Например, душевой объём потребления в Китае, пересчитанный в доллары 1960 года, составлял тогда 228 долларов, против 150-200 долларов в ведущих странах Европы. На долю Индии приходилось более 25 % мирового мануфактурного производства, то есть больше, чем на все европейские страны и их колонии, вместе взятые. Так же выгодно смотрелись в сравнении с европейскими конкурентами экономики Явы и Сиама.
Только к началу девятнадцатого века западным странам удалось перехватить первенство, а ещё через столетие обогнать азиатских гигантов в разы, а то и в десятки раз. При этом особым динамизмом отличались протестантские нации (Голландия, Англия, чуть позже США и Германия). В чём же секрет данного экономического чуда?
Словосочетание «протестантская этика», введённое Максом Вебером, давно знакомо российской аудитории. Ключом к её пониманию оказывается постулат «избранности ко спасению». Не всякий человек может быть спасён, на избранных ещё при жизни лежит печать заботы господней. Поэтому каждый протестант изо всех сил стремится доказать своё избранничество; доказать, что он не лузер. Вытекающее отсюда маниакальное стремление «делать деньги» оказалось очень эффективным двигателем западного прогресса.
Но у злополучного постулата есть и другая сторона. Ведь бог, согласно учению Кальвина, «предопределил (predestinated) одних людей к вечной жизни, других присудил (foreordained) к вечной смерти...» Причём такая сегрегация никак не связана с нравственными усилиями самих людей. «Чистыми» и «нечистыми» являются от рождения. От таких догматов рукой подать до гитлеровского учения о «высших» и «низших» расах.
Нет ничего удивительного, что гитлеризм зародился в Германии, на родине реформации. Двадцатый век продемонстрировал довольно стойкую закономерность. В православных странах (Россия, Югославия, Греция) тоталитарные движения имели интернациональный характер; в католических (Испания, Италия, Португалия) - корпоративный; в протестантских (Германия) - расовый.
Можно возразить, что Германия - исключение из правила, а все остальные протестантские страны со времён Английской и Голландской революций отличались стойкими демократическими традициями. Однако не будем забывать, что последнее на планете государство с узаконенным апартеидом - ЮАР - возникло в лоне британской демократии, а столпами расовой сегрегации там выступали выходцы из Голландии.
да чего там продолжать то??)))) чушь полная, Креф любит по христианству прикаловаться, получил задание сверху и пошла писать губерния, а то что это насквозь выдумка не столь и важно, главное больше шуму))))
О том, что ближе протестантской душе - демократия или нацизм - красноречиво говорит поведение шведов или швейцарцев в годы Второй мировой войны. В этих нейтральных странах нашлись сотни добровольцев, желающих сражаться на стороне Третьего рейха. А в армию демократических США, или, допустим, испанских республиканцев, записываться не спешили.
Швейцарцы вообще известны как нация энтузиастов-общественников. Интернет наполнен сообщениями о швейцарских волонтёрах, очищающих Альпы от птичьего помёта; развозящих в рождественскую ночь подвыпивших шофёров по домам, и даже предлагающих эротические услуги инвалидам. Вот только сведений о волонтёрах, ушедших воевать с фашизмом, разыскать не удаётся. Видимо, жертвы Хатыни и Освенцима не вызывали в протестантской душе такого сострадания, как одинокие инвалиды.
По большому счёту, Гитлер и впрямь не нарушал старых западноевропейских традиций. Его политика в отношении славян и евреев не имела принципиальных отличий от знакомой политики англосаксов в отношении индейцев, австралийцев и негров. Просто германские нацисты использовали более совершенные технические средства и более циничные идейные формулировки.
Кажется странным, почему Познер сотоварищи подметили корреляцию между христианскими конфессиями и материальным уровнем (протестанты - самые богатые, православные - самые бедные), но проморгали такую же корреляцию с расовой ненавистью. Православные народы отвергают сегрегацию, католики допускают, а протестантам она кажется само собой разумеющимся делом. По крайней мере, так обстояло дело до 1945 года, до великого потрясения, преобразившего и весь мир, и саму западную цивилизацию.
В истории русского общества мы не найдём никаких расовых или этнических барьеров. Генеалогия дворянских родов Российской империи изобилует татарскими, армянскими и грузинскими фамилиями, в ней есть даже потомки сибирских князьков. «Русский братается с покорёнными народами»,- с удивлением писал знаменитый британский колонизатор Сесиль Родс.
В католической Испании среди грандов уже не встретить ни мавров, ни индейских касиков. Зато крестьяне-католики, уехавшие с Пиренейского полуострова в Новый свет, не чувствовали никаких преград в общении с жителями колоний, породив целую расу латиноамериканских метисов. И только у протестантских народов колонизация была связана с жёсткой расовой сегрегацией и даже геноцидом. Видимо, не только отдельные люди, но и целые расы в их сознании были «присуждены Богом к вечной смерти», или, как минимум, к вечному рабству.
Русское общество до сих пор глубоко рефлексирует по поводу «переселения народов» - депортации чеченцев, калмыков, крымских татар в 1944 году. В то же время для меня, например, оказалось настоящим открытием, что похожая депортация инуитов была осуществлена в демократической Канаде без всякой войны, в конце пятидесятых годов двадцатого века! Об этом без всякой эмоциональной окраски сообщал канадский журнал, подвернувшийся под руку в международном рейсе.
Поскольку аборигенам канадского Севера довелось кочевать в районе нефтяных месторождений, их без церемоний погрузили в вертолёты и перебросили на 500 километров в сторону. Никто в Канаде по этому поводу не рефлексирует, и не пишет повесть «Ночевала льдинка золотая». Убрали инуитов, и убрали... Подобную «протестантскую этику» в отношении других народов чётко сформулировал киногерой Паркер из нашумевшей ленты Кэмерона «Аватар»: «Они тупые дикари и сидят на моих бабках!»
После реформации западное общество пережило удивительный рецидив первобытного, дохристианского мировоззрения, когда иноплеменники рассматриваются не как братья по роду человеческому, а как чуждые существа, часть дикой природы. Отношение к людям иных культур и рас стало чисто утилитарным. Территории, богатые ресурсами, очищали от чужаков с такой же уверенностью в правоте, с какой садовник отгоняет от вишни птиц или травит на капусте гусениц. Например, экономический смысл ирландского голодомора в 50-х годах 19 века Карл Маркс объяснил тем, что британские промышленники сочли выгодным заменить миллион ирландцев на миллион овец.
Стремительная, произошедшая буквально за 100-200 лет утилизация ценностей, накопленных иными народами, стала главным двигателем западного экономического чуда. Другие цивилизации были использованы как отваливающиеся части ракетоносителя, выводящего Западный мир на новую орбиту. Невиданный прежде подъём благосостояния и столь же стремительная гуманизация общественных отношений в Европе происходили на фоне одновременного экспорта нищеты и насилия на все другие континенты. Так в физике открытая система, стремящаяся снизить внутреннюю энтропию, одновременно ещё больше повышает энтропию вне себя.
Окончательно разделить мир на расу «избранных» и расу «отверженных» должен был конечный продукт западного колониализма - Третий Рейх. Но камнем преткновения оказалась Россия, которая и под красными знамёнами продолжала нести важнейшую заповедь Христову: о братстве всех людей на земле.
И если бы православная Россия не сохранила в первозданной чистоте дух Христианства, если бы она вместе с Германией пережила реформацию - вряд ли Владимир Познер смог так свободно восхищаться качеством жизни протестантских стран. Ну, разве что качеством лучших в мире газовых печей...
> > да чего там продолжать то??)))) чушь полная, Креф любит по христианству прикаловаться, получил задание сверху и > пошла писать губерния, а то что это насквозь выдумка не столь и важно, главное больше шуму)))) quoted1
Уважаю Познера за профессионализм, как журналиста. Но увы, умные и знающие одну сферу жизни люди могут нести чушь в других областях. Креф, хорошие статьи нашёл.
> Уважаю Познера за профессионализм, как журналиста. Но увы, умные и знающие одну сферу жизни люди могут нести чушь в других областях. Креф, хорошие статьи нашёл quoted1
Оригинал документа на пергаменте хранится в Тайном архиве в Ватикане (Innocentii IV, An. V, ер. 1043), вошел в собрание “Colectanea Albertrandina”. Издания. Первая публикация: HRM, № LXXVIII: 68-69 (по оригиналу с разночтениями по копии Альбертранди). Другие публикации: 1) Rochcau 1959 (по HRM); 2) Рошко 109-111 (по HRM). Упоминания: 1) RPR, №12815; 2) Berger, №4092. Переводы. На русском языке: 1) Матузова, Пашуто 136-138; 2) Рошко 102-104. На французском языке: Rochcau 1959. В настоящем издании текст документа воспроизводится по HRM, № LXXVIII: 68-69. [263]
Благородному мужу Александру, герцогу Суздальскому 1 Иннокентий епископ, раб рабов Божиих 2. Отец грядущего века, князь мира, сеятель благочестивых помыслов, Спаситель наш Господь Иисус Христос окропил росою своего благословения дух родителя твоего, светлой памяти Ярослава 3 и, с дивной щедростью явив ему милость [264] познать себя, уготовил ему дорогу в пустыне, которая привела его к яслям господним, подобно овце...