«Дальше - ядерные боеголовки?» Авиаэксперт о краже приборов с «самолета судного дня»
Бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич в эфире НСН признался, что удивлён уровнем охраны столь важного объекта: украли не шпионы, а свои, полагает он...
"Названы подозреваемые в краже из самолета судного дня"
Транспортная полиция Ростовской области подозревает сотрудников Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени (ТАНТК) и Г. М. Бериева в краже 39 радиоблоков из «самолета судного дня» в Таганроге
Раскрыты траты на охрану обворованного российского самолета «судного дня»
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) имени Бериева (Ростовская область) потратил на охрану аэродрома, где обворовали российский Ил-80, известный как самолет «судного дня», 24,1 миллиона рублей ....
Из-за грабежа российского самолета "судного дня" могла быть раскрыта гостайна страны
Вчера, 7 декабря, стало известно о обворовывании российского самолета “судного дня” Ил-80. Как оказалось, злоумышленники, совершившие данное преступление, могли получить доступ к гостайне.По словам полковника в отставке Михаила Ходаренока, речь идет...
Ограбление века. Кто украл секретное оборудование с самолёта «судного дня»?
Военные эксперты справедливо заметили, что уникальные электронные блоки, находящиеся на борту Ил-80, могли интересовать «гражданских» лишь в том случае, если речь идёт об обычных охотниках за цветным металлом. Применить решения и технологии передачи кодированного сигнала на борт атомохода с ядерными ракетами на борту в гражданской сфере нельзя.
Кража оборудования с борта одного из самых засекреченных самолётов в России — не рядовое событие с последствиями как для тех, кто это совершил, так и для тех, по чьей вине это произошло. Уникальное оборудование с радостью купят в десятке стран мира, в том числе в США и странах НАТО.
Такие объекты, как самолёт Ил-80, созданный для управления войсками, в том числе и ядерными силами, всегда находятся под особой охраной. Летают такие машины регулярно, но частой эксплуатацию авиации для третьей мировой назвать нельзя — для поддержания лётной годности они время от времени поднимаются в небо и (редко) принимают участие в учениях сил ядерного сдерживания. Обокрасть этот самолёт в пункте постоянного базирования на подмосковном аэродроме Чкаловский (именно там находятся все четыре борта, построенных для «судного дня»), невозможно — три кольца охраны, пропускная система, датчики присутствия, камеры и регулярные внеплановые рейды направлены на то, чтобы ни один злоумышленник не проник на территорию объекта.
Кража, совершённая на территории научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г. М. Бериева в Таганроге, куда самолёт прибыл для проведения планового ремонта, любопытна сразу по нескольким причинам.
Большие последствия Во-первых, место преступления, скорее всего, было выбрано ворами неслучайно. Охрана на аэродроме Таганрог-Южный не такая строгая, как в Чкаловском, меньше лишних глаз. Источники Лайфа в Минобороны, опрошенные сразу после инцидента, выразили уверенность, что попытка кражи оборудования на аэродроме базирования в Чкаловском неизбежно привела бы как минимум к жёсткому задержанию воров, хотя по правилам военная охрана и специалисты ФСБ, дежурящие на месте 24 часа в сутки, даже имеют право открывать огонь на поражение.
Во-вторых, с борта самолёта была украдена аппаратура, сам факт присутствия которой на борту — государственная тайна. Особенность системы 83Т120 «Полёт» состоит в том, что она может принимать команды специалистов Генштаба и командования Минобороны и умеет передавать команды и коды в нескольких диапазонах на подводные лодки, стратегические ракетоносцы и другие носители ядерного оружия. Любопытно, что за год до этого замминистра обороны России Алексей Криворучко сообщал, что НПП «Полёт» приступило к модернизации Ил-80.
По замыслу военных, машины второго поколения могли бы пробыть в составе 8-й авиационной дивизии особого назначения как минимум до 2035−2040 года. Однако, по словам военного эксперта Игоря Панкратенко, теперь эти самолёты придётся срочно модернизировать ещё раз.
Даже если оборудование не вывезли за пределы страны и даже если воров найдут — придётся проводить модернизацию. Это утечка секретных данных. По уровню ущерба это можно сравнить с угоном Беленко МиГ-25 в Японию. Учитывая важность Ил-80 в структуре управления ядерными силами, последствия могут быть масштабными
По поводу того, что сейчас раздувают, якобы там коды какие-то были, — это вряд ли. Добраться до таких сведений невозможно, они есть только у высшего командного состава войск, у министра. А вот изучить технологию, по которой, например, сделана огромная антенна, через которую подлодкам в океане передают команду на применение ядерного оружия — это запросто. Аналогичные российским самолётам борты есть только в США, поэтому, кому могут быть интересны такие данные, думайте сами