1 сентября самая влиятельная газета КНР «Жэньминь жибао» (официальный орган ЦК КПК) опубликовала «семь важных мер» для углубления сотрудничества России с Китаем. По дипломатическим канонам, передавать ультиматумы — это функция послов. Вот и автором этой публикации выступил посол КНР в РФ Ли Хуэй.
Первая «важная мера»: «Следует продвигать тесное взаимодействие в финансовой сфере, особенно расширить масштабы прямых расчетов в национальных валютах в торговле и инвестициях». О какой именно национальной валюте заботится Китай, догадаться нетрудно, но посол не понадеялся на догадливость Путина и после перечисления всех мер специально уточнил: «В прошлом году Китай и Россия подписали контракт на поставку и реализацию нефти, в течение 25 лет РФ поставит в КНР 360 млн т сырой нефти, общая стоимость контракта достигает $270 млрд. Во время визита Путина в Китай стороны также подписали газовый контракт на 30 лет общей стоимостью в $400 млрд. Я надеюсь, что в список этих стратегически важных и символических контрактов постоянно будет добавляться новое существенное содержание, особенно проекты по созданию большого самолета, а также в области высоких технологий и военно-технического сотрудничества». Таким образом, 25 лет поставок нефти и 30 лет поставок газа из России Китай хочет оплачивать не американскими долларами, а своими юанями. На эти юани Россия сможет накупить уйму товаров — разумеется, китайских
Однако посол имел в виду не только это. Говоря о необходимости «прямых расчетов в национальных валютах», он не ради красного словца вслед за торговлей упомянул об инвестициях и не зря добавил к нефтегазовым контрактам еще и проекты «по созданию большого самолета» и др. Инвестором в этих проектах будет именно КНР, а Россия предоставит территорию. В частности, «большие самолеты» будет строить Иркутский авиационный завод. Сейчас научно-производственная корпорация «Иркут» работает над созданием пассажирского самолета «Иркут МС-21», который должен стать конкурентом среднемагистральных Boeing-737 и Airbus-320/321. Коммерческие полеты первых экземпляров запланированы на 2017-18 гг. Меморандум о сотрудничестве в этом проекте был подписан российской и китайской сторонами 20 мая нынешнего года в Шанхае. Но Китай наверняка захочет сначала посмотреть, будет ли этот самолет реально превосходить своих конкурентов, и только затем решится инвестировать в серийное производство. Инвестировать, судя по словам посла, КНР намерена юанями.
«Важные меры» со второй по шестую перечисляют конкретные направления сотрудничества по различным отраслям. Направлений этих в общей сложности набралось несколько десятков — от «комплексно разрабатывать минеральные ресурсы» (скорее всего, российские) до «улучшать условия для торговли сельскохозяйственными продуктами» (по-видимому, китайскими) «и для сельскохозяйственного производства» (по-видимому, китайского в России). После подписания в мае нынешнего года газового контракта было много «утечек информации» о том, что Пекин согласился на эту сделку под обязательство Путина отдать Китаю в концессию сотни тысяч квадратных километров российской земли вместе с имеющимися там природными ресурсами (лес, рыба, золото, другие ценные металлы). Пришла пора выполнять обещанное.
Наконец, в последней, седьмой «важной мере» указывается: «Надо развивать инфраструктуру для трансграничных перевозок, в том числе продвигать строительство переходных мостов Хэйхэ-Благовещенск и Тунцзян-Нижнеленинское, оптимизировать проход китайских товаров через железнодорожную сеть РФ, а также улучшить транзитно-транспортные условия дальневосточных портов и северных фарватеров». Тут все логично: китайские товары нужны, чтобы было чем отоваривать юани. В то же время аналогичного облегчения условий для проникновения российских товаров в Китай не предусмотрено — там их не ждут.
И еще о предыстории. Летом, то есть до появления «семи важных мер» в «Жэньминь жибао», верные путинцы то и дело бахвалились в российских СМИ, что Россия перейдет с доллара и евро на юань, с западных кредитов на китайские и т. п. Уже тогда напрашивался вопрос, они добровольно это делают или их заставляют старшие китайские братья. Сейчас ответ можно считать известным, и впору задаться другим вопросом — когда Путин ввел запрет на импорт европейских и американских продуктов питания, он это делал чтобы отомстить Западу или чтобы подготовить россиян к изменению рациона? О дальнейшем развитии событий известно, что 6 сентября появились сообщения о концентрации Китаем своих войск у российской границы, 11 сентября Путин объявил внезапную проверку в течение недели боеготовности всего состава войск Восточного военного округа, а Минобороны РФ приказало перебазировать на Дальний Восток часть авиации Центрального военного округа. 18 сентября проверка завершилась, но 19 сентября началось стратегическое командно-штабное учение «Восток-2014» с участием около 100 тыс. военнослужащих, которое длилось до 25 сентября. В любом случае благодаря газовому контракту Пекин получил механизмы влияния на Кремль, а теперь у Китая появился новый рычаг давления на Россию. Пекин может быть уверен, что если китайская армия решит «восстановить историческую справедливость и вернуть исконно китайские территории», то Запад выскажет глубокую озабоченность — и только.
Интересный материал Георгиу, спасибо. Ничего плохого в сотрудничестве описанном в статье я не вижу . Расчеты за энергоносители будут вестись как в рублях, так и в юанях.
Остальное в статье просто подогнанно "не трудно догадаться что он имел ввиду", "если армия Китая нападет.".. - вот эти обобщения ничего общего с реальностью не имеют, так, мнение украинского коллумниста..
> Сообщение проходит проверку модератором. > КИН писал(а) в ответ на cообщение:
>> Россия и Китай научены практикой США. Ждем оранжевых бунтов в странах Запада. quoted2
> Дурень думкой богатеет. Жрать что будете, если Запад разорится и не сможет поставлять вам ни товара ни оборудования в обмен на вашу нефть, лапотники великопутинские? quoted1
конечно же с твоим мозгом с грецкий орех рассуждения правильные нас и укропы кормили 1000 лет теперь вот Европа сыра обожрался теперь вот красную предпочитаю на хлеб с маслом российским мазать. ДУРАЧЁК
> чем это я обгадился*? > 2105,07 сколько лет клепали? А ниву? quoted1
ой ,мля ))))) умора)))) 5 и 7 черт знает когда была снята с производства. делались на мелкосерийных производствах в последнее время -и вовсе не на ВАЗе))) кстати куда более худшего качества -в частности металла для кузова ,его качества и ЛКП с АКП ))) нива нынче делается не ВАЗом -старая делается отдельными предприятиями (не имеющими никакого отношения к ВАЗу),а Шеви-Нива делается совместным предприятием Дженерал Моторс _Автоваз (Автоваз только поставляет машинокомплекты данному производству,без права на брэнд). И в скором времени прекратит -поскольку поставки машинокомплектов убыточны для ВАЗа.. когда что-нить пишешь-изучи вопрос поначалу вплотную.Автоваз из той жопы ,в которую его загнали такие дельцы как каданников и березовский медленно (но не уклонно) начал всеже возрождаться. ЗЫ так как дела с автопромом в незалежней?
если кто не помнит, как путин автопроБИГАЛ на желтой лада калина, то напомню, вернее резюмирую: если хочешь проехать на лада калина несколько тысяч км, арендуй автовоз с двумя запасными машинами.
>> Россия и Китай научены практикой США. Ждем оранжевых бунтов в странах Запада. quoted2
> Дурень думкой богатеет. Жрать что будете, если Запад разорится и не сможет поставлять вам ни товара ни оборудования в обмен на вашу нефть, лапотники великопутинские? quoted1
Ты знаешь, что такое ЕврАзЭС? Ты знашь, что такое БРИКС? Завидуй, укропитек.
Да нет Стыдно иметь таких друзей как у вас... И кстати, а вы спрашивали, они то действительно ваши друзья? Или только на словах? Пока по моему дальше слов, ну каких то подачек, дело не идет
>> как то постил. по моей инфе шо читал пару лет назад в закарпатье собирали Фольксваген. И еще шото. Не помню,честн > > Надо же. Оказывается WV украинский автомобиль, а я то думал на немце езжу. quoted1
Так они его, WV и "еще шото, в Германии разобрали, в баулах перевезли и в закарпатье собрали!
Как это можно проложить ШЕЛКОВЫЙ путь в обход КИТАЯ,ума не приложу Вероятно имелось в виду в обход только России, Но тут грянул таможенный союз,и теперь чтобы доставить груз из Китая в Европу по суше придется пересечь всего две границы в плане таможни--Казахстана с Китаем и Беларуси с ЕС. А если по средней Азии то куча стран с границами,таможней,с нестабильностью,с зашкаливающей коррупцией ,отсутствием дорог и т.д.
Но древний шелковый путь проходил по разным маршрутам--думаю Китай рассматривает все варианты,и задача Путина не прощелкать это
Тут кстати могла бы поучавствовать и Украина ЕСЛИ,бы она завтра бы стала членом ЕС,но увы