Как «национальная революция» убивает космическую отрасль Украины Ольга НЕГОДА 18.11.2014 00:00
Ко времени распада Советского Союза на Украине была сосредоточена почти треть космической промышленности бывшего СССР. Космическая отрасль охватывала 140 предприятий и институтов, располагавшихся на территории Украинской ССР и обеспечивавших работой 200 тыс. человек. Потенциал советской космической промышленности позволял Украине занимать ведущие позиции в ряду космических держав. В 90-е годы ХХ века Украина удерживала 6-7-е места в мировом рейтинге космических государств и 2-е место в Европе. Мировой рынок, международные соглашения, договоры, контракты, совместные предприятия… Два десятилетия Украина стабильно занимала 3-5-е места на международном рынке пусковых услуг, хотя денег на космос год от года становилось всё меньше…
В 2013 году, при президенте Викторе Януковиче, космическая отрасль получала не более 70% того, что значилось в бюджете и тем не менее в течение прошлого года до начала авантюры с Майданом были осуществлены пуски трёх ракет-носителей (РН) украинского производства «Зенит» и «Днепр», два успешных пуска ракеты-носителя «Антарес», первая ступень которой была разработана и изготовлена на предприятиях Украины, успешный пуск РН «Вега» с украинским маршевым двигателем 4-й ступени…
Тогда же Виктором Януковичем была утверждена «Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 2013-2017 гг.», в процессе реализации которой было предусмотрено получение коммерческого дохода в объеме 2,5 млрд. гривен плюс непрямой доход в 3,24 млрд. гривен. Выполнение программы курировалось тогдашним премьер-министром Украины Николаем Азаровым. То есть ещё год назад у Украины был статус космической державы и были перспективы развития космической отрасли.
И вдруг – обвал… В октябре 2014 года Пётр Порошенко заявил, что Украина должна выработать стратегию, которая вернёт ей статус великой космической державы. Почему этот статус понадобилось возвращать? Как за полгода президентства Порошенко Украина умудрилась его потерять? Его что - украли, продали, пропили, сдали в аренду? Кто сейчас контролирует Государственную космическую программу на 2013-2017 гг.? Куда делись деньги на эту программу? Чем занимается в текущем 2014 году космическая отрасль Украины? Ответов на эти вопросы нет.
Глава Государственного космического агентства (ГКА) Украины Юрий Алексеев, пребывавший на этой должности с 2005 года, уволен по закону «О люстрации». Для украинских люстраторов он оказался неблагонадёжным, поскольку не скакал на Майдане. Между тем ещё в «домайданные» времена на апрель 2014 года планировался запуск первого украинского геостационарного спутника вещания «Лыбидь». Стоимость этого проекта составляла около $260 млн., проект осуществлялся канадской компанией MDA, а сам спутник изготовляли в Красноярске на предприятии «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». В настоящее время аппарат готов к запуску и находится в Красноярске на хранении, но на производство ракеты «Зенит» для запуска спутника у «Южмаша» нет средств…
Весной 2014 года «Южмаш» лишился российских заказов, не приобретя взамен ничего. А в «дореволюционные» времена, до 2014 года, завод функционировал - пусть не на полную мощность, как когда-то, но заказы были. И не только по международной программе «Морской старт», для которой «Южмаш» производил РН «Зенит». Сотрудничала Украина с Бразилией, но после государственного переворота украинско-бразильская космическая программа была заморожена, как заморозили и «Морской старт», предусматривавший запуски спутников ракетами «Зенит» с плавучего космодрома…
За последние полгода на «Южмаше» из-за невозможности платить зарплату были уволены более 700 специалистов. Потеряны высококлассные кадры. Это точка невозврата. В ближайшей перспективе без работы могут остаться и те сотрудники предприятия, которые задействованы в программе модификации стратегических ракетных комплексов Р-36М УТТХ (ракета «Днепр», используемая для вывода на орбиту малых космических аппаратов российско-украинско-казахской компанией «Космотрас»): российская сторона поставила вопрос об изменении экономики проекта таким образом, чтобы он был более выгоден России. Иначе программа «Днепр» будет закрыта…
В этих условиях Украина упорно отворачивается от крупнейшего российского рынка космических услуг. Увлечённый войной на Донбассе, Порошенко отказался оплачивать Роскосмосу строительство двигателя для ракеты «Зенит», которая должна вывести на орбиту спутник связи «Лыбидь». Роскосмос, в свою очередь, до проведения платежей считает нецелесообразным поставлять «Южмашу» данное оборудование, поскольку предприятие, по сути, банкрот. Так Порошенко «возвращает» Украине статус великой космической державы… Количество российских заказов, обеспечивающих значительную часть доходов «Южмаша», снизилось на 80%. «Пару месяцев - и ситуация с «Южмашем» станет необратимой. Пока кто-то где-то решает быть ли Украине космическим государством, вопрос решится сам собой, а восстановить этот статус будет уже невозможно», – говорит помощник генерального директора предприятия Владимир Ткаченко.
Свёртывание кооперации с Россией затронуло и КБ «Южное», созданное на базе конструкторского отдела «Южмаша». На другом крупном предприятии - агрегатном заводе - аналогичная ситуация. «Нас уведомили, что на разрешения на поставку продукции в Россию наложен запрет. Мы пишем в профильные ведомства, чтобы разобрались, но государственный механизм очень медлительный и пока ответа нет. Отгрузку на Россию, а это почти 60% продукции, мы не ведём уже месяц. По инерции пока что работой загружены на 100%, потому что получили предоплату и закупили материалы, но так продлится недолго», - говорит председатель правления предприятия Валерий Бобко.
В 1997 г. украинец Леонид Каденюк совершил краткосрочный космический полёт на американском космическом корабле-шаттле «Колумбия». Во время полета в его обязанности входило проведение различных биологических экспериментов. У себя на Родине космонавт Каденюк получил звание Героя Украины за то, что «в условиях невесомости руководил произрастанием мха и опылял цветы тыквы муляжами пчелиных лапок»
После аварии ракеты «Антарес», модификация которой производилась на "Южмаше", США отказались от использования российско-американо-украинских носителей.
"Поскольку компания Orbital имела недостаточно опыта по работе с большими жидкостными ступенями и криогенными компонентами, для работы по первой ступени «Антареса» был заключён контракт с ГП КБ «Южное» (Украина, Днепропетровск), разработчиком ракет космического назначения серии «Зенит». "
Писарь неместный (Sergisemlll) писал(а) в ответ на сообщение:
> тем не менее в течение прошлого года до начала авантюры с Майданом были осуществлены пуски трёх ракет-носителей (РН) украинского производства «Зенит» quoted1
2013
Зенит-3SL Украинская ракета 70 % комплектующих, включая маршевые кислородно-керосиновые двигатели ЖРД РД-171М (НПО «Энергомаш») и разгонные блоки ДМ-SL и ДМ-SLБ (РКК «Энергия»), изготавливаются на российских предприятиях
Одна шлёпнулась 1 февраля был произведён на стартовой площадке плавучего космодрома проекта «Морской старт» при помощи ракеты-носителя Зенит-3SL. Во время запуска бортовой источник мощности дал сбой,что привело к падению ракеты-носителя
Наверняка его украинцы лепили
Днепр - советская ракета Р-36М, снятая с вооружения РВСН России и запущенная с российского космодрома (The launch vehicles used for satellite launches are withdrawn from service with the Russian Strategic Rocket Forces and stored for commercial use. -инглиш вики)
Р-36М - Главный конструктор Владимир Фёдорович Уткин (Рязанская область)
Двигатель 1 ст - РД-264 КБЭМ Химки, Московская область Двигатели 2 ст 1 РД-0229 КБХА Воронеж 4 РД-0230 КБХА Воронеж
Писарь неместный (Sergisemlll) писал(а) в ответ на сообщение:
> два успешных пуска ракеты-носителя «Антарес» quoted1
Антарес
НК-33 (11Д111) — советский жидкостный ракетный двигатель, разработанный СНТК им. Н.Д. Кузнецова. Куйбышев. РСФСР Производитель: ОАО «Моторостроитель Куйбышев. РСФСР
Участок работ «Южного» включает основной этап работ с топливными баками и связанным с ними оборудованием. Основной задачей КБ «Южное» является разработка и контроль изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива
Всё
Писарь неместный (Sergisemlll) писал(а) в ответ на сообщение:
> То есть ещё год назад у Украины был статус космической державы и были перспективы развития космической отрасли. quoted1