> У якутов и язычество есть. Почему в него никто не инвестирует? Я требую, чтобы государство и на него выделяло деньги! > quoted1
Якутам следует отстаивать свои права и на этом даже неплохо зарабатывать.
Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», вышедший на экраны в 2009 году, снят по мотивам якутского национального эпоса «Олонхо». Такое заявление сделал министр культуры Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов, посетовавший при этом на то, что самой Якутии нечего противопоставить американской киноиндустрии, которая якобы пользуется мотивами и сюжетами якутского фольклора.
Джеймса Кэмерона и его сценаристов, работавших над «Аватаром», обвиняют в присвоении чужих идей далеко не первый раз. В конце прошлого года, например, сразу два американских писателя-фантаста независимо друг от друга обвинили режиссера в том, что его фильм использует сюжеты их произведений. Нанесенную им обиду писатели оценили с размахом: один из них — Брайант Мур потребовал от Кэмерона и кинокомпании 20th Century Fox $2,5 млрд.
Министр культуры Якутии в суд подавать, по счастью, не собирается, и вообще контекст его высказывания таков, что «Аватар» только к слову пришелся, но уровень претензий все равно примечателен. Судя по всему, в плагиат записаны общие представления жителей планеты Пандора о мироздании, а также священное древо богини Эйвы, чем, мол, не мировое древо из якутского эпоса.
> Фильм Джеймса Кэмерона «Аватар», вышедший на экраны в 2009 году, снят по мотивам якутского национального эпоса «Олонхо». quoted1
Ну это полная ерунда... я о фильме... Рекламу хорошую сделали, в спецэффекты невероятную тучу вечно зелёных вложили, народ повёлся... Я заснул на этом фильме, туфта полная...
Январь 2010
Писатель Борис Стругацкий обвинил режиссера «Аватара» Джеймса Кэмерона в плагиате. По словам 76-летнего фантаста, сюжет картины, покорившей уже миллионы зрителей, взят из знаменитого цикла романов братьев Стругацких «Мир полудня», вышедшего в середине 60-х годов.
- Американцы «позаимствовали» нашу идею, - говорит Борис Натанович. - Это очень неприятно. Но не судиться же мне с ними?
Во всех интервью, которые режиссер Джеймс Кэмерон дал после начала триумфального шествия своего «Аватара» по планете, он утверждает: сценарий картины был написан им лично еще в 1995 году. Рассказывая об этом, создатель «Титаника», мягко говоря, лукавит: планета Пандора из фильма «Аватар» со всей ее флорой и фауной появилась тремя десятилетиями раньше в цикле романов «Мир полудня» братьев Стругацких.
Вот так описывается созданный Стругацкими мир Пандоры в литературных энциклопедиях: «Пандора - популярный курорт планетарного масштаба. Большая часть ее покрыта джунглями, полными опасной неземной фауной вроде ракопауков и тахоргов. По некоторым сведениям, в пандорианских лесах сосуществуют по крайней мере две гуманоидные цивилизации. Несмотря на нечеловеческие усилия служб безопасности, каждый год на Пандоре гибнут и калечатся десятки людей».
«Аватар» словно иллюстрирует книги Стругацких. Например, в романе «Беспокойство» на Пандору попадает и поселяется у аборигенов биолог Михаил Сидоров. В фильме Сидоров превращается в морского пехотинца Джейка Салли. В книгах Стругацких коренные жители планеты напоминают собак, в фильме - кошек. Сам Кэмерон однажды назвал свой фильм «приключением в джунглях с экологическим подтекстом, выходящим на мифический уровень повествования».
- Мы создали целый мир, целую экосистему из фантасмагорических растений и существ, и местных жителей с богатой культурой и собственным языком, - рассказывает режиссер журналистам. - Источником вдохновения для сценария служили книги научной фантастики, прочитанные в детстве.
И если о романах Эдгара Райса Берроуза в качестве исходного материала Кэмрон все же упомянул, то о знаменитом «Мире полудня» Стругацких он не проронил ни слова. 76-летний писатель, узнав об этом, лишь грустно улыбается.
- На фильм, скорее всего, не пойду, - говорит Борис Натанович. - Хотя было бы любопытно, что в Голливуде сделали из нашей идеи.