> Между ними всегда было взаимопонимание и дружественные отношения > > quoted1
Известен настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области Иоанн Лойко. Три его сына были партизанами, а сам он, когда село обступили карательные отряды фашистов, принял решение остаться с ранеными, хотя население выводили из окружения. Иоанн не бросил больных, калек и беспомощных стариков. Впоследствии он и еще 300 прихожан были сожжены заживо во время литургии в сельском храме.
За содействие партизанам священников в огромных количествах расстреливали. Об этом свидетельствует письмо протоиерея Александра Романушко митрополиту Алексию, написанное осенью 1944 года. Он писал, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55%. Множества наград был удостоен настоятель Свято-Успенской церкви Ивановского района Брестской области Василий Данилович Копычко. Он не только оказывал помощь раненым, но и организовал в своем доме место встречи подпольщиков с партизанами. Священник был связующим звеном между мирным населением и солдатами. Крестьянам он рассказывал о положении на фронте, а солдатам передавал собранные в деревнях одежду, обувь и оружие. За заслуги перед Родиной протоиерей Василий Копычко был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
СССР До начала Второй мировой войны сотни священнослужителей отбывали наказание в тюрьмах и лагерях. Те, кому удалось вернуться к 1941 году, были призваны в армию. Священнослужителей не раз награждали за военные подвиги. Так, медали «Партизану Отечественной войны II степени» был удостоен Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Пузанов. В годы войны он был разведчиком советской партизанской бригады. Ему, как священнику сельского прихода, оккупанты давали относительную свободу передвижения. Пользуясь этим, Федор Пузанов снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. А в январе 1944 года он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан. Священники во время Второй мировой на территории СССР занимались в основном мирной деятельностью: укрывали солдат, вели патриотическую агитацию среди населения, состояли в антифашистких отрядах. Также священнослужители отпевали жертв боевых действий
а пошто только картинки, причем выборочно. Пусть бы люди и со статьей ознакомились
Церковь плененная
2 июля 1941 года начальник полиции безопасности в СД Гейдрих рассылает секретные указания высшим немецким офицерам. Инструкции эти весьма подробны и касаются политики Германии на территории СССР. Положению Церкви под властью немцев посвящен отдельный параграф. И вот что в нем говорилось: «Против устремлений православной церкви распространить свое влияние на массы ничего не предпринимать. Напротив, всячески содействовать им, причем изначально настаивать на принципе разделения церкви и государства и избегать единства церкви. Также не препятствовать образованию религиозных сект».
Эта директива полностью отражает взгляды Гитлера на религию, который желал, чтобы в каждой деревне «была своя секта, своя церковь». Внешне такая политика позволила бы фашистам выступать под флагом избавителей христианства от гнета большевиков. В пропагандистках материалах, выходивших на оккупированных территориях, открытие церкви преподносилось как грандиозное событие. 1 сентября 1941 года немецкий бюллетень ак описывал открытие смоленского кафедрального собора: «Полевой священник передал храм Господень, до того оскверненный большевиками, а теперь вновь устроенный русским населением.., Богослужение было проведено попом, который затаившись жил как каменщик… Верующие со всей преданностью выказывали благодарность немецким освободителям». Немецкое сообщение довольно точно передает состояние народа по случаю открытия храма. Уже несколько позднее участники знаменитой Псковской миссии рассказывали, с каким воодушевлением народ встречал каждый открытый храм, люди отдавали последнее, чтобы украсить церкви, священники не успевали крестить, исповедовать и венчать всех желающих. На первых порах люди действительно были благодарны немцам за открытие церквей. Лишь потом, когда оккупация стала реальностью, отношение к фашистам стало меняться, и постепенно религиозная политика рейха провалилась.
Кроме того, гитлеровский лозунг «каждой деревне свою церковь» лишал Церковь всякой возможности сохранить себя как организацию и объединять русских людей в условиях оккупации. Напротив, фашисты всячески играли на национальных чувствах разных народов и призывали их создавать карликовые церкви по национальному признаку. На первый взгляд это был беспроигрышный вариант – верующие ходили в храмы, а немцы получали подконтрольную карманную религиозную организацию.
Планам этим было не суждено осуществиться. Показная, но минимальная помощь немецких войск в открытии храмов быстро сошла на нет. Уже осенью 1941 года появились директивы, прямо запрещающие немецким солдатам и офицерам участвовать в богослужениях вместе с русскими. За шумихой пропагандистских статей об открытии храмов и горячей благодарности населения нельзя было скрыть очевидное: подавляющее большинство населения не стало сотрудничать с оккупантами даже после открытия храмов. Напротив, священники, служившие в храмах, часто помогали партизанам и осмеливались отказывать в погребении полицаям – добровольным помощникам фашистов из числа русских людей.
Стоит отметить, что неудачи немецкой религиозной политики в России были связаны и с позицией митрополита Сергия (Страгородского) и его ближайших сподвижников. Понимая всю сложность положения священников и мирян на оккупированной территории, церковные иерархи тем не менее призывали верующих не идти на прямое сотрудничество с фашистами: «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана». Нужно сказать, что жесткие прещения, которые обещало клирикам это соборное постановление, принятое в сентябре 1943 года, не были массовыми. Во многих случаях было очень тяжело установить степень сотрудничества духовенства с немцами. Если священник говорил какие-то проповеди в присутствии немецких военных, то сложно судить насколько добровольными были его слова, прославляющие фюрера. Митрополит Сергий (Страгородский) как никто другой понимал степень несвободы Церкви, а потому Церковь обращалась к жителям оккупированных территорий со словами поддержки и любви. Митрополит Алексий (Симанский) посвятил этому Рождественское послание 1944 года: «Мне хочется не только приветствовать вас от всего сердца, но и утешить вас в вашей великой скорби – вас отторгнутых от родных, близких и любимых…Сами вы ежеминутно находитесь под страхом смерти, находясь во власти врага, надменного и беспощадного». Эти слова митрополита Алексия были проникнуты личной болью, поскольку большая часть его епархии находилась под властью врага, а сам он пережил в Ленинграде все ужасы блокады, постоянно служа в Никольском соборе. Нельзя сказать, что призывы митрополита Алексия остались без ответа – они давали людям надежду на освобождение, вселяли уверенность и показывали, что церковь помнит о них и молится.
Провал немецкой религиозной политики «разделяй и властвуй» был связан и с действиями самих фашистов, особенно в моменты отступления. Немцы грабили и уничтожали те же храмы, которые так торжественно передавались верующим в 1941-42 гг.
> МВД заблокировало проход крестного хода по Киеву. > > Об этом заявил министр внутренних дел Арсен Аваков на своей странице Facebook. > > > > "Силами Нацполиции и Нацгвардии - МВД заблокировало проход Ходы по улицам Киева. > > Безопасность граждан -выше религиозных ритуалов", - написал он. > > Министр пояснил, что в текущей ситуации он, как Министр внутренних дел не руководствуется категориями религиозных ритуалов, а руководствуется категориями приоритета общественной безопасности. >
> "Именно поэтому, сегодня, получив соответственную информацию, в порядке предотвращения возможных террористических угроз и провокаций вокруг крестного хода православной церкви (мп) - мною были даны указания вмешаться в порядок анонсированной организаторами ходы по городу Киева", - написал он. > > "Обнаруженные с утра муляжи мин и реальные боевые закладки с гранатами не оставили у нас сомнений в реальности угроз и провокаций", - добавил он. quoted1
Слава тебе, Господи! Я порадовалась. А то боязно было за завтрашний день, учитывая что в Киеве живу.