Катастрофы были всегда. И всегда будут. Всякая система может дать сбой, тем более техническая. И все-таки катастрофы, настигающие Россию в последнее время, отличаются тремя особенностями: частотой, обилием человеческих жертв и поведением людей. В последние годы число техногенных катастроф очевидным образом растет, и прогноз неутешителен. Специалисты объясняют это изношенностью оборудования, инфраструктуры, плохой организацией контроля и управления. Вероятно, все так и есть. Количество жертв ужасает. Среди нескольких десятков наиболее развитых стран, по которым Организация экономического сотрудничества и развития составляет ежегодные отчеты, Россия по уровню смертности на дорогах занимает первое место и вдвое(!) превосходит по этому печальному показателю находящуюся на втором месте Словакию. Почему в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет людей больше всего? Почему при катастрофах в России гибнет столько детей?
Возможно, причина многих российских бед в поведении людей. Зачастую оно просто поражает. При недавней катастрофе самолета под Петрозаводском большая часть людей, случайно оказавшихся рядом, первым делом начала снимать гибель пассажиров на видеокамеры своих мобильных телефонов. То же самое делали люди с проходивших мимо тонущей "Булгарии" двух других теплоходов.
Почему капитаны грузовых судов "Арбат" и "Дунайский-66" остались равнодушны к тонущим и пренебрегли требованием закона оказать помощь терпящим бедствие? Неужели плата за сбой рабочего графика и дороже человеческой жизни? Почему члены команды не вцепились в глотку капитанам с требованием оказать помощь гибнущим? Вряд ли все они такие черствые люди и законченные злодеи. Скорее всего они даже сочувствовали погибающим. Проблема их в том, что они не могли принять решение. Они не могли поступить вопреки обычаям и правилам, которые предписывают выполнять указания непосредственного начальства и не проявлять лишней инициативы.
Это неспособность к принятию самостоятельных решений обычно оправдывается мнимой невозможностью что-либо изменить, ссылками на отсутствие обязанности, в конце концов, банальной поговоркой "моя хата с краю". Но в основе такого поведения лежит личная безответственность и конформизм, воспитанный десятилетиями жизни в несвободе. Десятилетиями людей приучали к коллективному поведению и предостерегали от самостоятельных решений. В критических ситуациях это проявляется в нравственной убогости.
Что мешало команде "Булгарии", осознававшей весь риск выхода в плавание с поломанным двигателем, перегрузом от избытка пассажиров и недопустимым креном на правый борт, не только роптать по поводу предстоящего плавания, но и забастовать, спасая и свою жизнь, и жизнь пассажиров? Что мешало капитану Островскому, наверняка видевшему все опасности плавания в речной шторм на этом "плавучем гробу", отказаться от риска и остаться в порту? Неужели только экономическая заинтересованность и боязнь остаться без работы? Вряд ли. Инстинкт жизни не слабее жажды наживы. Им всем и каждому в отдельности мешала внутренняя неспособность пойти против своего начальства, принять решение, которое было бы не в обычаях и правилах сегодняшней российской жизни.
Похожим образом, к сожалению, повели себя и несчастные пассажиры "Булгарии", уже заметившие странный крен на правый борт, знавшие о поломке одного из двигателей и даже уговаривавшие капитана прекратить плавание. Принять решение, которое могло бы спасти им жизнь, они не сумели.
Каждый может поставить себя на их место. Все ли мы готовы отстаивать свои права и свою правоту до последней возможности? Жизнь в несвободе и привычка не перечить начальству или просто большинству делают нас заложниками трагических событий.
Поиск виновных идет в обычном режиме. Государство указывает на человеческий фактор и нарушения правил безопасности. Свободолюбивые комментаторы обвиняют государство, неспособное обеспечить гражданам безопасность. И то и другое верно лишь отчасти.
Владельцы судоходной компании и персонал теплохода нарушили, видимо, многие законы и инструкции, но не государство ли создало все условия для привычного нарушения законов? Государство, конечно, виновато, что не может обеспечить хотя бы минимальный надзор за соблюдением законов и инструкций, но не в интересах ли обычных граждан самим обращать на это внимание хотя бы в самых очевидных и рискованных случаях?
Позиции государства и его критиков - это две стороны одной медали, название которой патернализм. Государство ищет и наказывает "крайних", а пострадавшие - все наше общество - пытается свалить всю ответственность на государство. Это оно должно за всем следить, все устраивать и решать все наши проблемы. Только оно, а не мы сами.
Без сомнения, нынешней власти такой подход нравится - он гарантирует сильное государство и слабое общество. Что еще нужно авторитаризму?
Успокаивает, однако, то, что не все подчиняются страху и равнодушию. Третье судно, проходившее мимо затонувшей "Булгарии", оказало помощь терпящим бедствие. Капитан этого судна Роман Лизалин организовал спасательную операцию и спас 76 человек. Морякам помогали находившиеся на борту теплохода пассажиры. Капитану Лизалину 30 лет, он вырос в уже относительно свободной стране.
А может, дело еще и в название теплохода, спасшего тонущих, - "Арабелла". Именно так назывался корабль в популярном романе Рафаэля Сабатини, капитан которого Питер Блад был образцом истинного благородства. Имя обязывает, даже если это имя корабля.
С участившимися в России катастрофами не справится ни государство, только и умеющее ужесточать давно не работающие законы, ни народ, доверивший свою судьбу недееспособному государству. Общество само должно брать на себя ту ответственность, с которой не справляется власть. Хотя бы ради сохранения жизни.
Мишо, ты стабильно постишь высеры со сраней.ру и подобного дерьма и указываешь свой статус - "коммунист". Это идеально иллюстрирует анекдот про ситуацию в бане - Абг`ам, Ви или кг`естик снимите, или тг`усы оденьте. Вызывает когнитивный диссонанс.
> Десятилетиями людей приучали к коллективному поведению и предостерегали от самостоятельных решений. В критических ситуациях это проявляется в нравственной убогости. quoted1
Это когда к такому приучали? Если это намёк на советско-коммунистическое прошлое, то далёкий от истины. Насколько помню, годы СССР дали стране тысячи Героев Советского Союза за боевые заслуги, раз в 10 людей совершивших подвиг (в настоящем смысле этого слова), и десятки тысячь Героев Труда. Допустим 100 из них были "дутыми", но это капля в море. Как можно совершить подвиг не умея принимать самостоятельные решения? Есть варианты ответа?
> Это когда к такому приучали? Если это намёк на советско-коммунистическое прошлое, то далёкий от истины. Насколько помню, годы СССР дали стране тысячи Героев Советского Союза за боевые заслуги, раз в 10 людей совершивших подвиг (в настоящем смысле этого слова), и десятки тысячь Героев Труда. Допустим 100 из них были "дутыми", но это капля в море. Как можно совершить подвиг не умея принимать самостоятельные решения? Есть варианты ответа?
Спорно Михаил. Не вижу объективности. Потому что автор не сказал о самом главном: два десятилетия подряд на всех каналах ТВ идёт по сути одно: убийство в жителях России сочувствия, совести, понятия чести, взаимовыручки. Все фильмы и передачи за эти двадцать лет имели лишь эту цель. Вот с подобного и нужно было начинать статью, если она претендует на какое-то право осуждать равнодушие.
> Спорно Михаил. Не вижу объективности. Потому что автор не сказал о самом главном: два десятилетия подряд на всех каналах ТВ идёт по сути одно: убийство в жителях России сочувствия, совести, понятия чести, взаимовыручки. Все фильмы и передачи за эти двадцать лет имели лишь эту цель. Вот с подобного и нужно было начинать статью, если она претендует на какое-то право осуждать равнодушие. > > quoted1
Такие пробелы у автора есть. Написать об этом-осудить либерализм. Для либерала это катастрофа.
Но ведь рассматривать этот случай без поиска корней такого поведения людей - просто трепология. Не так ли?
П.С. Я хочу сказать вот что: если пресса лишь для того чтоб осветить событие но не копать глубже, не много от неё проку. Ну да, написал автор что это плохо. А почему - не стал доискиваться. И ведь не из глупости. Чего ж он хочет от других людей?
> Потому что автор не сказал о самом главном: два десятилетия подряд на всех каналах ТВ идёт по сути одно: убийство в жителях России сочувствия, совести, понятия чести, взаимовыручки. Все фильмы и передачи за эти двадцать лет имели лишь эту цель. quoted1
Ну и как,... пресыщение наступает? Подташнивает уже? По моему результат-то, "пропаганды" обратный..... А.... может вполне предсказуемый и ожидаемый? М?
> Катастрофы были всегда. И всегда будут. Всякая система может дать сбой, тем более техническая. И все-таки катастрофы, настигающие Россию в последнее время, отличаются тремя особенностями: частотой, обилием человеческих жертв и поведением людей. В последние годы число техногенных катастроф очевидным образом растет, и прогноз неутешителен. Специалисты объясняют это изношенностью оборудования, инфраструктуры, плохой организацией контроля и управления. Вероятно, все так и есть. > Количество жертв ужасает. Среди нескольких десятков наиболее развитых стран, по которым Организация экономического сотрудничества и развития составляет ежегодные отчеты, Россия по уровню смертности на дорогах занимает первое место и вдвое(!) превосходит по этому печальному показателю находящуюся на втором месте Словакию. Почему в дорожно-транспортных происшествиях в России гибнет людей больше всего? Почему при катастрофах в России гибнет столько детей? > > Возможно, причина многих российских бед в поведении людей. Зачастую оно просто поражает. При недавней катастрофе самолета под Петрозаводском большая часть людей, случайно оказавшихся рядом, первым делом начала снимать гибель пассажиров на видеокамеры своих мобильных телефонов. То же самое делали люди с проходивших мимо тонущей "Булгарии" двух других теплоходов. > > Почему капитаны грузовых судов "Арбат" и "Дунайский-66" остались равнодушны к тонущим и пренебрегли требованием закона оказать помощь терпящим бедствие? Неужели плата за сбой рабочего графика и дороже человеческой жизни? Почему члены команды не вцепились в глотку капитанам с требованием оказать помощь гибнущим? Вряд ли все они такие черствые люди и законченные злодеи. Скорее всего они даже сочувствовали погибающим. Проблема их в том, что они не могли принять решение. Они не могли поступить вопреки обычаям и правилам, которые предписывают выполнять указания непосредственного начальства и не проявлять лишней инициативы. > > Это неспособность к принятию самостоятельных решений обычно оправдывается мнимой невозможностью что-либо изменить, ссылками на отсутствие обязанности, в конце концов, банальной поговоркой "моя хата с краю". Но в основе такого поведения лежит личная безответственность и конформизм, воспитанный десятилетиями жизни в несвободе. Десятилетиями людей приучали к коллективному поведению и предостерегали от самостоятельных решений. В критических ситуациях это проявляется в нравственной убогости. > > Что мешало команде "Булгарии", осознававшей весь риск выхода в плавание с поломанным двигателем, перегрузом от избытка пассажиров и недопустимым креном на правый борт, не только роптать по поводу предстоящего плавания, но и забастовать, спасая и свою жизнь, и жизнь пассажиров? Что мешало капитану Островскому, наверняка видевшему все опасности плавания в речной шторм на этом "плавучем гробу", отказаться от риска и остаться в порту? Неужели только экономическая заинтересованность и боязнь остаться без работы? Вряд ли. Инстинкт жизни не слабее жажды наживы. Им всем и каждому в отдельности мешала внутренняя неспособность пойти против своего начальства, принять решение, которое было бы не в обычаях и правилах сегодняшней российской жизни. > > Похожим образом, к сожалению, повели себя и несчастные пассажиры "Булгарии", уже заметившие странный крен на правый борт, знавшие о поломке одного из двигателей и даже уговаривавшие капитана прекратить плавание. Принять решение, которое могло бы спасти им жизнь, они не сумели. > > Каждый может поставить себя на их место. Все ли мы готовы отстаивать свои права и свою правоту до последней возможности? Жизнь в несвободе и привычка не перечить начальству или просто большинству делают нас заложниками трагических событий. > > Поиск виновных идет в обычном режиме. Государство указывает на человеческий фактор и нарушения правил безопасности. Свободолюбивые комментаторы обвиняют государство, неспособное обеспечить гражданам безопасность. И то и другое верно лишь отчасти. > > Владельцы судоходной компании и персонал теплохода нарушили, видимо, многие законы и инструкции, но не государство ли создало все условия для привычного нарушения законов? Государство, конечно, виновато, что не может обеспечить хотя бы минимальный надзор за соблюдением законов и инструкций, но не в интересах ли обычных граждан самим обращать на это внимание хотя бы в самых очевидных и рискованных случаях? > > Позиции государства и его критиков - это две стороны одной медали, название которой патернализм. Государство ищет и наказывает "крайних", а пострадавшие - все наше общество - пытается свалить всю ответственность на государство. Это оно должно за всем следить, все устраивать и решать все наши проблемы. Только оно, а не мы сами. > > Без сомнения, нынешней власти такой подход нравится - он гарантирует сильное государство и слабое общество. Что еще нужно авторитаризму? > > Успокаивает, однако, то, что не все подчиняются страху и равнодушию. Третье судно, проходившее мимо затонувшей "Булгарии", оказало помощь терпящим бедствие. Капитан этого судна Роман Лизалин организовал спасательную операцию и спас 76 человек. Морякам помогали находившиеся на борту теплохода пассажиры. Капитану Лизалину 30 лет, он вырос в уже относительно свободной стране. > > А может, дело еще и в название теплохода, спасшего тонущих, - "Арабелла". Именно так назывался корабль в популярном романе Рафаэля Сабатини, капитан которого Питер Блад был образцом истинного благородства. Имя обязывает, даже если это имя корабля. > > С участившимися в России катастрофами не справится ни государство, только и умеющее ужесточать давно не работающие законы, ни народ, доверивший свою судьбу недееспособному государству. Общество само должно брать на себя ту ответственность, с которой не справляется власть. Хотя бы ради сохранения жизни. > > Александр Подрабинек
Статья очень близка к истине. У людей действительно подавили тенденции к принятию самостоятельных решений , сделали их инертными и нерациональными по отношению к собственной жизни. Не работает даже инстинкт самосохранения, который у биологических существ является одним из основных. Кроме того, люди запуганы, СМИ и административными ресурсами, внутренне демобилизованны под давлением ощущения абсолютной бесперспективности. Естесственно, всё это работает не на людей, а против них, и стоит в ряду пресловутых причин человеческих жертв, техногенных и даже природных катастроф, потому как субстратно-энергетической связи в системе человек-общество-природа никто не отменял и бумеранг природно-человеческого взаимодействия и взаимовлияния как вечный маятник неустанно синтезирует свой событийный причинно-следственный фактор.