Krasnoarmeika (Krasnoarmeika) писал(а) в ответ на сообщение:
> Наверное был раньше флаг, как у всех стран. > Сейчас они его превратили в тряпку. quoted1
Еще есть варианты? Флаг или знамя в тряпку не превратишь. Как и тряпку знаменем не сделаешь. Мифология широко распространена у низко интеллектуальных людей.
Говоря о государственном флаге Украины, следует отметить, что относительно его происхождения сегодня распространены два мифа. Первый гласит, что сине желтый флаг символизирует голубое мирное, безоблачное небо и золотые поля пшеницы, и является древними цветами Украины, чуть ли не с периода Киевской Руси.
Где збивают гражданские самолеты ?и где море золотой пшеници?
Есть даже бредовая идея, гулявшая в начале 90х, что слово ########## тюркского происхождения и обозначает сочетание двух слов хох желтый и улу (юлу) голубой, и что так кочевники называли русских дружинников и казаков, которые воевали под этими цветами. Подобного рода миф распространен в украинофильской, националистической псевдонаучной среде. Зато интересен здесь другой момент, и связан он с Золотой Ордой. Любой спец по геральдике знает, что желтый это цвет золота, а именно так орда и называлась – Золотая Орда, а поклонялись они вечному синему небу Тенгри и его божеству Тенгрихану. Так, что пикантность ситуации состоит в том, что символ монголо-татарского ига до сих пор развевается над Украиной. Второй миф утверждает, что сине желтые цвета Галичины, есть цвета Австро –Венгерской империи Габсбургов и до 1918 года в Украине вообще подобного рода сочетания цветов не наблюдалось, и никто о них на Надднепрянской Украине никогда не слышал. Миф здесь собственно не в том, что это цвета Галичины, а в том, что на Украине подобного рода цветов не наблюдалось. Это утверждение распространено в пророссийски настроенных кругах. Так ли это? Попробуем разобраться, на чем базируются эти утверждения, и каковы их истоки. Быть может, доля истины есть в обоих утверждениях? Или же оба чего- то не договаривают?
Для начала обратимся к историческим источникам – летописанию. Известно, что первые стяги в древней Руси выполняли сигнальную функцию как во время передвижения войска, так и во время битвы. Стяг выполнял важную опознавательную функцию и, увы, являлся палкой о двух концах. На марше стяг был сигналом для своих, но и для врагов - замечательным опознавательным знаком. Иначе было нельзя, так как можно было подвергнуться атаке со стороны союзника, спешащего на помощь. В бою стяг был знаком для воинов, что князь цел и невредим и ведет битву, но он, же был и отличной мишенью, поскольку противник всегда знал, где предводитель войска. Стоило стягу пасть, и это было сигналом, что дело скверно, князь убит или пленен, а прапор достался врагу. Воин, захвативший вражеское знамя считался героем и получал особую милость от князя или короля.
Согласно миниатюрам древнерусских летописей стяги на Руси были в основном красного цвета, реже белого или зеленого, красно-белого. Из 168 известных из летописей стягов Древней Руси 147 были красные, остальные имели белый, малиновый, зеленый, синие цвета. «Червленый стяг, белая хоругвь, червленая чолка, серебряное копье – храброму Святославичу!» - читаем мы в слове о полку Игореве. На миниатюре из Радзивиловской летописи видно, что войска князя Владимира и Херсонесцев оба под красными стягами. Чем объясняется такое пристрастие русских князей и воинов именно к красному цвету? Не исключено, что именно под влиянием Византии, где красный и пурпурный цвета символизировали императорскую власть и использовались в качестве государственного стяга этот цвет и попал на Русь. Даже казацкое знамя более позднего времени почти дублировало его, в чем легко убедиться, если посмотреть на флаги Византии и Войска Запорожского.
Здесь стоит сделать небольшое отступление и пояснить кое, что для людей не сведущих в геральдике. Несмотря на то, что символические изображения и боевые стяги существовали еще в глубокой древности у всех цивилизаций, геральдика как наука сформировалась в Средние века вследствие формирования института рыцарства, системы вассалитета и рыцарско-монашеских орденов. Именно тогда формируется институт герольдов, людей составляющих и трактующих гербы. Герб в переводе (наследие) изображался на щите его владельца, начиная от короля и заканчивая простым рыцарем. Вся средневековая геральдика использовала комбинации исходя из схемы 2, 5,2. А именно: два металла: золото (желтый), серебро (белый); пять цветов (эмали) красный, пурпурный (бордо), голубой, зеленый, черный; и два меха горностай и белка, изображавшиеся на гербе символически. По правилам нельзя было накладывать металл на металл, либо мех на мех. Золото, пурпур и горностай считались знаками отличия королей или принцев, королевской крови. Однако встречались и исключения. Происходило это оттого, что государи иногда жаловали свои символы менее знатным или простым рыцарям на их герб. И это считалось самой высшей честью, какую мог получить рыцарь. Обычно такая награда вручалась за храбрость на поле битвы, либо за особые услуги оказанные монарху. Рыцари средневековья, по примеру древних героев, украшали свои щиты разными эмблемами и изображениями в память о своих боевых подвигах. Немаловажную роль здесь играла и необходимость отличия друг от друга на турнирах, ведь в железных доспехах они были совершенно одинаковы, а зрителям и самим участникам надо было распознавать сразу, где граф Анжуйский, где герцог Нормандский, а где его величество король. Совсем как нынешние команды на спортивных соревнованиях одеваются в форму разного цвета. Все современные европейские и происходящие от них флаги и гербы ведут свой род именно со средневековых рыцарских гербов или флажков, крепившихся на наконечник копья, и подчиняются законам и правилам геральдики. Цвет гербовой фигуры всегда изображался на стяге первым (верхним), а цвета поля щита ниже. Белый лев на красном поле – бело красный, но, разумеется, соблюдалось правило не всегда.
Теперь посмотрим на герб Галицкой земли, он полностью соответствует канонам средневековой геральдики, золотой лев на голубом поле, т.е. металл на эмали. Когда именно возник этот символ? Здесь однозначного ответа нет. Однако в битве при Грюнвальде в 1410 году Львовская дружина выступала именно под этим стягом, как о том пишет польский хронист Ян Длугош. Данный символ города Львова, являлся символом Русского воеводства (Галичины) в составе Речи Посполитой и сохранился до наших дней. Стяг галичских дружин был черная галка на белом поле. Отметим, что сам герб и его цветовая гамма существовали во Львове задолго до того как эти земли отошли к империи Габсбургов и никак не может считаться ее символом.
В собрании Музея Армии в Стокгольме хранится знамя Богдана Хмельницкого. Как предполагают историки это знамя было утрачено казаками Хмельницкого в битве с поляками при Берестечке в 1651 году; во время оккупации шведами территории Польши (1655) казацкое знамя вероятно оказалось среди трофеев. Знамя представляет собой коричневое полотнище с откосом (по сохранившимся акварелям его первоначальный цвет - красно-оранжевый), в центре на белом фоне изображены золотые крест, шестиконечные звезды, серебряный полумесяц и литеры "Б.Х.Г.Е.К.МЛО.В.З." (Богдан Хмельницкий - гетман его королевской милости Войска Запорожского)
В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Россия) хранится знамя Запорожского войска, представляющее собой красное полотнище, на лицевой стороне которого изображен двуглавый орел со звездами, "Спаситель, благословляющий казаков на брань, с семнадцатью звёздами кругом него" и "архангел Михаил с огненным мечом в правой руке". По кайме знамени - надпись: "Сие знамя в войско ея императорского величества низовое сделано коштом пехоты воюющей того же войска по Чёрном морю також по рекам Днепру и Дунаю". Под орлом трехмачтовый военный корабль.
Несколько казачьих знамен сохранились в Государственной коллекции трофеев в Стокгольме. Эти знамена были захвачены гетманом Великого княжества Литовского Я.Радзивиллом в боях с казаками под Черниговым и Киевом в 1651 году. Знамена принадлежали Черниговскому, Нежинскому и Киевскому казачьим полкам, а также, вероятно, горожанам Киева (знамена с киевской "кушей"). Все знамена, захваченные Радзивиллом, были зарисованы.
Турецкие и татарские знамена не использовались гетманом и в гетманских полках. Но на Запорожье они широко использовались. На запорожских знаменах, хранящихся в Петербурге видны множество полумесяцев, двулезвийных мечей, и др. В 1669 году посланники Дорошенко получили от турецкого султана знамя с полумесяцем.