Общеизвестно: русский язык – хранитель мудрости нашего народа. А старинные пословицы и поговорки – это его духовное сокровище, настоящий «золотой фонд», поскольку в них кратко и метко выражен поучительный опыт многих поколений. Но вот незадача: в условиях современной информационной войны этот опыт, выраженный словесно, подвергся искажениям под влиянием новых веяний времени.
Смысл многих широко известных пословиц оказался вывернут наизнанку и изменен с точностью до наоборот. Кто-то очень хотел утаить от нас правду, сломать исконные представления народа о добре и зле, о плохом и хорошем. С помощью «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля (издание 1897 г.) попробуем восстановить забытую истину...
В СЕМЬЕ НЕ БЕЗ УРОДА
Желая оправдать появление неблагочестивого человека в большом роду, мы привычно говорим: что ж, бывает – в семье не без урода. Или придаем другой оттенок: в любой компании обязательно найдется один непутевый. Но язык наш говорит иначе: «урод» – значит стоящий «у рода», находящийся под его надежной защитой и покровительством. И потому «уродом» раньше называли не больного инвалида, а первого ребенка – самого сильного, самого красивого, самого умного, который от молодых родителей взял все первое, лучшее. И семьей пара называлась только после рождения первенца. «Урода» – это на некоторых славянских языках означает «красота». То есть изначально в пословице был заложен очень глубокий смысл: «без ребенка – это еще не семья», «семье не быть без первого ребенка». Таким образом вся деревня, вся родня как бы убеждали молодых супругов скорее рожать наследника, чтобы стать полноценной семьей и приумножить силу своего рода-племени.
ОТ РАБОТЫ КОНИ ДОХНУТ
Как часто бездельники употребляют это выражение! Нравится оно им. Хотя полная версия поговорки звучит так: от работы кони дохнут, а люди – крепнут.
МОЯ ХАТА С КРАЮ
Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице.
СВОЯ РУБАХА БЛИЖЕ К ТЕЛУ
Да, к сожалению, многие современники нынче обрели ложное убеждение, что свой интерес – дороже всего, и ничто не должно вредить личной выгоде. Однако наши предки произносили эти слова совсем в другой обстановке. На похоронах воина, с честью павшего в бою, его братья снимали с себя льняные или полотняные рубахи и клали их в могилу – как можно ближе к телу погибшего сородича. Тем самым они показывали, как они любили его, как он им был дорог...
РАБОТА НЕ ВОЛК – В ЛЕС НЕ УБЕЖИТ
«Не торопись, полежи, отдохни, работа подождет» – таким значением наполнена эта пословица в современном русском языке. Однако изначальный ее смысл заключался вовсе не в том, чтобы потакать своей лености, откладывая важные дела на потом. Все было как раз наоборот! В старину, когда волк забегал в деревню, бабы с детьми тут же прятались по домам и выжидали, когда зверь убежит в лес. А работа их, брошенная на время, никуда не убежит, никуда не денется. Следовательно, чего ждать? Как только опасность миновала, сразу надо приступать к работе, оставленной на огороде, во дворе или по хозяйству.
НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ
«Все любят поесть чужого, дармового» – таким узко-пагубным содержанием наполнили мы сегодня эту пословицу. Но история тут опять-таки прямо противоположного свойства. Раньше был обычай: перед тем, как все сядут за стол, хозяин выходил на улицу из хаты и громко кричал: «Есть кто голодный?» То есть хозяин разевал рот «нараспашку» и звал на свой каравай всех голодных: соседей, сородичей, нищих, случайных прохожих. Негоже, когда все поедят, а кто-то голодным останется.
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
Пожалуй, сегодня это одна из самых часто употребляемых пословиц: многие заимодавцы гневно требуют у должников отдать взятое, звонят им, преследуют, угрожают. Беда, да и только… На самом же деле эта пословица учит прощать долги. Наши мудрые предки поступали по-христиански простодушно: одалживая кому-то что-то, возврата никогда не ждали, тем более – не просили и не требовали. Они были искренне рады помочь каждому нуждающемуся просто так, без всякой корысти. Когда же долг все-таки возвращали, они густо краснели: им было стыдно принимать его назад.
…Задумайтесь только, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ! Как высоки были нравы у наших мудрых предков, и как измельчали мы по сравнению с ними…
+ + +
Приведем еще несколько примеров усеченных пословиц.
Свято место пусто не бывает. А ПУСТО МЕСТО НЕ БЫВАЕТ СВЯТО! Голод не тетка – ПИРОЖКА НЕ ПОДНЕСЕТ. За битого двух небитых дают, ДА НЕ БОЛЬНО-ТО БЕРУТ. Комар лошадь не повалит, ПОКА МЕДВЕДЬ НЕ ПОДСОБИТ. Кто старое помянет – тому глаз вон, А КТО ЗАБУДЕТ – ТОМУ ОБА. Не все коту масленица, БУДЕТ И ПОСТ. Не печалится дятел, что петь не может: ЕГО И ТАК ВЕСЬ ЛЕС СЛЫШИТ. Один в поле не воин, А ПУТНИК. У страха глаза велики, ДА НИЧЕГО НЕ ВИДЯТ. Ума палата, ДА КЛЮЧ ПОТЕРЯН. Язык мой – враг мой: ПРЕЖДЕ УМА РЫЩЕТ, БЕДЫ ИЩЕТ.
Прокудин-Горский. Великий русский фотограф начала 20 века. Работы по русской деревне. Поймал себя на мысли, что Чарли зря втирал форуму про "пьяную русскую деревню". Всё чинно и благородно. Чисто и ухожено. Короче -- русские и русская деревня.
Место съёмки в границах 1913 года Россия Курская губерния Путивльский район
Место съёмки в границах 1913 года Россия Олонецкая губерния Петрозаводский уезд
‘Заводские поселения Верх-Исетского завода’ Место съёмки в границах 1913 года Россия Пермская губерния Екатеринбургский уезд
Дома поселенцев у станции Медвежья Гора Место съёмки в границах 1913 года Россия Олонецкая губерния Повенецкий уезд
Деревня Новинка. Владимирская (Петропавловская) церковь погоста Стерж Место съёмки в границах 1913 года Россия Тверская губерния Осташковский уезд
Село Черное (ну и названьице !) Место съёмки в границах 1913 года Россия Санкт-Петербургская губерния Новоладожский уезд
Жилые заводские постройки. [Ковжинский лесопильный завод] Место съёмки в границах 1913 года Россия Новгородская губерния Белозерский уезд
Общий вид д. Палкино (с юга) Место съёмки в границах 1913 года Россия Пермская губерния Екатеринбургский уезд
Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.
>> На седьмом фото дома, которым сейчас позавидует большинство русских сельчан. quoted2
> > Да и последней тоже.. Дай Бог каждому ! > Кто работал -- тот и имел. Самый справедливый Закон. quoted1
Хрущев в мемуарах хвалился как он босиком подростком пришел в город царской России, устроился на завод и через короткое время купил дом, велосипед и карманные часы.
>>> На седьмом фото дома, которым сейчас позавидует большинство русских сельчан. quoted3
>> >> Да и последней тоже.. Дай Бог каждому ! >> Кто работал -- тот и имел. Самый справедливый Закон. quoted2
> Хрущев в мемуарах хвалился как он босиком подростком пришел в город царской России, устроился на завод и через короткое время купил дом, велосипед и карманные часы. quoted1
>>> КИН писал(а) в ответ на сообщение: >>>> На седьмом фото дома, которым сейчас позавидует большинство русских сельчан.
>>>
>>> Да и последней тоже.. Дай Бог каждому ! >>> Кто работал -- тот и имел. Самый справедливый Закон. quoted3
>> Хрущев в мемуарах хвалился как он босиком подростком пришел в город царской России, устроился на завод и через короткое время купил дом, велосипед и карманные часы. quoted2
> > Что имеем - не храним, потерявши - плачем. quoted1
Прорвемся. Смотри какими домами деревни застраиватся. Еще бы власти газифицировали русские регионы, как газифицировали весь Кавказ, а то топить углем и дровами в 21 веке как то некрасиво.
>> Прорвемся. Смотри какими домами деревни застраиватся. Еще бы власти газифицировали русские регионы, как газифицировали весь Кавказ, а то топить углем и дровами в 21 веке как то некрасиво. quoted2
> > Нефть кончится и станет красиво. За щедрость путиноидов придётся расплачиваться. quoted1
Как говорил Столыпин " Дайте России немного времени без войн и потрясений" Даже при воровском режиме подъем ощутим и заметен. Лишь бы не было войны. Да и власть идет напопятную против требований народа.
>>> Прорвемся. Смотри какими домами деревни застраиватся. Еще бы власти газифицировали русские регионы, как газифицировали весь Кавказ, а то топить углем и дровами в 21 веке как то некрасиво. quoted3
>>
>> Нефть кончится и станет красиво. За щедрость путиноидов придётся расплачиваться. quoted2
> Как говорил Столыпин " Дайте России немного времени без войн и потрясений" > Даже при воровском режиме подъем ощутим и заметен. > Лишь бы не было войны. Да и власть идет напопятную против требований народа. quoted1
Верно. Эта власть -- власть на Смутное время. Пока другой у нас нет.
> МОЯ ХАТА С КРАЮ > > Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице. quoted1
Во мля. А я тут всё твержу: МОЯ ХАТА С КРАЮ. Теперь моя хата в серёдке будет.
>> МОЯ ХАТА С КРАЮ >> >> Неправильное толкование: «отойдите, отстаньте от меня, я ничего не знаю». Это сегодня мы так говорим, а раньше на тех людях, чьи хаты стояли с краю поселка, лежала особая ответственность – они первыми встречали любую опасность, будь то нападение врагов, лесной пожар, весенний разлив реки или стремительно мчащийся табун лошадей. Именно они и должны были дать отпор. Поэтому «в хатах с краю» жили самые смелые и сильные люди. Выбирая место для дома на краю деревни, его хозяин как бы говорил односельчанам: «Я буду охранять покой всех». Готовность к самопожертвованию всегда была свойственна русскому народу, что и запечатлелось в этой пословице. quoted2
>Во мля. А я тут всё твержу: МОЯ ХАТА С КРАЮ. Теперь моя хата в серёдке будет. quoted1