И далее Ленин развивает свою мысль: "Точно так же, как познание человека отражает независимо от него существующую природу, т.е. развивающуюся материю, так общественное познание человека (т.е. разные взгляды и учения философские, религиозные, политические и т.п.) отражает экономический строй общества. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. – Полн. собр. соч., т. 23, с. 44.
"Историю делает – рассуждает г. Михайловский – "живая личность со всеми своими помыслами и чувствами". Совершенно верно.
Но чем определяются эти "помыслы и чувства"? Можно ли серьезно защищать то мнение, что они появляются случайно, а не вытекают необходимо из данной общественной среды, которая служит материалом, объектом духовной жизни личности и которая отражается в ее "помыслах и чувствах" с положительной или отрицательной стороны, в представительстве интересов того или другого общественного класса?" Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. – Полн. собр. соч., т. 1, с. 423.
Утверждая, что общественное бытие определяет общественное сознание, марксисты говорят и об обратном воздействии общественного сознания на общественное бытие К примеру:
."..Хотя материальные условия существования являются primum agens (первопричиной. – Ред.), это не исключает того, что идеологические области оказывают в свою очередь обратное, по вторичное воздействие на эти материальные условия".. . Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту, 5 августа 1890 г. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 370.
Сознание вторично по происхождению, но является отражением бытия. Но, возникнув как отражение внешнего мира, сознание способно потом воздействовать на окружающий мир, на бытие, активно участвовать в преобразовании его: оно способствует его развитию или тормозит его.
Сознание как отражение не может воздействовать само по себе на то, чьим отраженном оно является.
Непосредственное прямое воздействие на бытие, на окружающий мир оказывает человек своей преобразующей деятельностью.
Но воздействие сознания на бытие нельзя понимать так, будто сознание человека создаёт новые законы природы и общества. /b]
Человек в результате практической деятельности получает возможность н а основе познания объективно существующих закономерностей сознательно воздействовать на окружающий его мир.
К примеру, Колумб знал что Земля (материя) имеет форму шара, а потому был уверен, что плывя на запад он в конце концов уткнётся в сушу, откроет неизвестные на то время новые земли.
> К примеру, что означает этот твой перл: > "первичность производственных отношений по отношению к прочим".... > К каким таким прочим конкретно? quoted1
Обратимся к букварю: общественная жизнь протекает в различных сферах - экономика, политика, быт, семья, суд, школа, больница... Так вот, согласно марксизму, отношения в сфере экономики - прежде всего производственные отношения - определяют отношения между людьми во всех остальных сферах. Если ты наемный рабочий, а я твой работодатель, то ты будешь пресмыкаться предо мной не только на "рабочем месте", но и во всех других сферах... Если нас пригласят на какое-либо общественное мероприятие, то тебя доставят в автобусе, а за мной пришлют лимузин... Если к тебе будут обращаться на "ты", то ко мне исключительно на "вы"... Если за двойку твоего сына-школьника будут ругать тебя, то за двойку моего сына будет нагоняй учителю... Если за украденную булку хлеба тебе назначат тюремный срок, то мне за гораздо более серьезное преступлаение сделают лишь замечание о "превышении полномочий"... И т.д., и т.п.
> То что «общественное бытие определяет их сознание» действительно имеет в своём основании философский тезис о первичности материи и вторичности сознания, который считается главным вопросом философии. quoted1
Вы повторяете рассуждения совковых марксистов "в законе", не включая свои мозги. Если же хотите попробовать действительно осмыслить сказанное вами, вот вам домашнее задание: попробуйте осознать разницу между высказваниями: "материя первична по отношению к сознанию" и "общественное бытие определяет общественное сознание"... А также попробуйте доказать, что "общественное бытие" = "материя".
> Изменить природу людей невозможно /по крайней мере, в настоящее время/. Поэтому социальный и гуманитарный прогресс возможен только на пути постепенного ограничения алчности хищников: сегодня им запретили есть сородичей, а завтра следует ограничить степень эксплуатации, которой они могут подвергать травоядную братию; иначе говоря - законодательно установить соотношение между размером прибыли и фондом заработной платы... > А дальше..? quoted1
> Чем определяются взаимоотношения между волками и овцами? Исключительно природой этих животных. Можно ли изменить характер этих оношений на основе пропаганды принципов «гуманизма» и «товарищеского сотрудничества»? quoted1
Гуманизм Человечность! А не Волчизм и не Овечность!
> Искусство рифмы требует жертвы смысла. > > А теперь получился афоризм. quoted1
Бывает, что нарушение смысла приводит к появлению супер-афоризмов! Например, знаменитый черномырдинский: "Никогда такого не было, и вдруг - опять!" , или произведение киевского градоначальника: "Это могут понять не только лишь все!"
> > Кстати, многие работники любят считать прибыль своего работодателя.... А если вы так хорошо умеете считать, почему бы вам не открыть собственный бизнес и уж там реализовать по полной все свои мечты и чаяния? quoted1
Вот кто вас за язык тянул, Z_O_V? В США все "открыли собственный бизнес и реализовывают по полной все свои мечты и чаяния".
>> >> Кстати, многие работники любят считать прибыль своего работодателя.... А если вы так хорошо умеете считать, почему бы вам не открыть собственный бизнес и уж там реализовать по полной все свои мечты и чаяния? quoted2
> >
> Вот кто вас за язык тянул, Z_O_V? В США все "открыли собственный бизнес и реализовывают по полной все свои мечты и чаяния". > > Каковы люди, таковы и их общественные отношения. quoted1