По лингвистическим и историческим данным, евреи начинают проникать из Ирана и Месопотамии в Восточное Закавказье не позже середины VI века н. э., где они селились (в его восточных и северо-восточных районах) среди населения, говорящего по-татски, и переходили на этот язык, вероятно, в связи с подавлением восстания Мар Зутры II в Иране (одновременно с движением маздакитов) и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента. Еврейские поселения Кавказа были одним из источников иудаизма в Хазарском каганате. В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, Ирака и Византии.[2]
Наиболее ранние материальные памятники горских евреев (надгробные стелы в районе города Маджалис в Дагестане) относятся к XVI веку. Существовала сплошная полоса поселений горских евреев между Кайтагом и районом Шемахи. В 1742 году горские евреи были вынуждены спасаться от Надир-шаха, в 1797—1799 — от Казикумухского хана. Вхождение Кавказа в состав России спасло их от погромов в результате феодальных междоусобиц и насильственного обращения в ислам. В середине XIX века горские евреи поселяются за пределами первоначальной этнической территории — при русских крепостях и административных центрах на Северном Кавказе: Буйнакске (Темир-Хан-Шуре), Махачкале (Петровск-Порт), Андрей-ауле, Хасавюрте, Грозном, Моздоке, Нальчике, Джегонасе и др.
В 1820-е годы отмечены первые контакты горских евреев с российскими евреями-ашкеназами, упрочившиеся в конце XIX века в процессе развития Бакинского нефтедобывающего района. В конце XIX века началась эмиграция горских евреев в Палестину. Впервые учтены как отдельная общность в переписи 1926 года (25,9 тыс. чел.).
В 1920—30-е годы развивались профессиональная литература, театральное и хореографическое искусство, пресса. В середине 20-х годов XX века в Дагестане горские евреи проживали в селах — Ашага-араг, Мамраш (теперь Советское), Хаджал-кала, Хошмензиль (теперь Рубас), Аглоби, Нюгди, Джараг и Маджалис (в еврейской слободе). В это же время была предпринята попытка переселения части горского еврейского населения в Кизлярский район. Там были образованы два переселенчиских поселка имени Ларина и имени Калинина, но большая часть жителей этих поселков покинула их[3]. Татский язык в 1938 году провозглашён одним из 10 официальных языков Дагестана. С 1930 года был создан ряд горско-еврейских колхозов в Крыму и Курском районе Ставропольского края. Большая часть их жителей погибла во время холокоста в конце 1942 года. В то же время, горские евреи, проживающие на Кавказе, в целом избежали преследований со стороны нацистов [4]. В послевоенное время преподавание и издательская деятельность на еврейско-татском языке прекращается, в 1956 году в Дагестане возобновляется издание ежегодника «Ватан советиму». Тогда же начинается поддержанная государством политика «татизации» горских евреев. Представители советской элиты, главным образом в Дагестане, отрицали связь горских евреев с евреями, регистрировались в официальной статистике как таты, составив подавляющее большинство этой общности в РСФСР.
В 1990-е годы основная часть горских евреев эмигрировала в Израиль, Москву и Пятигорск. Сохраняются незначительные общины в Дагестане, Нальчике и Моздоке. В Азербайджане в посёлке Красная Слобода (в черте города Куба) (единственное в диаспоре место компактного проживания горских евреев) воссоздаётся традиционный образ жизни горских евреев. Небольшие поселения горских евреев появились в США, Германии, Австрии.
В Москве община насчитывает несколько тысяч человек.
кладбище горских евреев в Нальчике
================================ Удивительный народ. До сих пор сохраняют иудаизм. По разным оценкам, чтобы выжить во враждебном кавказском окружении (по религиозным мотивам) ГЕ приходилось быть более жестокими, чем чеченцы, ингуши, лезгины, аварцы и пр. У них также был обычай воровства женщин, отсюда и пошли тейпы и рода в кавказских народах с "еврейским уклоном". Действительно, кто из их соседей добровольно породнится с иноверцем?
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
>и поселением его участников в новых укреплениях в районе Дербента.
В интернете: "Герой Советского Союза Абрамов Шетиель Семёнович : : Герои страны"
"Абрамов Шетиель Семёнович (1918-2004) - гвардии капитан. Родился в городе Дербент (Дагестан). Горский еврей. В 1941 году окончил Грозненское военное пехотное училище. Освобождал Одессу, Варшаву. Участвовал в штурме Берлина. 31 мая 1945 года Абрамову Шетиелю Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза. В 1949 году окончил Грозненский нефтяной институт ... "
В интернете: "Израилов Танхо Селимович - Википедия"
"Танхо Селимович Израилов (1917-1981) - советский дагестанский танцовщик (артист балета), балетмейстер, хореограф. Родился в Дагестане. По национальности - горский еврей. Учился в балетной школе в Баку. В 1955 году окончил ГИТИС. Участвовал в постановке кавказских танцев ... Ставил танцы в театрах Москвы. Народный артист РСФСР (1967). Народный артист СССР (1978) ... "
"Иллазаров Исай Иллазарович - гвардии старший сержант. Герой Советского Союза (1945). Родился в Нальчике. По национальности - горский еврей. Свой первый бой Иллазаров принял на подступах к Москве. В декабре 1941 года был тяжело ранен. Погиб 6 сентября 1944 года на латышской земле. В Нальчике есть улица имени Иллазарова."
"Жасмин (Сара Львовна Манахимова; 1977 г. р.) - российская певица, актриса. Родилась в Дербенте (Дагестанская АССР) в семье горских евреев. (Отец - балетмейстер, мать - дирижёр.) Гастроли певицы: США, Израиль, Испания, Канада, Казахстан, Латвия, Германия, Украина и др. Заслуженная артистка Республики Дагестан (2009)."
"Леви Меирович Шабаев (1970 г. р.) - Главный раввин Северо-Кавказского федерального округа России, Главный раввин Кабардино-Балкарской Республики и города Нальчик. Горский еврей. Родился в Нальчике. Закончил Духовную академию ... "
В интернете: "Мардахай Овшолум - легендарный горско-еврейский певец ... "
"Мардахай Овшолум родился в 1860 году в Дербенте в бедной семье. Раввин дал ему сведения по тюркско-азербайджанской, древнееврейской и персидской культуре ... Мардахай пел народные песни, сочинял сам ... Мардахай был беден, но всегда ходил с высоко поднятой головой ... "
В интернете: "Спортивный некрополь. Нусуев Шевалье Семандулович (1969-2005)"
"Нусуев Шевалье Семандулович родился 29 августа 1960 года в Махачкале. Горский еврей. Мастер спорта (вольная борьба, дзюдо, самбо). Заслуженный тренер СССР (дзюдо). Заслуженный тренер России (1996, вольная борьба). Основатель и президент Федерации детского спорта России. Награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997). Скончался 30 августа 2005 года в Москве от ран, полученных в результате бандитского нападения. Жена - чемпионка мира по фехтованию Белла Гемановна Нусуева."
В интернете: "Авшалумов Хизгил Давидович - Википедия"
"Хизгил Давидович Авшалумов (1913-2001) - прозаик, поэт, драматург. Писал на горско-еврейском и русском языках. Родился в пригороде Дербента (Дагестан). Участник Великой Отечественной войны. День Победы встретил в Берлине. В 1953 году окончил исторический факультет Дагестанского педагогического института в Махачкале. Награды: орден Отечественной войны I степени, медали, орден Дружбы народов ... "
> По разным оценкам, чтобы выжить во враждебном кавказском окружении (по религиозным мотивам) ГЕ приходилось быть более жестокими, чем чеченцы, ингуши, лезгины, аварцы и пр. quoted1
Чушь! На Кавказе, в отличие от некоторых "цивилизованых" краев нашей Матушки-Земли, религии уживались вполне мирно.
В интернете: "Герой Соц. Труда Илизаров Гавриил Абрамович :: Герои страны"
"Илизаров Гавриил Абрамович (1921-1992) - выдающийся советский хирург. По национальности - горский еврей. Прошёл путь от врача районной больницы до директора Курганского научного центра восстановительной травматологии и ортопедии. В 1951 году впервые ввёл в практику бескровное лечение переломов костей с помощью сконструированного им аппарата. 12 июня 1981 года Илизарову Гавриилу Абрамовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Илизаров - автор более 600 научных трудов ... "
В интернете: "Горские евреи. Электронная еврейская энциклопедия"
"Горские евреи проживают в основном в Азербайджане и Дагестане. В 1928 г. в Дербенте начала выходить газета горских евреев. В Дагестане к 1931 г. около 970 семей горских евреев были вовлечены в колхозы. В 1934 г. был создан ансамбль танцев горских евреев. В 1948-1953 гг. все школы горских евреев превратились в русскоязычные. Антисемитизм преследовал горских евреев и в послесталинское время ... "
В интернете: "Еврейские колхозы в Дагестане - Горские евреи. История, этнография, культура"
"В 1930-х гг. по всему СССР создавались колхозы. В 1930 г. в окрестностях Дербента появился еврейский колхоз им. Смидовича, в котором состояло 100 семей. В августе 1931 г. в Дагестане было уже 22 еврейских колхоза. К 1933 году на территории Дагестана существовало уже 27 колхозов горских евреев. В конце 1930-х гг. еврейские колхозы были ликвидированы и слиты с нееврейскими. Вторая мировая война внесла большие изменения. Мужчины ушли на фронт ... В конце 1960-х гг. по всей территории СССР колхозы начали преобразовывать в совхозы. Члены колхозов превратились в наёмных рабочих, и не могли получить даже частичных выгод от хороших урожаев, которых они добивались. В 1970-х гг. количество горских евреев (земледельцев и виноградарей) резко сократилось ... "