Казалось бы, воровство нефти из магистральных нефтепроводов ведрами или маленькими бензовозами уже ушло в прошлое. Однако современная ситуация в этом бизнесе изменилась не в лучшую сторону. Те, кто раньше довольно успешно похищал нефть и нефтепродукты небольшими партиями, сейчас работает по-крупному.
Бывшего председателя совета директоров вьетнамской государственной нефтегазовой компании Petro Vietnam Нгуен Суан Шона суд приговорил в столице страны Ханое к смертной казни за хищение государственных средств в особо крупном размере, заведомое нарушение государственных нормативных актов в управлении экономикой, повлекшее за собой значительные потери бюджетных средств, использование служебного положения в целях личного обогащения и хищение государственных средств в особо крупном размере. Его действия привели к общим потерям банка и государственного бюджета в размере более 160 миллионов долларов.
.
При этом эти люди — уже далеко не мелкие воришки, а настоящие высококвалифицированные мошенники, которые нередко объединяются в организованные преступные группировки. Да и вёдрами уже никто не ограничивается: воруют по-крупному.
Фото: evrogaz.com Фото: evrogaz.com
Порой хищения достигают несколько сотен тонн. И всё это благодаря новейшим техническим достижениям. В среднем, по оценкам специалистов, в Российской Федерации ежегодно в неизвестном направлении исчезает около 5 миллионов тонн нефти. Среднегодовой ущерб от мошенников составляет около 800 миллионов долларов. Эти цифры отражают только прямые потери от хищений.
Не меньше уходит на ремонтные работы и восстановление экологической ситуации в местах врезов. Эксперты ПАО «Транснефть» уже давно бьют тревогу. Только из их трубопроводов ежегодно похищают более 100 000 тонн «чёрного золота».
Масштабы хищений набирают всё более серьёзный характер. Несмотря на новейшие разработки, которые применяет компания, не всегда удаётся оперативно отреагировать и поймать злоумышленников. Частенько полиция просто разводит руками. С одной стороны, не настолько широко распространены их полномочия, чтобы ловить нефтяных «браконьеров», с другой — есть предположение, что в некоторых регионах силовые структуры сами «крышуют» этот бизнес и находятся в доле.
В ведомстве «Транснефть» находится более 50 000 магистральных нефтепроводов, поэтому именно её доходы страдают в первую очередь. Специалисты компании уже неоднократно обращались в экспертный совет с целью привлечь внимание к проблеме. Информация, предоставленная «Транснефтью», носит шокирующий характер: масштаб краж и уровень экологической угрозы не только не уменьшается, но с каждым годом всё интенсивнее растёт. Только за период с 2003 по 2012 годы было выявлено более 4 500 несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы. Самыми популярными для злоумышленников районами являются Самарская, Иркутская, Ленинградская области и Республика Дагестан. Конечно, относительно того периода прецедентов стало меньше благодаря инновационным техническим системам защиты, которые «Транснефть» регулярно модернизирует. Но, если здраво посмотреть на ситуацию, то количество преступлений такого рода должно быть, в идеале, вообще единичным и стремиться к нулю. Для преступников основной проблемой является переработка нефти. Её просто так не зальёшь в бензобак, например. В чистом виде он непригодна для использования. Основная доля переработки ворованного «золота» приходится на мелкие НПЗ, которые достаточно распространены в России. Некоторые специалисты предполагают, что строительство таких производств не обходится без помощи администрации и правоохранительных органов, поскольку очень сложно не заметить такое крупное производство.
Современные воры выкачивают нефть сейчас при помощи целых систем подземных скважин. Порой их длина может доходить до 10 километров. Некоторые «профессионалы» даже строят подземные бункеры, которые оборудованы пультами управления и местом для работы оператора. Специалисты утверждают, что самостоятельно организовать такую систему невозможно. Для создания настолько сложной структуры требуются существенные финансовые влияния, поэтому нередко нефтяные воры объединяются в группировки. Как рассказывал изданию «РБК» заместитель вице-президента компании Сергей Хардыкин, иногда в составе ОПГ оказываются и сотрудники безопасности самой «Транснефти». По его словам, охраной нефтепроводной системы в компании занимается более 14 000 человек. Некоторых из этих людей подвергают преследованию, нередки и случаи подкупа охранников. Людей на преступления против своего работодателя толкает банальная жажда наживы. Хотя, надо сказать, компания «Транснефть» достаточно неплохо оплачивает труд своих специалистов по безопасности.
> При этом эти люди — уже далеко не мелкие воришки, а настоящие высококвалифицированные мошенники, которые нередко объединяются в организованные преступные группировки. Да и вёдрами уже никто не ограничивается: воруют по-крупному. quoted1
Если попался — значит это фрайер, любитель. Настоящие специалисты воруют до гробовой доски, находясь в почёте и уважении.
> В СССР как раз такое хищение было невозможно,…. quoted1
Хищения в СССР были настолько частым явлением, что даже существовала такая организация как ОБХСС. И тема не столько о хищении, а именно о загрязнении нефти.