>> Вот такие вот РУССКИЕ СКАЗКИ. Местами горькие, но для русскости полезные. >> Если кто согласен, отзовитесь. quoted2
> > йа несогласен, йа!
> у меня на укрфорумах даже тема про русские сказки была. > Вобщем так.... даже после африканских сказок сказки русские производят просто ужасное впечатление. > Там просто кладезь сценариев для ужастиков.... quoted1
Сказки придумывались в лохматые жестокие года не для детей, а для взрослых. Тот же Шарль Перро писал такие ужастики, до которых русским далеко. Просто эти сказки в 20 веке русские редакторы причесали и добавили хеппи энд. Красную шапочку с бабулей ни кто не спасал, так и остались в брюхе перевариваться. У братьев Гримм Мачеха из Золушки пилила дочерям пальцы на ногах и отрывала пятки, чтобы туфельку надеть Ну а Тысяча и одна ночь вобще порнография с элементами садизма. Нужно просто понимать, что народное творчество (сказки в том числе) были написаны не для детей.
Мы еще и забываем, что изначально слова "сказка" в русском языке не существовало, существовало слово "сказ". И сказывалось все это зимними вечерами на посиделках, при свете лучин... (Может, отсюда и эта сказочная жуть?)
>>> Вот такие вот РУССКИЕ СКАЗКИ. Местами горькие, но для русскости полезные. >>> Если кто согласен, отзовитесь. quoted3
>> >> йа несогласен, йа!
>> у меня на укрфорумах даже тема про русские сказки была. >> Вобщем так.... даже после африканских сказок сказки русские производят просто ужасное впечатление.
>> Там просто кладезь сценариев для ужастиков.... quoted2
>Сказки придумывались в лохматые жестокие года не для детей, а для взрослых. Тот же Шарль Перро писал такие ужастики, до которых русским далеко. Просто эти сказки в 20 веке русские редакторы причесали и добавили хеппи энд. Красную шапочку с бабулей ни кто не спасал, так и остались в брюхе перевариваться. У братьев Гримм Мачеха из Золушки пилила дочерям пальцы на ногах и отрывала пятки, чтобы туфельку надеть > Ну а Тысяча и одна ночь вобще порнография с элементами садизма. > Нужно просто понимать, что народное творчество (сказки в том числе) были написаны не для детей. quoted1
Таки сразу видно читающего человека…) Уважаемый, да будет Вам известно, сказки пишутся и сегодня. Таки старые переделываются, переосмысливаются по-новому и…в печать…если что…даже в ряд бестселлеров входят…)
> Мы еще и забываем, что изначально слова "сказка" в русском языке не существовало, существовало слово "сказ". И сказывалось все это зимними вечерами на посиделках, при свете лучин... (Может, отсюда и эта сказочная жуть?) quoted1
А Вы в пионерском лагере бывали?) Страшилкам баловались?...Таки момент творчества...своеобразная...откуда что берётся...а темнота...- для остроты ощущений... А Вы сумрак…тёмные углы…слабовато будет…если что…)
> А Вы в пионерском лагере бывали?) > Страшилкам баловались?...Таки момент творчества...своеобразная...откуда что берётся...а темнота...- для остроты ощущений... А Вы сумрак…тёмные углы…слабовато будет…если что…) quoted1
А вы хорошо себе представляете русскую избу при лучине? А ведь в лагере еще и была возможность включить свет... Так что тут еще подумать надо, где страшнее.
>> А Вы в пионерском лагере бывали?) >> Страшилкам баловались?...Таки момент творчества...своеобразная...откуда что берётся...а темнота...- для остроты ощущений... А Вы сумрак…тёмные углы…слабовато будет…если что…) quoted2
> > А вы хорошо себе представляете русскую избу при лучине? А ведь в лагере еще и была возможность включить свет... Так что тут еще подумать надо, где страшнее. quoted1
В самую тёмную ночь зажгите свечу…если что… Конечно, с русской печью нынче проблема (таки нет их в «избах»)– а это…ни тебе сверчка, ни шуршание мышки…тараканов… Но, будет что-то похожее. А свет…ну это только в крайнем случае…если вожатая войдёт или кто-то от страха того…таки редкость…если что…) Заметьте, с литературой и фильмами (из серии страшилок) тогда было напряжёнка, то есть полное отсутствие… Таки вопрос – откуда брали…сюжеты и…?)
> Заметьте, с литературой и фильмами (из серии страшилок) тогда было напряжёнка, то есть полное отсутствие… Таки вопрос – откуда брали…сюжеты и…?) quoted1
Из головы, естественно, в обоих случаях. Но у просвещенной пионерии было еще преимущество перед крестьянами, верившими в чертей и прочее. У людей двух разных эпох было разное представление о страшном. Есть такая книга (давно её не видел, кстати) - русский литературный анекдот 19 века. Так вот - не смешно. Потому что анекдоты длинные, половина имен, встречающихся там, вообще ныне никому не известна, да и сюжет, с точки зрения современности, не совсем. А ведь над ними смеялись...
Он (Д. Е. Цицианов) преспокойно уверял своих собеседников, что в Грузии очень выгодно иметь суконную фабрику, так как нет надобности красить пряжу: овцы родятся разноцветными, и при захождении солнца стада этих цветных овец представляют собой прелестную картину. [111, с. 86.]
Случилось, что в одном обществе какой-то помещик, слывший большим хозяином, рассказывал об огромном доходе, получаемом им от пчеловодства, так что доход этот превышал оброк, платимый ему всеми крестьянами, коих было с лишком сто в той деревне.
— Очень вам верю,— возразил Цицианов,— но смею вас уверить, что такого пчеловодства, как у нас в Грузии, нет нигде в мире.
— Почему так, Ваше Сиятельство?
— А вот почему,— отвечал Цицианов,— да и быть не может иначе: у нас цветы, заключающие в себе медовые соки, растут, как здесь крапива, да к тому же пчелы у нас величиною почти с воробья; замечательно, что когда они летают по воздуху, то не жужжат, а поют, как птицы.
— Какие же у вас ульи, Ваше Сиятельство? — спросил удивленный пчеловод.
— Ульи? Да ульи,— отвечал Цицианов,— такие же, как везде.
— Как же могут столь огромные пчелы влетать в обыкновенные ульи?
Стр. 68
Тут Цицианов догадался, что, басенку свою пересоля, он приготовил себе сам ловушку, из которой выпутаться ему трудно. Однако же он нимало не задумался:
— Здесь об нашем крае,— продолжал Цицианов,— не имеют никакого понятия... Вы думаете, что везде так, как в России? Нет, батюшка! У нас в Грузии отговорок нет: ХОТЬ ТРЕСНИ, ДА ПОЛЕЗАЙ! [117, с. 116.]
Мой дядя Россет раз спросил его (он был тогда пажем), правда ли, что он (Д. Е. Цицианов) проел тридцать тысяч душ? Старик рассмеялся и ответил: «Да, только в котлетах». Мальчик широко раскрыл глаза и спросил: «Как — в котлетах?»
— Глупый! Ведь оне были начинены трюфелями, а барашков я выписывал из Англии, и это, оказалось, стоит очень дорого. [120, с. 95.]
Говорил он (Д. Е. Цицианов) о каком-то сукне, которое он поднес князю Потемкину, вытканное по заказу его из шерсти одной рыбы, пойманной им в Каспийском море. [46, с. 38.]
Князь Цицианов, известный поэзиею рассказов, говорил, что в деревне его одна крестьянка разрешилась от долгого бремени семилетним мальчиком, и первое слово его, в час рождения, было: «Дай мне водки!» [29, с. 388.]
Забыл было сказать ложь кн. Д. Е. Цицианова. Горич нашел в каменной горе у Моздока бутылку с водою, и стекло так тонко, что гнется, сжимается и опять расправляется, и он заключил, что эта бутылка должна быть из тех, кои употребляли Помпеевы солдаты, хотя римляне и никогда в сем краю не были. А доказательство Цицианова было то, что подобные сей бутылке сосуды есть в завалинах Геркулана и Помпеи. [91, с. 24.]
Стр. 69
В трескучий мороз идет он (Д. Е. Цицианов) по улице. Навстречу ему нищий, весь в лохмотьях, просит у него милостыни. Он в карман, ан нет денег. Он снимает с себя бекешу на меху и отдает ее нищему, сам же идет далее. На перекрестке чувствует он, что кто-то ударил его по плечу. Он оглядывается, Господь Саваоф пред ним и говорит ему: «Послушай, князь, ты много согрешил, но этот поступок твой один искупит многие грехи твои. Поверь мне, я никогда не забуду его!» [29, с. 146.]
Между прочими выдумками он (Цицианов) рассказывал, что за ним бежала бешеная собака и слегка укусила его в икру. На другой день камердинер прибегает и говорит:
— Ваше Сиятельство, извольте выйти в уборную и посмотрите, что там творится.
— Вообразите, мои фраки сбесились и скачут. [118, с. 121.]
Цицианов любил также выхвалять талант дочери своей в живописи, жалуясь всегда на то, что княжна на произведениях отличной своей кисти имела привычку выставлять имя свое, а когда спрашивали его, почему так, то он с видом довольным отвечал: «Потому что картины моей дочери могли бы слыть за Рафаэлевы, тем более что княжна любила преимущественно писать Богородиц и давала ей и маленькому Спасителю мастерские позы». [17, с. 117.]
Есть лгуны, которых совестно называть лгунами: они своего рода поэты, и часто в них более воображения, нежели в присяжных поэтах. Возьмите, например, князя Ц(ицианова). Во время проливного дождя является он к приятелю.
— Ты в карете? — спрашивают его.
— Нет, я пришел пешком.
— Да как же ты вовсе не промок?
— О,— отвечает он,— я умею очень ловко пробираться между каплями дождя. [29, с. 146.]
Стр. 70
Князь Потемкин меня любил (рассказ ведется от имени Д. Е. Цицианова) именно за то, что я никогда ни о чем не просил и ничего не искал. Я был с ним на довольно короткой ноге. Случилось один раз, разговаривая (не помню, у кого это было, ну да все равно) о шубах, сказал, что он предпочитает медвежьи, но что оне слишком тяжелы, жалуясь, что не может найти себе шубы по вкусу.
— А что бы вам давно мне это сказать, светлейший князь: вот такая же точно страсть была у моего покойного отца, и я • сохраняю его шубу, в которой нет, конечно, трех фунтов весу. (Все слушатели рассмеялись.)
— Да чему вы обрадовались? — возразил Цицианов.— Будет вам еще чему посмеяться, погодите, дослушайте меня до конца. И князь Потемкин тоже рассмеялся, принимая слова мои за басенку. Ну а как представлю я Вашей Светлости,— продолжал Цицианов,— шубу эту?
— Приму ее от тебя, как драгоценный подарок,— отвечал мне Таврический.
Увидя меня несколько времени спустя, он спросил меня тотчас:
— Ну что, как поживает трехфунтовая медвежья шуба?
— Я не забыл данного вам, светлейший князь, обещания и писал в деревню, чтоб прислали ко мне отцовскую шубу.
Скоро явилась и шуба. Я послал за первым в городе скорняком, велел ее при себе вычистить и отделать заново, потому что этакую редкость могли бы у меня украсть или подменить. Ну, слушайте, не то еще будет, вот завертываю я шубу в свой носовой шелковый платок и отправляюсь к светлейшему князю. Это было довольно: меня там все знали.
— Позвольте, Ваше Сиятельство,— говорит мне камердинер,— пойду только посмотреть, вышел ли князь в кабинет, или еще в спальной. Он нехорошо изволил ночь проводить.
Возвращается камердинер и говорит мне:
— Пожалуйте!
Я вошел, гляжу: князь стоит перед окном, смотрит в сад; одна рука была во рту (светлейший изволил грызть ногти), а другою рукою чесал он... Нет, не могу сказать что, угадывайте! Он в таких был размышлениях
Стр. 71
или рассеянности, что не догадался, как я к нему подошел и накинул на плечи шубу. Князь, освободив правую свою руку, начал по стеклу наигрывать пальцами какие-то свои фантазии. Я все молчу и гляжу на зтого всемогущего баловня, думая себе: «Чем он так занят, что не чувствует даже, что около него происходит, и чем-то дело это закончится?» Прошло довольно времени — князь ничего мне не говорит и, вероятно, забыл даже, что я тут. Вот я решился начать разговор, подхожу к нему и говорю:
— Светлейший князь!
Он, не оборачиваясь ко мне, но узнавши голос мой, сказал:
— Ба! Это ты, Цицианов! А что делает шуба?
— Какая шуба?
— Вот хорошо! Шуба, которую ты мне обещал!
— Да шуба у Вашей Светлости.
— У меня?.. Что ты мне рассказываешь?
— У вас... да она и теперь на ваших плечах!
Можете представить удивление князя, вдруг увидевшего, что на нем была подлинная шуба. Он верить не хотел, что я давно накинул ему шубу на плечи.
— То-то же не понимал я, отчего мне так жарко было; мне казалось, что я нездоров, что у меня жар,— повторял князь,— да это просто сокровище, а не шуба. Где ты ее выкопал?
— Да я Вашей Светлости уже докладывал, что шуба эта досталась мне после моего отца.
— Диковинная!.. Однако посмотри: она мне только по колено.
— Чему тут дивиться. Я ростом невелик, а отец мой был хоть и сильный мужчина, но головою ниже меня. Вы забываете, что у Вашей Светлости рост геркулесов; что для всех людей шуба, то для вас куртка.
Князя очень это позабавило, он смеялся и хотел непременно узнать, какими судьбами досталась шуба эта моему отцу. Я рассказал ему всю историю: как шуба эта была послана из Сибири, как редкость, графу Разумовскому в царствование императрицы Елизаветы Петровны, как дорогою была украдена разбойниками и продана шаху Персидскому, который подарил ее моему отцу. Князь удивился, что нет теперь таких шуб, но я ему объяснил, что был в Сибири мужик, который умел так искусно обделывать медвежьи ме-
Стр. 72
ха, что они делались нежнее и легче соболиных, но мужик этот умер, не открыв никому секрета [17 с. 113—116.]
Вариант. Императрица Екатерина отправляет его (Д. Е. Цицианова) курьером в Молдавию к князю Потемкину с собольей шубой... Он приехал, подал Потемкину письмо императрицы. Прочитав его, князь спрашивает:
— А где шуба?
— Здесь, Ваша Светлость.
И тут вынимает он из своей курьерской сумки шубу, которая так легка была, что уложилась в`виде носового платка. Он встряхнул ее и подал князю. [29, с. 1467]
Вариант. Я был, говорил он (Д. Е. Цицианов), фаворитом Потемкина. Он мне говорит:
— Цицианов, я хочу сделать сюрприз государыне, чтобы она всякое утро пила кофий с горячим калачом.
— Готов, Ваше Сиятельство. .
Вот я устроил ящик с комфоркой, калач уложил и помчался, шпага только ударяла по столбам (верстовым) все время тра, тра, тра, и к завтраку представил собственноручно калач. Изволила благодарить и послала Потемкину шубу. Я приехал и говорю:
— Ваше Сиятельство, государыня в знак благодарности прислала вам соболью шубу, что ни на есть лучшую.
— Вели же открыть сундук.
— Не нужно, она у меня за пазухой.
Удивился князь. Шуба полетела как пух, и поймать ее нельзя было. [118, с. 121.]
Дмитрий Евсеевич {Цицианов) завел Английский клуб в Москве и очень его посещает. Он всех смешил своими рассказами, уверял, что варит прекрасный соус из куриных перьев и что по окончании обеда всех будет звать петухами и курицами. [119, с. 125.]
Стр. 73
Когда воздвигали Александровскую колонну, он (Д. Е. Цицианов) сказал одному из моих братьев: «Какую глуную статую поставили — ангела с крыльями; надобно представить Александра в полной форме и держит Нанолеошку за волосы, а он только ножками дрыгает». Громкий смех последовал за этой тирадой. [119, с. 503—504.]
> Из головы, естественно, в обоих случаях. Но у просвещенной пионерии было еще преимущество перед крестьянами, верившими в чертей и прочее. У людей двух разных эпох было разное представление о страшном. quoted1
Таки вспоминаю своё…детство…конец шестидесятых (с 56-го я)…таки сегодняшние фильмы…просто отдыхают… Слушайте…а может это от того…, родители Бабаем пугали…который в тёмной комнате… вот воображение и работало…ну и покойники на похоронах (жили в частном секторе). Короче, психика – ни к чОрту…с детства…если что…)
> Таки вспоминаю своё…детство…конец шестидесятых (с 56-го я)…таки сегодняшние фильмы…просто отдыхают… Слушайте…а может это от того…, родители Бабаем пугали…который в тёмной комнате… вот воображение и работало…ну и покойники на похоронах (жили в частном секторе). Короче, психика – ни к чОрту…с детства…если что…) quoted1
У вас и вообще у предыдущих поколений воображение работало лучше в отсутствии телека и инета - не было красочных изображений ужасных картин - приходилось додумывать, и это было хорошо. Сегодняшний молодняк хорошим воображением уже вряд ли похвастается... Прогресс, мать его...
>> Таки вспоминаю своё…детство…конец шестидесятых (с 56-го я)…таки сегодняшние фильмы…просто отдыхают… Слушайте…а может это от того…, родители Бабаем пугали…который в тёмной комнате… вот воображение и работало…ну и покойники на похоронах (жили в частном секторе). Короче, психика – ни к чОрту…с детства…если что…) quoted2
> > У вас и вообще у предыдущих поколений воображение работало лучше в отсутствии телека и инета - не было красочных изображений ужасных картин - приходилось додумывать, и это было хорошо. Сегодняшний молодняк хорошим воображением уже вряд ли похвастается... Прогресс, мать его... quoted1
Скажите, как часто Вы общаетесь с «молодняком»…про реальную жизнь говорю?) Ну а смерть…не забывайте, в то время показывали фильмы про войну…и гражданскую, и ВОВ…так что…смертей насмотрелся…так сказать…героических. Кстати, Вы не задумывались…почему Гоголь, со своим мистицизмом, сразу стал популярен? Ведь читали его русские… Неужели в генах…от культурной базы… что-то сидит?)))
> Ну а смерть…не забывайте, в то время показывали фильмы про войну…и гражданскую, и ВОВ…так что…смертей насмотрелся…так сказать…героических. Кстати, Вы не задумывались…почему Гоголь, со своим мистицизмом, сразу стал популярен? Ведь читали его русские… Неужели в генах…от культурной базы… что-то сидит?))) quoted1
Может, потому, что подобного было мало или вообще не было?
>> Скажите, как часто Вы общаетесь с «молодняком»…про реальную жизнь говорю?) quoted2
> > Нечасто. Да и о чем? >
> ИОВ писал(а) в ответ на сообщение: >
>> Ну а смерть…не забывайте, в то время показывали фильмы про войну…и гражданскую, и ВОВ…так что…смертей насмотрелся…так сказать…героических. Кстати, Вы не задумывались…почему Гоголь, со своим мистицизмом, сразу стал популярен? Ведь читали его русские… Неужели в генах…от культурной базы… что-то сидит?))) quoted2
> > Может, потому, что подобного было мало или вообще не было? quoted1
Однако…) Понимаете форумный молодняк сильно отличается от тех, кто на форумах не сидит…) Пообщайтесь, уверяю Вас, с ними есть о чём поговорить… Кстати, они понимают шутки, в отличие от обидчивых форумных сидельцев…)
ЗЫ Однако…мы портим тему…минусы пошли…да и хозяин темки что-то притих… Так что…спасибо за беседу. Всего Вам хорошего…)
> А Вы в пионерском лагере бывали?) > Страшилкам баловались?...Таки момент творчества...своеобразная...откуда что берётся...а темнота...- для остроты ощущений... А Вы сумрак…тёмные углы…слабовато будет…если что…) quoted1
Странно, но напрягая память сецчас абсолютно не могу вспомнить тех сказок, которых пугался в детстве. Не было таких. Или может мне их просто не рассказывали. А вот те, сказки- рассказы, плюс песни колыбельные, "которые за душу брали", те что рассказывали на русском- помню до сих пор. И до сих пор они "за душу берут". Например, "Дети подземелья". Пан Тыбурций и его дети. Дядька- моряк любил на ночь юному племянники петь "Заветный камень" Типа. Он камень сжимал посиневшей рукою И тихо сказал, умирая:
«Когда покидал я родимый утес, С собою кусочек гранита унес… И там, чтоб вдали От крымской земли О ней мы забыть не могли.
Кто камень возьмет, тот пускай поклянется, Что с честью носить его будет. Он первым в любимую бухту вернется И клятвы своей не забудет!
Тот камень заветный и ночью, и днем Матросское сердце сжигает огнем. Пусть свято хранит Мой камень-гранит, Он русскою кровью омыт». Брррр. До сих пор мороз по коже. Тетушка, из донских казаков, на ночь пела свою песенку на стихи никитинские. Потом я уже узнал кто автор. Тоже тоска душу юную сжимала. На старом кургане, в широкой степи, Прикованный сокол сидит на цепи. Сидит он уж тысячу лет, Всё нет ему воли, всё нет! И грудь он когтями с досады терзает, И каплями кровь из груди вытекает. Летят в синеве облака, А степь широка, широка... Вот так и росли, украинские дети, потомки дворян российских.