> Вопрос кстати. Вот ежели человек особое существо, созданное богом то почему мужской половой гормон тестостерон у всех млекопитающих одинаков? И ежели Вам его ударную дозу вколоть то кинетесь на все что шевелится, забыв о человеческом? quoted1
Вы спрашиваете у меня? Я ответ на этот вопрос не знаю.) Могу только предположить, что: 1) В случае, если Бог есть, он задумал, чтобы в человеке было что-то "животное". Зачем - это опять вопрос не ко мне) 2) Если Бога нет - то это вполне объясняется общим происхождением человека и других млекопитающих. Во всяком случае, гормоны регулируют не только функции человека.
>> Вопрос кстати. Вот ежели человек особое существо, созданное богом то почему мужской половой гормон тестостерон у всех млекопитающих одинаков? И ежели Вам его ударную дозу вколоть то кинетесь на все что шевелится, забыв о человеческом? quoted2
> > Вы спрашиваете у меня? Я ответ на этот вопрос не знаю.)
> Могу только предположить, что: > 1) В случае, если Бог есть, он задумал, чтобы в человеке было что-то "животное". Зачем - это опять вопрос не ко мне) > 2) Если Бога нет - то это вполне объясняется общим происхождением человека и других млекопитающих. Во всяком случае, гормоны регулируют не только функции человека. quoted1
К Вам. "Битие определяет сознание" никто не отменял. И социальная психология диктуется не в последнюю очередь и гормональным фоном. Психология импотента и бабника они ведь разные в социальном смысле?
"По тому, как они появляются, рыбы сразу делятся на две различные категории: одни подплывают стаями, по большей части со стороны моря или вдоль скалистого берега, другие же — когда проходит паника, вызванная моим появлением, — медленно и осторожно выбираются из норы или из другого укрытия, и всегда — поодиночке"
> К Вам. "Битие определяет сознание" никто не отменял. И социальная психология диктуется не в последнюю очередь и гормональным фоном. Психология импотента и бабника они ведь разные в социальном смысле? quoted1
Возможно. Субъективный идеализм, конечно, гораздо симпатичнее, чем грубый и циничный материализм, где человек - биологический робот, чьи поступки диктуются тем самым "бытием"... Но если мы таки ошибаемся, и наше сознание заметно влияет на бытие? ))
"по аквариумным наблюдениям я уже знал, как ожесточённо борются с себе подобными яркие коралловые рыбы, и что у меня уже сложилось предварительное представление о биологическом значении этой борьбы."... "Если незначительное, само по себе случайное, наследственное изменение делает какой-либо орган хоть немного лучше и эффективнее, то носитель этого признака и его потомки составляют своим не столь одарённым сородичам такую конкуренцию, которой те выдержать не могут." "Отбор — это один из двух великих конструкторов эволюции; второй из них — предоставляющий материал для отбора — это изменчивость, или мутация, существование которой Дарвин с гениальной прозорливостью постулировал в то время, когда её существование ещё не было доказано"
"Зачем, например, нужна моллюскам изумительная форма и расцветка раковин? Ведь их сородичи все равно не смогли бы их увидеть своими слабыми глазами, даже если бы они не были спрятаны — как часто бывает — складками мантии, да ещё и укрыты темнотой морских глубин."
"у подавляющего большинства действительно ярких коралловых рыб — «плакатной», или «флаговой», расцветки — совершенно невозможно держать в небольшом аквариуме больше одной особи каждого вида. Стоило поместить в аквариум несколько рыбок одного вида, как вскоре, после яростных баталий, в живых оставалась лишь самая сильная. "
"Эти наблюдения в аквариуме и их обобщение — бесспорно подтверждают правило, установленное и моими наблюдениями в море: по отношению к своим сородичам рыбы гораздо агрессивнее, чем по отношению к рыбам других видов."
Значит, не только homo homini lupus est... Бытует мнение, что только человек ведет себя жестоко с себе подобными. Оказывается, это не так. Отдельные виды вообще не приемлют живых "родичей" на своей территории.
"Как расцветка коралловой рыбы, так и песня соловья служат для того, чтобы издали предупредить своих сородичей — ибо обращаются только к ним, — что здешний участок уже нашёл себе крепкого и воинственного хозяина."
Интересно. Я полагал, что соловьи поют свои песни самкам. А это, оказывается, совершенно другая "песня". В ней не слышно ничего воинственного, но соловьи, видимо, так не думают...)
"Совсем ещё недавно были фильмы, в которых, например, можно было увидеть борьбу бенгальского тигра с питоном, а сразу вслед затем — питона с крокодилом. С чистой совестью могу заявить, что в естественных условиях такого не бывает никогда. Да и какой смысл одному из этих зверей уничтожать другого? Ни один из них жизненных интересов другого не затрагивает!"
Не похоже, чтобы нижеприведенная съемка производилась в зоопарке. Скорее всего, был затронут "жизненный интерес". Может - детеныши?
Здесь интересно о межвидовой борьбе. Хищники не заинтересованы в уничтожении своих жертв, как вида, однако весьма заинтересованы в устранении конкурентов. Очень похоже на соревнование преступных группировок. Для них нет смысла уничтожать под корень тех, с кого они собирают деньги, а вот "коллеги по цеху" - совсем другое дело.
"Кто непосредственно угрожает существованию вида — это не «пожиратель», а конкурент; именно он и только он. Когда в давние времена в Австралии появились динго — поначалу домашние собаки, завезённые туда людьми и одичавшие там, — они не истребили ни одного вида из тех, что служили добычей, зато под корень извели крупных сумчатых хищников, которые охотились на тех же животных, что и они."
> Меня давно интересовал вопрос о соотношении ... quoted1
Есть вариант такой. - Не вникая в избыточные частности, понять суть науки по её названию. - Сопоставим сути двух разных наук, получим соотношение наук.
> соотношении этологии - и психологии человеческой quoted1
"-логия" - наука. "логика" - связь.
"психо-" - душа; сокрытое; выпускать воздух, дышать; относящееся к психике.
"это-" - этика; "этио-"; "этос". (То есть, содержит в себе несколько смыслов одновременно). "этика" - богобоязнь; отношение к богу; отношение к себе, к людям и к богу; наука о должном (поведении, отношении). "этио-" - причина. "этос" - характер, нрав.
После осмысления содержательной части, получаю: - Этология - наука о характерах (животных); о причинах должного поведения (животных). - Психология - наука о душевных состояниях (людей); о психике (людей).
Сопоставляю обе науки: - психология занимается внутренними душевными состояниями людей, незаметными стороннему наблюдателю. - этология занимается хорошо наблюдаемым поведением животных и выявляет причины такого поведения.
Rus349Lan (Rus349Lan) писал(а) в ответ на сообщение:
> Сопоставляю обе науки: > - психология занимается внутренними душевными состояниями людей, незаметными стороннему наблюдателю. > - этология занимается хорошо наблюдаемым поведением животных и выявляет причины такого поведения. quoted1
Лингвистически, возможно, это так. Но по сути психология изучает и внешние проявления различных душевных состояний. Однако: Тот же бихевиоризм вообще во многом свел психологию к изучению механизмов "стимул-реакция", т. е. изучал в основном внешние проявления психической деятельности.
> о соотношении психологии животных и социальной психологии quoted1
Надо так понимать, что речь идёт о психологии ГРУПП людей и о психологии ГРУПП животных.
Моё личное понимание такое, что: - животные ГРУППЫ более приземлённые (без выдумок, без фантазий, без психических болезней и без комплексов), более рациональные (корм, награда за усилия, минимум усилий для достижения цели) и менее организованные (проблемы взаимного общения).
Круто, людей изучают как животных, без всяких там внутренних переживаний. "Бихевиоризм" можно считать синонимом "этологии", только в применении к людям как к животным.
Смотрю на ... чтобы оно значило само слово "Бихевиоризм".
Англ. behave "вести себя". Арабское بغى бага: (корень бгй) "преследовать цель и домогаться". Родственное ему слово بغا бага (корень бгв) значит "переступать границы", "совершать преступление".