Правила форума | ЧаВо | Группы

Вне политики

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Русский и украинский мужской эпос. Русские былины и козацкие думы

Русский Посланник
30 1709 00:37 13.12.2019
   Рейтинг темы: +3
  Русский Посланник
Russkiyposlannik


Сообщений: 3740
Русские былины рассказывают о происходивших в русской древности реальных военных историях. В русских былинах главными героями постоянно были красивые блондины мужчины с физической сверхсилой. В русских былинах фигурировали фантастические персонажи и вещи, как Змей Горыныч, гигант Святогор, отрицательный персонаж с сверхспособностью (дуть) — Соловей Разбойник. У украинцев же был свой эпос, под названием «козацкие думы», часть историй которых была вымышленна.


Герои русских былин:

















У русских есть ясное представление о русском мужике

Герои украинских дум:

















А, у украинской национальности есть идея сильного украинского мужчины?

Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Русский Посланник
Russkiyposlannik


Сообщений: 3740
19:03 13.12.2019
Сообщение нарушает пункт 1.2.17 правил форума. Пользователю вынесено предупреждение!
> Просмотр недоступен

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
18:34 25.12.2019
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».

Не было никакого русского эпоса под названием былины.Не в одной из летописей никакие былины не упоминаются.

Если большинство людей знает про трех богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича, то это знания не из эпоса, а, скорее, из рецепции картины Васнецова «Богатыри», из лубочных пересказов и переделок советского и досоветского времени. Это не те эпические богатыри, которые побеждают чудовищ и так далее, это сводный образ. И если вы спросите какого-нибудь школьника, обычного человека про то, какие богатыри, вы услышите набор метафор, стереотипов, трафаретов, которые почерпнуты из мультфильмов, в частности, студии «Мельница». Это была совершенно замечательная тетралогия, сейчас уже, наверное, пенталогия: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» плюс еще «Три богатыря на дальних берегах». Это некоторый микс, сплав медиакультуры, книжной культуры, сплав лубочной культуры и небольшие элементы фольклорных текстов.

В фольклоре все совершенно по-другому. Мы знаем трех богатырей, а в фольклоре их около тридцати, в эпических текстах. И, в основном, говорят только об этих трех ровно потому, что их когда-то нарисовал Васнецов.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
18:36 25.12.2019
Небольшая преамбула. Былина — это жанр с установкой на достоверность. И аудиторией, и сказителями, и некоторыми исследователями, которые первыми стали собирать былины, те воспринимались как отражение истории. И они пытались всячески доказать свое предположение, искали в летописях какие-нибудь факты, которые помогли бы им представить, что эпос — это то самое отражение истории. Былина сама дает основание для такого предположения. Когда она поется, огромное количество лексических средств направлено на то, чтобы создать у вас такое ощущение достоверности. Это возгласы аудитории, сам сказитель, который все время это подтверждает, топонимы, соотносимые с реальными, имена.

В реальности дело обстоит не совсем так. То есть, никакого отношения прямо-таки к реальности в эпосе не существует. Эпос — это такая большая машина. Представьте себе снежный ком, который проходит по определенным историческим периодам, и время от времени в этот снежный ком какие-то камушки вкрапляются из реальной истории. Это дополнительные маркеры, которые позволяют человеку, который не занимается эпосом, не занимается фольклором, полагать, что это отражение реальных событий. Взять Илью Муромца. Одно из распространенных заблуждений, что богатырь Илья Муромец в былине и святой Илья Муромец — это одно и то же лицо. В действительности все гораздо сложнее. Этот культ Ильи, но не Муромца, а святого Ильи в Киево-Печерской лавре, возникает где-то веке в XIV, может быть, в XV или XVI. Достоверных свидетельств у нас об этом нет. И в XVII веке происходит очень странная штука: уже всем известны былины об Илье Муромце, и человек, который составляет набор житийных эпизодов для тех или иных святых, которых нужно канонизировать, просто берет сюжет, связанный с Ильей Муромцем, из былинной традиции и переносит его на Илью святого. И получается у нас изобретение традиции.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
18:39 25.12.2019
Чтобы лучше понять аналогию происхождения былин, можно вспомнить Чапаева реального и Чапаева из анекдотов. Мы же не считаем анекдоты про Чапаева реальным отражением его жизненного пути?

Просто отношения эпоса с историей довольно сложны это как ком, который впитывает малые камушки по дороге и что-то отбрасывает, а что-то присоединяет к себе. И, например, есть целая конспирологическая теория о том, что былина — это закодированные события русской истории. Но на поверку, если убрать все географические названия, все имена, и оставить просто голый сюжет, мы видим огромное количество аналогий в фольклорных традиций разных стран. И получается, что есть сюжет, который в какой-то момент прикладывается в определенной стране к некоторым событиям и тут же начинает восприниматься как что-то сверхдостоверное.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
18:43 25.12.2019
Чтобы дать полное представление о механизме фольклорной традиции, нужно понимать следующее: представьте себе всю мировую литературу. Если посчитать все эти сюжетные схемы и каждую схему пронумеровать, получится большой-большой указатель. Фольклористы, это сделали довольно давно, еще в середине ХХ века. Всего примерно около четырех тысяч сюжетов: таких сказочных, эпических и так далее. Каждый из них уже описан, и традиции, в которых он встречается, пронумерованы

Пример: сюжет № 1 по указателю Аарне — Томпсона — Утера (это тот самый указатель, где на каждый сюжет есть свой номер) — это сказка «Волк и лиса». Помните хитрую лису, которая заставляет волка опустить хвост в прорубь? И там указана традиция, где он встречается. Порядка где-то двухсот с чем-то традиций. И каждый текст описан, его можно почитать, посмотреть и уже не говорить о какой-то национальной уникальности и самобытности.

То же самое касается, например, сюжета «Добрыня и змей». История, когда Добрыня переплывает семь струй Пучай-реки и побеждает змея — это тип № 300 в этом самом указателе. И он много где встречается. Представить себе, что сюжет возник на русской почве и это отражение русской истории, нереально, если мы знаем контекст бытования и ареальное распространение.

Сюжет № 813B: леший, либо какой-то лесной персонаж похищает ребенка. Ребенок долгое время блуждает в лесу, потом возвращается и говорит: «Меня дедушка по лесу водил». Чрезвычайно популярный рассказ, который можно записать буквально на всей территории бывшего Советского Союза, везде, где говорят по-русски и не только. Некоторые приурочивают это к реальным событиям: «Вот, у нас ребенок в деревне пропал, его леший водил». Это так называемая «быличка» — мифологический рассказ, тоже с установкой на достоверность.

Когда мы начинаем смотреть по указателю, видим, что его география гораздо шире, нежели мы могли бы себе представить. И вот эта документация каждого фольклорного сюжета и позволяет говорить об уникальности, либо о типичности того или иного фольклорного сюжета . Иногда то, что мы воспринимаем как правду, на самом деле является ни чем иным, как традиционным сюжетом, который приспособился к тем или иным условиям существования.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
18:48 25.12.2019
В монгольском языке есть слово «баатыр», то есть «богатырь», которое мы все знаем. А в старомонгольском написании — это «багатур», то есть некая письменная форма, которая каким-то образом транслитерировалась и пришла в русский язык, причем в русский эпос, и богатырь стал «своим» персонажем. Грубо говоря, чужой персонаж, противник, вдруг становится типичным для персонажа своего. Есть основание предполагать, на основе синонимических замен, которые есть в эпосе, что это не изначально исконное слово для обозначения персонажа, обладающего силой, который защищает землю русскую.

Есть слово «поляница удалая», причем именно в форме женского рода. «Поляница удалая» — это тот персонаж, который бродит по чистому полю и всячески показывает свою силу, чтобы вызывать на бой противника. Вот «поляница» — это исконный термин для обозначения русского богатыря, который встречался либо в эпосе, либо в том его изводе, который до нас не дошел.

Кстати большинство россиян это слово поляниця не могут правильно выговорить.

Впервые записали огромный пласт о богатырях только в XIX веке, а что было в XVII, никто не знает практически. Но это любопытная история, когда, в общем-то чуждый, из другого языка термин для обозначения противника, борца, поединщика вдруг приходит в русский эпос и распространяется на всех персонажей, которые там сосуществуют. Так называемый «эпином», причем чужого языка, чужого этноса. Вот такая любопытная история произошла с термином «богатырь».

У богатырей исключительно положительный образ. Те же современные мультфильмы выставляют их в самом лучшем свете. Мы знаем, что богатыри — это сильные, храбрые, благородные люди, которые защищают землю. А так ли это на самом деле?

Не совсем корректный вопрос: не «так ли это на самом деле», а «так ли это в эпосе». Богатырь — защитник родины, защитник страны, православный, защитник вдов и сирот, в эпосе действительно присутствует. Все коллизии, в которых участвуют определенные богатыри, направлены на защиту родного государства, но опять же не для всех, не всегда и не в ста процентах случаев. Советское государство в какой-то момент взяло все положительные качества богатырей, чтобы сформировать некую национальную идею. Национальная идея, все же, во многом находится в эпосе. Дальше выбираются нужные черты, другие удаляются (история о том, что Илью Муромца исцелили ангелы в советских изданиях эпоса была заменена на другую: его исцеляют странники), и на их основании конструируется облик того, что мы сейчас понимаем под богатырем. Например, какой-нибудь там Добрыня Никитич, сюжет «Добрыня и Маринка»: он гуляет в Киеве, стреляет по окошкам, разбивает эти окошки и убивает любовника Маринки Кайдаловны. Это такая злая колдунья, которая живет в Киеве. Она превращает Добрыню в тура золоторогого, потом обратно в человека, и говорит: «Ну, женись на мне, ты же убил моего любовника». Он на ней женится, а дальше говорит:

— Слушай, Маринка, а ты вот с этим змеем, которого я убил, ножками обнималась?
— Обнималась.
— Ручками оплеталась?
— Оплеталась.
— А губками целовалась?
— Целовалась.
— Ну, вот тебе три науки молодецкие…

И уже как своей жене, поскольку он женился на ней, отрезает губы, руки и ноги. В общем, говорить о моральных качествах в данном случае невозможно. Но былина не на это нацелена. Она показывает некоторые взаимоотношения между своим миром (богатырь Добрыня как бы свой) и чужим (злая колдунья Маринка).
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
18:50 25.12.2019
Современный богатырь, которого мы знаем, сильно отличается от эпического. И формированию образа способствуют, прежде всего, лубочные книжки, массовые переложения и масскульт.

Одним словом байки или как принято говорить былины мы скорей знаем по мульфильмам,фильмам и современным книжкам.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
18:56 25.12.2019
Бог с ними с теми выдуманными былинами.Поговорим о украинском эпосе.

Впервые упоминания о казацких думах и записи их текстов появились в шестнадцатом веке. Ян Благослав одним из первых записал народную украинскую песню в своей грамматике, выпущенной в 1571 году. На основе обычных народных песен в это время стали появляться думы - исторические повествования о подвигах народных героев, выраженные в стихотворной песенной форме.

Этот казацкий украинский эпос почти полностью заменил эпос староукраинский, который сохранился частично в форме стихотворений или переводов в прозе.

Самые древние упоминания о думах отмечены в исторической работе польского ученого Станислава Сарницкого «Анналы», написанной в 1587 году. Сохранились и другие письменные произведения, содержащие упоминания об украинских думах шестнадцатого века.

Самый старый из известных текстов дум обнаружил ученый-фольклорист Михаил Возняк в архиве польского города Кракова. Это была дума «Казак Голота», которая включена в сборник, составленный Кондрацким в 1684 году. Несколько старинных украинских дум впервые было записано в одном сборнике в девятнадцатом столетии.

Сарницкий в своих «Анналах» рассказывает о думах, которые пели украинцы еще в начале шестнадцатого века. Эти думы повествовали о братьях Струсах, которые были смельчаками и героически погибли. Сами тексты дум в летописном произведении не приведены, поэтому у современных исследователей нет возможности с ними ознакомиться. Только с семнадцатого века появляются записанные тексты украинских дум, известные благодаря сборнику Кондрацкого, в который автор включил тексты четырех казацких дум, в том числе «Смерть Корецкого» и «Казак Нетяга».

Термин «дума» появился не в народном творчестве, его создал и ввел в литературоведение Михаил Максимович. Он, как и другие известные фольклористы, такие как Метлинский, Лукашевич, Кулиш и Цертелев, опубликовывал первые сборники украинских народных дум. Первое собрание дум в научном труде с объяснениями создали и опубликовали в 1874 – 1875 годах Михаил Драгоманов и Владимир Антонович. Они назвали свою научную работу «Исторические песни малорусского народа».

Огромную работу провел по изучению украинских дум Филарет Колеса – филолог и музыковед. В 1908 году он возглавлял экспедицию, отправившуюся на Полтавщину для записывания с помощью фонографа кобзарского репертуара. Результатом этой экспедиции явилось написание и издание труда «Мелодии украинских народных дум» в двух томах, изданных в 1910 и 1913 годах. Самое обширное и научно исследованное собрание народных дум - «Украинские народные думы» - создала и опубликовала исследовательница Екатерина Грушевская, которая была репрессирована, а ее труд изъяли из библиотек.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Закулисинъ
Закулисинъ


Сообщений: 63204
18:59 25.12.2019
Русский Посланник (Russkiyposlannik) писал (а) в ответ на сообщение:
> Русские былины рассказывают о происходивших в русской древности реальных военных историях. В русских былинах главными героями постоянно были красивые блондины мужчины с физической сверхсилой.
quoted1

Не знаю уж на кого Вы работаете, но хватит принижать русский народ
1) лишая его какого-либо воображения (реальные змеи горынычи трёхглавые .. ага-ага)
2) пытаясь выдать илью муромца за какого-то блондина...



Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
18:59 25.12.2019
На древнейших восточнославянских территориях между киевским Приднепровьем, Восточными Карпатами, Припятью и зоной Степей среди коренного славянского населения, история которого отличается наследственностью, преемственностью, отсутствием каких-либо глобальных природных или общественных катаклизмов, которые могли бы разрушить непрерывную историческую цепь этноязычного и культурного развития, на протяжении многих веков формировались этнографические и языковые особенности, которые со временем стали украинскими.

При этом наши дальние предки обогащались и достижениями соседних неславянских племен, в частности усвоили высокую земледельческую культуру трипольцев. Впоследствии дальние предки антов, входя в Скифскую федерацию (VІ – ІІІ в. до н.э.), подверглись ощутимому влияние со стороны ираноязычных скифских племен. Скифские особенности глубоко проникали в материальную и духовную культуры поднепровских славян, прежде всего в идеологию, религиозную и социальную сферы, в ремесло, фольклор и искусство, а частично – и в язык.

В частности, от скифов наши предки позаимствовали обряд телоположения умерших в грунтовых ямах с насыпанием над ними курганов (вместо более древнего обряда кремации), культ верховного бога (им стал Перун), поклонение рекам, почитание берегинь и русалок, задабривание упырей и т.д. Скифским влиянием была обусловлена замена в этих краях древнего славянского орнамента с традиционными геометрическими компонентами, распространенного и сегодня в Западной Украине, на Полесье и в Беларуси, орнаментом с воссозданием растительного и – реже – животного царства (так называемый скифский звериный стиль).

С тех пор и по сей день на Среднем Приднепровье и дальше на восток и юг в народном орнаменте стали преобладать разные формы листвы, цветов, петухи, кукушки, павлины, жар-птицы и т.д. Наиболее ярко скифский стиль орнамента отражает современная петриковская декоративная роспись (в с. Петрикивка на Днепропетровщине).

Позднее, на рубеже н.э. (от племен археологической зарубинецкой культуры ІІ в. до н.э. – ІІ в. н.э.) на Приднепровье в ареале от современного Киева до Канева прослеживается появление новых местных этнографических черт, которые со временем стали характерными признаками украинской бытовой культуры (в частности, традиция белить дом внутри и снаружи известью или мелом, разрисовывать печи цветами и птицами, делать завалинку и отделывать её красной глиной и т.д.)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
19:08 25.12.2019
Закулисинъ (Закулисинъ) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Не знаю уж на кого Вы работаете, но хватит принижать русский народ
> 1) лишая его какого-либо воображения (реальные змеи горынычи трёхглавые .. ага-ага)
> 2) пытаясь выдать илью муромца за какого-то блондина...
quoted1



Ссылка Нарушение Цитировать  
  Закулисинъ
Закулисинъ


Сообщений: 63204
19:09 25.12.2019
Свідомий (Свидомый), нельзя сразу столько на него вываливать - его ж зациклит
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Свідомий
Свидомый


Сообщений: 113412
19:10 25.12.2019
Следует сказать, что научно доказанная и подтвержденная несомненными археологическими материалами непрерывность развития материальной культуры на протоукраинских землях прослеживается с VІ в. н.э., то есть в последние 1500 лет.

Археологи четко подтверждают непрерывное развитие на протяжении этого времени традиций изготовления посуды и сооружения жилых зданий на Среднем Приднепровье и Верхнем Поднестровье, на Волыни и в Галичине . Все это является весомым и вполне достаточным основанием для того, чтобы историю украинцев как отдельного этноса начинать, вслед за М. Грушевским и многими другими историками, с середины І тыс. н.э., то есть непосредственно с распада праславянской этноязычной общности. С тех пор на украинских этнических землях на протяжении 1500 лет развивался один этнос, который со времен позднего средневековья носит название украинского
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Mauzer96
Mauzer96


Сообщений: 27595
19:11 25.12.2019
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> археологическими материалами непрерывность развития материальной культуры на протоукраинских землях прослеживается с VІ в. н.э., то есть в последние 1500 лет.
>
quoted1
В Шумерии что ли?
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


В этой теме оставлять сообщения запрещено.
Если тема актуальна, продолжите пожалуйста ее создав новую тему: Создать новую тему

Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 1
  • Катейко
Страны и регионы

Внутренняя политика

Внешняя политика

Украина

Ближний Восток

Крым

Беларусь

США
Европейский союз

В мире

Тематические форумы

Экономика

Вооружённые силы
Страницы истории
Культура и наука
Религия
Медицина
Семейные финансы
Образование
Туризм и Отдых
Авто
Музыка
Кино
Спорт
Кулинария
Игровая
Поздравления
Блоги
Все обо всем
Вне политики
Повторение пройденного
Групповые форумы
Конвент
Восход
Слава Украине
Народный Альянс
PolitForums.ru
Антимайдан
Против мировой диктатуры
Будущее
Свобода
Кворум
Английские форумы
English forum
Рус/Англ форум
Сейчас на форуме
Другие форумы
Русский и украинский мужской эпос. Русские былины и козацкие думы
.
© PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
Мобильная версия