Президентская директива 77 Голосуя 22 ноября 1983 года за создание НФД, парламентарии США не подозревали о том, что эта организация уже давно создана по распоряжению президента от 14 января. В документе, рассекреченном 20 лет спустя, формулируются и принципы \"народной дипломатии\" (таким стало политкорректное название пропаганды), а из его содержания следует, что в Белом доме были созданы рабочие группы под эгидой Совета национальной безопасности, одна из которых и взяла на себя руководство фондом.
Таким образом, административный совет фонда стал придатком СНБ. Чтобы соблюсти приличия, было оговорено, что действующие или бывшие агенты ЦРУ не будут назначаться на руководящие должности фонда. Но шила в мешке не утаишь: большая часть высокопоставленных сотрудников СНБ тем не менее значились в списках сотрудников администрации фонда. Только ни Генри Киссинджер, ни Франк Карлуччи, ни Збигнев Бжезинский, ни Пол Вулфовиц не останутся в истории как поборники демократии, потому что все они циничные проводники насилия.
Трудно сказать, каков реальный бюджет НФД, хотя бы потому, что указания о распределении средств даются непосредственно СНБ, тратятся деньги на масштабные межагентские операции, а вливания, поступающие из Агентства США по международному развитию, проходят по счетам фонда, не отражаясь в бюджете, поскольку задача — сделать эти средства негосударственными. К тому же фонд получает непрямое финансирование от ЦРУ, после того как деньги отмываются через посредников вроде Smith Richardson Foundation, John M. Olin Foundation и Lynde and Harry Bradley Foundation.
Чтобы оценить размах трат НФД, надо суммировать официальный бюджет фонда, бюджеты соответствующих госдепартаментов, бюджет Агентства США по международному развитию, бюджет ЦРУ и министерства обороны, что на сегодняшний день сделать невозможно.
Но некоторые цифры все же доступны и дают определенное представление о порядке цифр. Например, за последние пять лет США влили более миллиарда долларов в финансирование партий и ассоциаций в Ливане, маленькой стране с 4-миллионным населением. Половина этой манны небесной была потрачена Госдепом, Агентством США по международному развитию и НФД официально, а вторая половина была переведена со счетов ЦРУ и минобороны тайно. Этот пример дает возможность сделать вывод, что США вкладывают десятки миллиардов долларов ежегодно в мировую коррупцию. Аналогичная деятельность Евросоюза, которая насквозь прозрачна и является лишь поддержкой инициатив США, составляет 7 млрд евро ежегодно.
Таким образом, юридическая структура НФД, равно как публикуемые цифры его официального бюджета, лишь вводят людей в заблуждение. Фонд не является независимой организацией, которая легально занимается вопросами, ранее находившимися в ведении ЦРУ. Он является вывеской, под которой Совет Национальной Безопасности США проводит легальные акции, сопровождающие его нелегальные операции
Троцкистская стратегия В период становления (1984) НФД возглавлял Ален Вайнштейн, потом четыре года им руководил Джон Ричардсон (1984—1988), а затем Карл Гершман. Всех их объединяет то, что они евреи, все входили в костяк троцкистской социал-демократической партии США и все были сотрудниками Freedom House. В этом есть логика: многие троцкисты из ненависти к сталинизму шли работать в ЦРУ, чтобы иметь возможность бороться с Советами. Именно они привнесли в управление идею мирового захвата власти, экстраполировав ее на цветные революции и \"демократизацию\". То есть приспособили троцкистскую методу к культурной борьбе, описанной Антонио Грамши: власть должна осуществляться в умах, а не путем насилия — чтобы успешно руководить, элита должна внушить массам идеологию, которая оправдает ее нахождение у власти.
Американский центр международной трудовой солидарности (ACILS) Эта структура НФД, известная под названием Центр солидарности, является как бы профсоюзным крылом фонда, но на самом деле это основной канал, через который распределяется по меньшей мере половина дотаций. Центр заменил собой организации времен холодной войны, которые координировали деятельность всех некоммунистических профсоюзов мира, начиная с Вьетнама и Анголы и заканчивая Францией и Чили.
Выбор управлением в качестве прикрытия своей деятельности именно профсоюзов исключительно циничен. Игнорируя лозунг \"Пролетарии всех стран, соединяйтесь!\", Центр солидарности намертво связал американское рабочее движение с империализмом, который только и делает, что подавляет пролетариев других стран. Такой маневр стал возможен благодаря деятельности весьма влиятельного профсоюзного активиста Ирвинга Брауна, который следил за развитием событий с 1948 года вплоть до самой своей смерти в 1989 году.
Некоторые исследователи утвер-ждают, что Браун был сыном русского белого офицера, соратника Керенского, но доподлинно известно лишь то, что он был агентом Управления стратегических служб (OSS) — первой объединенной разведывательной службы США, созданной во время Второй мировой войны, и участвовал также в создании ЦРУ и сети \"Гладио\" НАТО. При этом Браун отказался возглавить созданные структуры, предпочтя остаться профсоюзным деятелем. Он жил сначала в Риме, потом в Париже, не в Вашингтоне, а потому имел серьезное влияние в Италии и Франции. К концу жизни Браун открыто похвалялся тем, что рулил французским профсоюзом \"Рабочая сила\", контролировал студенческий профсоюз UNI (членами которого были Николя Саркози, его министры Франсуа Филон, Ксавье Дарко, Эрве Морен и Мишель Алиот-Мари, президент Национальной Ассамблеи Бернар Аккуайе и президент мажоритарной парламентской группы Жан-Франсуа Копе) и персонально сформировал крайне левую троцкистскую группировку, куда вошли Жан-Кристоф Камбадели и будущий премьер Лионель Жоспен.
К концу 90-х примкнувшие к конфедерации AFL-CIO потребовали отчета о деятельности Американского центра международной трудовой солидарности, поскольку криминальный характер активности этой организации был доказан во многих странах. Но серия разоблачений ни к чему не привела. Несмотря ни на что, в 2002 и 2004 годах центр участвовал в неудавшемся перевороте против президента Уго Чавеса в Венесуэле и удавшемся в Гаити, когда свергли президента Жана-Бертрана Аристида.
Теперь Американским цент-ром международной трудовой со-ли-дарности руководит Джон Суини, бывший президент конфедерации AFL-CIO, и тоже выходец из троцкистской социал-демократической партии США.
Центр международного частного предпринимательства (CIPE) Что касается Центра международного частного предпринимательства, то он как бы занимается распространением либеральной капиталистической идеологии и борьбой с коррупцией. Первым значительным успехом центра стала трансформация Европейского форума менеджмента (European Management Forum), который был клубом крупных европейских предпринимателей, во Всемирный экономический форум, который стал клубом транснационального правящего сообщества. Ежегодные встречи сливок экономической и политической элиты на горнолыжном курорте в Давосе привели к формированию особого наднационального класса.
Конечно, центр не имеет никаких явных связей с Давосским форумом, и на данный момент невозможно доказать, что Всемирный экономический форум управляется ЦРУ. Но если отталкиваться от обратного, то руководству форума будет довольно трудно объяснить, почему (если речь не идет об операциях, спланированных СНБ США) некоторые политические лидеры выбрали для реализации важнейших экономических инициатив именно форум. Например, в 1988 году именно в Давосе, а не в ООН, Греция помирилась с Турцией. В 1989 году именно в Давосе две Кореи провели первый саммит на министерском уровне, а две Германии — первый саммит, посвященный объединению. В 1992 году все в том же Давосе Фредерик де Клерк и освободившийся Нельсон Мандела появились вместе и представили свой совместный проект по Южной Африке. И что уж совсем невероятно, именно в Давосе в 1994 году, после заключения соглашения в Осло, Шимон Перес и Ясир Арафат провели переговоры и подписали документы по Газе и Западному берегу реки Иордан.
Связь между Давосом и Вашингтоном осуществляется через Сьюзан К. Рирдон, бывшую директрису профессиональной ассоциации госслужащих, ставшую впоследствии директором Фонда Торговой палаты США. Она и курирует Центр международного частного предпринимательства.
Еще одной несомненной удачей центра можно считать \"Международную прозрачность\" (Tran-sparency International). Эта \"неправительственная\" организация была создана офицером военной разведки США Майклом Ж. Хершманом, который является одним из управляющих центра, а заодно отвечает за вербовку информаторов в ФБР и руководит частным сыскным агентством Fairfax Group. \"Международная прозрачность\" очевидным образом является прикрытием экономической разведки ЦРУ — это институт давления, с помощью которого США вынуждают иностранные государства менять внутреннее законодательство и открывать свои рынки.
Чтобы сделать \"Прозрачность\" непрозрачной, центр обратился за помощью к бывшему пресс-секретарю Всемирного банка нео-консерватору Франку Воглю, который собрал комитет из известных людей, призванный придать этой организации вид продукта гражданского общества. Марионетки управлялись Питером Игеном, бывшим директором филиала Всемирного банка в Восточной Африке, супруга которого в 2004 и 2009 годах была кандидатом от социал-демократической партии Германии на президентских выборах в ФРГ.
Деятельность \"Прозрачности\" изначально была направлена на защиту интересов США, поэтому никакого доверия такая структура вызывать не может. Так, в 2008 году эта псевдонеправительственная организация объявила о коррумпированности государственной нефтегазовой компании Венесуэлы PDVSA и на базе фальсифицированных данных поставила ее на последнее место в своем мировом рейтинге. Целью было скомпрометировать компанию, являющуюся экономической базой антиимпериалистической политики Уго Чавеса. Руководители \"Прозрачности\" были пойманы за руку, но отвечать на вопросы латиноамериканской прессы отказалась, рейтинг переделывать тоже не стали. Что неудивительно, если учесть, что представитель центра в Венесуэле Педро Кармона был даже временно приведен к власти во время неудавшегося переворота против Уго Чавеса в 2002 году.
Международный республиканский институт (IRI) и Национальный демократический институт международных дел (NDI) Международный республиканский институт заточен на коррумпирование правых партий, в то время как Национальный демократический институт международных дел окучивает левые. Один управляется Джоном Маккейном, якобы лидером оппозиции, другой — Мадлен Олбрайт, якобы заслуженной пенсионеркой. На самом деле оба — активно действующие функционеры СНБ США.
Чтобы охватить самые влиятельные политические партии мира, IRI и NDI отказались от идеи руководства Либеральным и Социалистическим интернационалами, а создали в противовес им конкурирующие организации — Международный демократический союз (IDU) и Демократический Союз (AD). Первым руководит австралиец Джон Ховард, а его вице-президентом является Леонид Гозман из \"Правого дела\". Вторым рулит итальянец Джанни Вернетти.
IRI и NDI опираются на политические фонды, связанные с крупными европейскими партиями (шесть в Германии, два во Франции, один в Голландии и один в Щвеции). Некоторые операции перепоручаются загадочным частным компаниям, вроде Democracy International Inc., которая взяла на себя организацию последних псевдовыборов в Афганистане.
От всего этого остается чувство горечи. США действительно удалось подкупить большую часть влиятельных партий и профсоюзов, а \"демократия\", которую они обеспечивают, — это всего лишь возможность обсуждать частные вопросы вроде прав женщин или сексменьшинств внутри страны, при условии безоговорочной поддержки международной политики Вашингтона. Локальные выборы они превращают в спектакли, которые ставит НФД с отобранными для этой цели актерами, и успех таких театрализованных представлений обеспечивается финансовой поддержкой, которую фонд оказывают той или иной кандидатуре. Даже чередование политических сил потеряло всякий смысл, поскольку фонд поочередно помогает то одной, то другой стороне, лишь бы обе поддерживали США в вопросах международной политики и обороны. В Евросоюзе, как и во всем мире, теперь постоянно жалуются на кризис демократии. Несут за это ответственность очевидным образом НФД и США. Да и как назвать режим, подобный американскому, где главный лидер оппозиции Джон Маккейн является действующим сотрудником Совета национальной безопасности? Уж точно не демократией…
Итог системы Агентство США по международному развитию (USAID), НФД и их подшефные институты породили обширную и прожорливую бюрократию. Поэтому ежегодное голосование в конгрессе по бюджету Национального фонда демократии сопровождается постоянными дискуссиями о неэффективности применяемых методов и разговорами о нецелевом использовании средств политическими деятелями, которые фондом руководят.
С целью повысить эффективность деятельности НФД был заказан ряд исследований, призванных оценить степень осмысленности немереных финансовых вливаний. Эксперты стали сравнивать масштаб ассигнований с уровнем демократии по отдельным странам, используя данные Freedom House. А затем посчитали, сколько надо было потратить денег на душу населения, чтобы поднять на один пункт демократический рейтинг страны.