Неуверенность в будущей сытости меняет потребительские стратегии украинцев. Опасаясь обесценивания накоплений, все больше людей живут сегодняшним днем
По словам ведущего менеджера по работе с клиентами исследовательской компании TNS в Украине Марины Костроминой, покупательское сообщество сегодня активно трансформируется сразу с двух сторон — по психотипам покупателей и по стратегиям их потребления.
Сбережения сохранят в товарах
Материальное положение украинских семей меняется отнюдь не в лучшую сторону. Так, по результатам последней волны MMI-Украина (ежегодного исследования компании TNS) за последний год, 44% респондентов прямо указали на ухудшение своей финансовой ситуации. При этом почти половина украинцев (48% респондентов) убеждены, что сейчас крайне неудачное время, чтобы делать любые сбережения.
Украинцы с доходом «средний плюс» устали от жизни в постоянном стрессе. Ограничения на банковские услуги, подорожание «покупательской корзины» на 30–50%, рост цен на топливо и на проезд, повышение тарифов на коммунальные услуги и перебои с их предоставлением породили острый страх потери и обесценивания денег.
По сути, сейчас представители среднего класса (то есть те, кто имел хоть бы какие-то накопления) активно проедают запасы и закупаются впрок. При этом четверть украинцев (беззаботные и оптимисты, с доходом от 4 тыс. грн. на одного члена семьи) не утруждают себя поисками более дешевых продуктов и не следят за своими расходами. Они покупают вещи, без которых можно было бы обойтись, и разнообразные новинки техники.
Доля негативно настроенных потребителей (пессимистов и растерянных) в 2014 году в совокупности возросла до критических 72%. Объединяет их то, что и одни и другие твердо убеждены: приобретение продуктов про запас — лучший способ экономии. В остальном покупательские стратегии этих групп сейчас существенно отличаются.
Пессимисты (с доходом менее 2,5 тыс. грн. на одного члена семьи) деньги тратят неохотно и стараются себя не баловать. Растерянные (с доходом от 2,5 тыс. грн. до 6 тыс. грн. на одного члена семьи), наоборот, часто ходят по магазинам, чтобы поднять себе настроение, и покупают украинские продукты, дабы поддержать отечественных производителей.
Как отмечают в Kwendi Impact Studies, не желая снижать привычный уровень жизни, люди чаще оптимизируют затраты и меняют принципы выбора товаров вместо сокращения объемов потребления.
На первый план выходит забота о близких и желание защитить свою семью. Простой пример — ассортимент продуктов и товаров для детей в потребительской корзине не изменился.
Это, кстати, одна из причин того, что розничный товарооборот в Украине по прежнему продолжает расти: с начала года он увеличился на более чем 13 миллиардов гривен (до 651 млрд. грн.).
Несмотря на рост расходов, предпосылок к возможному улучшению собственного благосостояния украинцы пока не видят. 41% опрошенных MMI¬Украина вообще не ожидают этого в следующие двенадцать месяцев. А 38% респондентов считают, что может стать еще хуже.
От чего отказываются
На негатив в экономике и в кошельке наши соотечественники реагируют оперативно и изобретательно. Во первых, изменились объемы совершаемых закупок. Потребители создают запасы питательных продуктов базовой необходимости с длительным сроком хранения (крупы, консервы, бакалея).
Избирательно увеличивают объемы покупок категорий, которые может ожидать значительное подорожание (бытовая техника, медикаменты, личная гигиена, импортные товары) и снижают потребление категорий, которые к первой необходимости не относятся (дорогой алкоголь, деликатесы, кондитерские изделия, бытовая химия).
Во вторых, оптимизация расходов повлекла за собой переход на альтернативные продукты (тренд — «готовим дома») и поспособствовала полному или частичному отказу от некоторых категорий (колбасных изделий, йогуртов, творожных десертов). А реализация предыдущих установок, основанных на представлении о здоровом образе жизни, отразилась на снижении потребления сигарет, алкоголя и мяса.
В третьих, сейчас украинцы отказываются от покупок определенных категорий вне сезона — этим летом свежие фрукты и овощи многие украинцы закупали в большом количестве для последующей заморозки и консервации.
Кроме того, прежняя лояльность к торговым маркам и брендам заметно снизилась. За громкое имя товара люди переплачивать не готовы. Переключение между различными ТМ и продуктами происходит быстрее и проще.
Поменялось отношение и к самой рознице. Одним из сегодняшних трендов можно смело назвать изменение и увеличение вариативности мест покупки. К примеру, многие люди готовы посещать сразу несколько торговых точек для покупки разных товарных категорий (например, идти за мясом, яйцами и молочными изделиями не в супермаркет, а на рынок или в киоск). А также тратить время на поиски лучших цен (приобретение основного ассортимента продтоваров на открытых рынках к концу дня, выбор акционных, уцененных предложений в торговых сетях).
В моду снова вошла фирменная розница в киосках и ларьках. Там с энтузиазмом отовариваются сегодня те, кто еще вчера, крутя носом, проходил мимо. Появились и новые каналы покупок, к примеру, продажи и обмены между членами одной референтной группы в соцсетях или на специальных сайтах коллективных покупок.
Светлана Попель
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Есть в России выражение - " безумные девяностые" Будет на Украине выражение -" безумные дветысячидвадцатые" Вопрос в том долго ли продержится безумная вакханалия? Возродится ли способность думать? Да уж... наломали дров... скакуны...
печально. Хотя признаков проедания последнего не заметил. Как и все, попавшие в трудную финансовую ситуацию, украинцы различным образом оптимизируют расходы. Я вот тоже сейчас этим занялся. Правда, у меня оптимизация с ремонтом квартиры связана...
> Есть в России выражение - " безумные девяностые"
> Будет на Украине выражение -" безумные дветысячидвадцатые" > Вопрос в том долго ли продержится безумная вакханалия? Возродится ли способность думать? > Да уж... наломали дров... скакуны... quoted1
Да, страшное будущее. И просвета не видно. Кто их будет вытаскивать из бездны ?
>> Есть в России выражение - " безумные девяностые"
>> Будет на Украине выражение -" безумные дветысячидвадцатые" >> Вопрос в том долго ли продержится безумная вакханалия? Возродится ли способность думать? >> Да уж... наломали дров... скакуны... quoted2
>
> > Да, страшное будущее. > И просвета не видно. Кто их будет вытаскивать из бездны ? quoted1
Сами. Только сами. Ни кто ни кого из бездны вытаскивать безвозмездно не станет. России заплатить не чем. Евросоюз не считает себя спонсором Ну а прецеденты оказания помощи такой страной, как США, заканчиваются потерей государственности
Дмитрий_32R (Dmitry_P) писал(а) в ответ на сообщение:
> И просвета не видно. Кто их будет вытаскивать из бездны ? quoted1
И при нонешних рукойводителей Украины - видно не будет. Им война глаза застила. Дайте грошей на войну, на стену..., но не на подъём собственной экономики. Вот приедет байдэн, байдэн нам поможет. Да нужны вы байдэнам. Он приезжает, шоб подтолкнуть войну, пообещать оружия. Мутная вода в Украине им нужна.
Так вот где собака порылась!!! Я то, грешным делом, думал что яйце нюх с петруччио хернёй занимаются, а они, оказываецца страну ОПТИМИЗИРУЮТ(во словечко придумали!А если с мовы на нормальный???)!!! Вон оно как...
а ещё понимание не пришло, что они в глубокой ... хм... бездне... Меня вот другое веселит, что они повторяют российский путь... у нас тоже была рыволюция в девеностые... Ну нафига? Нафига наступать на те же грабли? Думаю глубокий смысл майданизации Украины - передел собственности. Беда в том, что этот передел творят не просто жулики, а агрессивные жулики. А вообще мне Украина уже давно надоела. Надоела их детская вера в перемены к лучшему, их злобные вопли в сторону России и откровенный подхалимаж в сторону барина - США , и его колонии соединённых штатов Европы. Когда то я с гордостью говорил - Мой дед Украинец... а сейчас... сейчас мне стыдно... Вот они тут толкуют о агрессивности россиян в сторону неньки.... Какая в ягодицы агрессивнось? БРЕЗГЛИВОСТЬ!!! Год назад было модно обсуждать события на Украине, а теперь ... прготивно! Это как без конца говорить о туберкулёзниках или онкобольных. Вроде и жалко их , а обсуждать эту тему неприятно... Такую страну испоганили! Такой народ оболванился! Видать чаша грехов переполнилась... Да и поделом им. ПРЕДАТЕЛИ!
> Есть в России выражение - " безумные девяностые"
> Будет на Украине выражение -" безумные дветысячидвадцатые" > Вопрос в том долго ли продержится безумная вакханалия? Возродится ли способность думать? > Да уж... наломали дров... скакуны... quoted1
Как там санкции? Цена на нефть не беспокоит? А деревянный чего так низко скатился? Может еще скажешь что жизнь россиян улучшается?
>> Есть в России выражение - " безумные девяностые"
>> Будет на Украине выражение -" безумные дветысячидвадцатые" >> Вопрос в том долго ли продержится безумная вакханалия? Возродится ли способность думать? >> Да уж... наломали дров... скакуны... quoted2
>Как там санкции? Цена на нефть не беспокоит? А деревянный чего так низко скатился? Может еще скажешь что жизнь россиян улучшается? quoted1
doktor35 (doktor35) писал(а) в ответ на сообщение:
> Как там санкции? Цена на нефть не беспокоит? А деревянный чего так низко скатился? Может еще скажешь что жизнь россиян улучшается? quoted1
владей я скважинами или банками то , наверное , грустил бы.... а так... Сижу дома, зарабатываю 25-30т. рублей, машины у меня нет, небольшой частный дом. На днях закончил обустройство мастерской. Теперь там тепло. Днём торгую интернетом , вечерами столярничаю... Пофиг мне баксы и цена нефти. Вот не могу в Новосибирске нормальный столярный пиломатериал найти - это ПРОБЛЕМА! А Ваша Украина... Да пофиг мне она! Ассенизируйтесь сами!