения надо искать эмпирически, значт тратить деньги
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Кocтo
Кocтo


Сообщений: 57748
21:15 31.03.2017
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
> Кocтo (Кocтo) писал(а) в ответ на сообщение:
>
> не только, здесь пример с социологией и политологией (Германия, Австрия, важно -- на континенте, а не у англосаксов)
quoted1
дружище, сформулируй, пжл, одним вопрос - какой ответ в теме искать будем
чес слово хочу зацепиться языком, но предмета найти не могу
про применение поппера я очень даж нормально знаю, но в естественных науках
и вот пока не могу понять какая связь его с философией
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Кocтo
Кocтo


Сообщений: 57748
21:18 31.03.2017
влезу -
kroser8 (kroser8) писал(а) в ответ на сообщение:
> Интересно только, проходит ли сам критерий поппера тест на "рациональность" и "научность"? Иными словами, возможно ли такое в принципе..
quoted1
это то же самое что проверить 2х2=4
т.е поппер - это просто правило, условность, договоренность между людьми о границе до которой еще выдумка-сказка (игры разума, сознание), а посте которой уже наука (природа, приборы)
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Что такое рациональность по Попперу
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия