В этой теме попытаюсь воссоздать образы и нравы былинных героев принадлежащих искючительно к киевскому циклу (то есть эпоса рождённого в Киеве и не распространившегося по другим княжествам Древней Руси) для проведения параллелей с современными событиями на Украине....
1. ВОЛХ (ВОЛЬГА) ВСЕСЛАВЬЕВИЧ (один из древнейших персонажей созданный народным эпосом ещё до прихода русичей в Киев)
Когда Волх рождается, звери, рыбы и птицы в страхе прячутся: родился великий охотник. Рыба пошла в морскую глубину, Птица полетела высоко в небеса, Туры да олени за горы пошли, Зайцы, лисицы по чащицам, А волки, медведи по ельникам, Соболи, куницы по островам. (К. Д. 6)
Родился герой, соответствующий идеалам первобытно-общинного строя: великий охотник и колдун, умеющий покорять себе природу, и в первую очередь — животных, от которых когда-то зависела вся жизнь человека. Но Волх не только великий охотник, он и великий воин. Как воин он, однако, совершенно не похож на воинов позднейшего русского эпоса — на Илью, Добрыню, Алешу. Он воюет так же, как охотится: путем волшебного умения, «хитрости-мудрости». Поход Волха, цель этого похода, определяются совершенно иной идеологией, чем те войны, в которых принимают участие основные герои русского эпоса.Решающим моментом для оценки и определения Волха являются, однако, не столько обстоятельства его рождения и воспитания, сколько характер и цель совершаемого им похода. Русский эпос знает и признает для своих героев только один вид войн — войны справедливые, войны, целью которых служит защита родины от нападения врага. На первый взгляд может казаться, что и Волх совершает именно такой поход. Но Волх совершает набег с совершенно иными целями: поход Волха был чисто хищнический. Достаточно сравнить защиту Киева от татар. Калина или Батыя Ильей Муромцем или Василием Игнатьевичем с той войной, которую ведет Волх, чтобы сразу увидеть разницу между подлинной защитой Руси и такой защитой, которая представляет собой лишь малоубедительный предлог для нападения. Вначале Волх как Вещий Колдун включает пропаганду среди мужского населения, чтобы собрать для этого похода Дружину. Основой служит якобы подслушанный им разговор о целях индийского царя Салтана. Он эти цели узнает волшебным образом: он обращается в птицу и подслушивает разговор его с женой якобы о том что царь собирается напасть на Киев. Сказочный характер такой разведки совершенно очевиден. Волх сам ведет свою дружину к индейскому или турецкому царству и вплотную подходит к городу раньше, чем индейский царь вообще что-либо может предпринять. Можно было бы предположить, что Волх избрал наиболее совершенный способ защиты, а именно нападение. Поход вызван похвальбой индейского царя, что он возьмет Киев и сожжет его церкви (К. Д. 6). В других случаях царь хвастает, что он поедет воевать на святую Русь, девять городов он похваляется подарить своим сыновьям, а Киев взять себе. Жене он обещает привезти дорогую шубу. Картина получается совершенно определенная: Волх отправляется в поход потому, что Киеву грозит опасность, и эту опасность он хочет предотвратить.
Волх становится предводителем этого набега не как военачальник, а как кудесник. Его волшебное искусство обеспечивает успех предприятия. Чтобы снабдить свою дружину всем необходимым, он обращается волком и соколом; охотой он и кормит дружину и одевает ее в шкуры убитых им зверей. Воины, одетые в звериные шкуры, отражают древний охотничий быт. В Волхе, заботящемся о своей дружине, есть несомненная привлекательность. Такая строка, как «дружина спит, так Волх не спит», выражает идеал военачальника, всем существом своим преданного своему делу и своим людям. Дружина же по существу представляет собой не княжескую дружину позднейшего типа, а скорее беспорядочную орду завоевателей. Успех предприятия решается «хитростью-мудростью» их предводителя. Всё это объясняет нам, почему эта былина была почти забыта, когда создался собственно основной Героический воинский эпос Древнерусских былин.
Призыв, с которым он к ним обращается, выдает цель похода, определяет его идеологию:
Гой еси вы, дружина хоробрая! Ходите по царству индейскому, Рубите старого, малого, Не оставьте в царстве на семена! (К. Д. 6)
В описании похода Волха видны остатки тех варварских времен, когда совершались жестокие набеги одних племен на другие. Щадят только молодых женщин. Сам Волх расправляется с потерпевшим поражение царем Салтаном Ставрульевичем и берет за себя его молодую жену, а дружину он женит на девушках. Завоевателям достается богатая добыча, и песня кончается грандиозной картиной дележа этой добычи: Волх делается местным царем и выкатывает для дружины золото и серебро; он наделяет дружину целыми табунами коров и коней, так что на каждого из дружинников приходится по сто тысяч голов. Если до сих пор мы видели охотничий характер дружины, то теперь имеем набег в целях добычи скота. О защите Киева в былине нет и помину. Сам Волх в Киев не возвращается и остается здесь царствовать, и дружина, переженившись, также остается
Все это позволяет нам сделать следующее заключение: древнейшая основа песни о походе Волха — песня о набеге первоначально в поисках охотничьих угодий, позднее — в целях угона скота. И начальник дружины и сама дружина — охотники, питающиеся и одевающиеся охотой. Набег носит хищнический характер: все население перебивается, скот и имущество распределяются между победителями. Между ними же распределяются женщины, и победители не возвращаются, а остаются жить на занятых местах. Такое повествование обладает некоторой занимательностью, но оно уже не соответствует идеологии ни Киевского государства, ни киевского эпоса. Позднее самим народом (киевлянами) была сделана попытка приурочить этот поход как песенное выражение своим истинным историческим интересам. И принадлежит эта былина к числу наиболее редких песен русского эпоса.
А всмъ молодцамъ онъ приказъ отдаетъ: "Гой еси вы, дружина хорабрая! " Xодите по царству Индйскому, " Рубите стараго, малаго, "Не оставьте въ царств на смена; 160. "Оставьте только вы по выбору, "Не много не мало-семь тысячей "Душечки красны двицы. " А и ходитъ его дружина по царству Индйскому, А и рубитъ стараго, малаго, 165. А и только оставляютъ по выбору Душечки красны двицы.
Легко объясняется эпос о Змее Горыныче. Легенды создавались во времена феодальной раздробленности, когда некоторые удельные князья не подчинялись Великому князю. Итак, Змей похищал княжескую дочь. Будь змей животным, зачем ему княжна, кроме как на обед? Надо вспомнить, что слово "змей" - типичное для Руси ругательное слово. На Украине есть река Горынь, так возможно там и жил строптивый феодал, настоящее имя которого не сохранилось. Князь посылает на разборки со Змеем Добрыню. Известно несколько исторических личностей по имени Добрыня, в том числе начальника особой дружины князя, что-то вроде средневекового спецназа. Если Добрыня поехал на бой со Змеем, это не значит, что он поехал один, наверняка во главе сильного отряда. Против него выступил Змей Горыныч, на бой он вышел "о трех головах и о двенадцати хоботах". Что такое "голова" - понятно, это начальник. А "хобот" - староруссое "знамя, стяг". То есть Змей выставил сильное войско, состоящее из двенадцати полков, возглавляемых тремя военачальниками. Далее, как только Добрыня уничтожил (срубил) голову, на этом месте появилось две новых. То есть, применена типичная древнерусская тактика засадных полков, когда часть войск находится в скрытом резерве до поры. Далее, Добрыня все равно побеждает Змея и с триумфом возвращается в Киев. Вот так, за образным языком былин можно проследить отголоски каких-то реальных событий.
Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
> Легко объясняется эпос о Змее Горыныче. Легенды создавались во времена феодальной раздробленности, когда некоторые удельные князья не подчинялись Великому князю. Итак, Змей похищал княжескую дочь. Будь змей животным, зачем ему княжна, кроме как на обед? Надо вспомнить, что слово "змей" - типичное для Руси ругательное слово. На Украине есть река Горынь, так возможно там и жил строптивый феодал, настоящее имя которого не сохранилось. Князь посылает на разборки со Змеем Добрыню. Известно несколько исторических личностей по имени Добрыня, в том числе начальника особой дружины князя, что-то вроде средневекового спецназа. Если Добрыня поехал на бой со Змеем, это не значит, что он поехал один, наверняка во главе сильного отряда. Против него выступил Змей Горыныч, на бой он вышел "о трех головах и о двенадцати хоботах". Что такое "голова" - понятно, это начальник. А "хобот" - староруссое "знамя, стяг". То есть Змей выставил сильное войско, состоящее из двенадцати полков, возглавляемых тремя военачальниками. Далее, как только Добрыня уничтожил (срубил) голову, на этом месте появилось две новых. То есть, применена типичная древнерусская тактика засадных полков, когда часть войск находится в скрытом резерве до поры. Далее, Добрыня все равно побеждает Змея и с триумфом возвращается в Киев. > Вот так, за образным языком былин можно проследить отголоски каких-то реальных событий. > quoted1
"Поскольку варяги-русь, с одной стороны, в основном и составили дружинный слой молодого государства, а с другой – были сами организованы по принципу дружин, сформировавшийся эпос носил черты дружинного. ... На юге русы, сравнительно малочисленные, частично смешались с полянами, частично гибли в войнах. Местное население, ощутимо отличное от пришельцев в языке и культуре, не имело ни возможности, ни желания перенимать их эпические предания. Зато на русском Севере, там, где расселялись варяго-русские поселенцы, эпос (разумеется, в изменившемся виде) сумел дожить до XX столетия."
Вот потому ОБРАЗЫ БЫЛИННЫХ ГЕРОЕВ КИЕВСКОГО ЦИКЛА так значительно отличаются от общерусских образов героев Древней Руси...
Прозоров Л.Р. "Времена русских богатырей. По страницам былин – в глубь времён." – , 2006.
Так при том, что Киевские былинные Герои в Древнерусском эпосе стоят особняком от остальных Былинных Героев сражающихся за Русь. Былинные Герои Киевского Цикла в сражениях ищут себе Славу и не более того... И как сюжеты этих киевских былин созвучны кличу нонешних украинских радикалов - Героям Слава!
>Так при том, что Киевские былинные Герои в Древнерусском эпосе стоят особняком от остальных Былинных Героев сражающихся за Русь.
> Былинные Герои Киевского Цикла в сражениях ищут себе Славу и не более того... > И как сюжеты этих киевских былин созвучны кличу нонешних украинских радикалов - Героям Слава! > quoted1
А почему на картинках голубоглазые рыжебородые мужики? Каким боком они к городу Хуэ?
>>Так при том, что Киевские былинные Герои в Древнерусском эпосе стоят особняком от остальных Былинных Героев сражающихся за Русь.
>> Былинные Герои Киевского Цикла в сражениях ищут себе Славу и не более того... >> И как сюжеты этих киевских былин созвучны кличу нонешних украинских радикалов - Героям Слава!
>Украинцы при том что слово дружина украинское.В московии никакакого былинниго цикла киевского периода не было.яВ Древней Руси никаких былин и в помине не было.Все эти байки о былинах были придуманы в московских кабинетах для создания мифа о правоследовании москвой Киева.Московский народ узнал о былинах из уст школьных учителей.Спросите на улицах москвы у людей о былинах и вам расскажут аоспоминания о школьной программе. > quoted1
В этой Рубрике мы будем говорить ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о БЫЛИННЫХ ГЕРОях КИЕВСКОГО ЦИКЛА, которые кроме как в кыйуовско-полянской мифологии не упоминаются а именно это - ГЕРОИ КИЕВСКОГО ЦИКЛА (до дробления на малые княжества) Дунай, Соловей Будимирович, Дюк Степанович, Чурила Пленкович, Иван Гостиный сын, Данила Ловчанин, Ставр Годинович, Иван Годинович, Глеб Володьевич, Хотен Блудович, Касьян, атаман каличий, княгиня Апраксия, Маринка Кайдаловна, Забава Путятична, князь Владимир (не Красно Солнышко)
Отход от темы с упоминанием былинных Героев других циклов без связи с Киевскими будет удпляться беспощадно....
Свідомий (Свидомый) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вся российская история это сплошные мифы и фальсификации.Никаких варягов чужаков новгородцы не призывали.Никто чужака другой веры и традиции ставить князем не будет.призвали своих славян владеющих языком,одной веры и одних традиций.Кий,Щек,Хорив были руськими князьями до призвания варягов.И пришлые Рюрики были родней киевским князьям потому и стал Киев стольным городом.А словене,меря,и чудь от этих славян стали зватся руськими.В летописи сказано что позвали этих князей словене,меря чудь и русь.Своих позвали.Новгородцы всегда знали что Русь это Киев ,так и писали что едем на Русь,тобишь в Киев. > quoted1
Пиши по теме или не пиши вообще, если ты ей не владеешь...